Импорт машин и оборудования в РФ: динамика и воздействиетарифных и нетарифных мер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы импорта машин и оборудованием в России.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
- дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм
- рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием
- выявить место России на мировом рынке машин и оборудования

Содержание работы

Введение 3
1 Таможенно-тарифное регулирование импорта машин и оборудования в россию в условиях ТС 5
1.1 Государственная политика в сфере импорта машин и оборудования 5
1.2 Тарифные и нетарифные меры импорта машин и оборудования в условиях ТС 14
2 Импорт машин и оборудования в РФ: динамика и воздействиетарифных и нетарифных мер 17
2.1 Анализ спроса и предложения машин и оборудования в РФ 17
2.2 Анализ динамики импорта продукции машиностроения в РФ 25
2.3 Государственное регулирование на импорт машин и оборудования в РФ 30
3 ТЕНДЕНЦИЯ В ИЗМЕНЕНИИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В ВТО 45
3.1 Обязательство России при вступлении в ВТО 45
3.2 Оценка возможного влияния принятых обязательств на импорт машин и оборудования на перспективу 50
Заключение 60
Библиографический список 62

Файлы: 1 файл

машины и оборудование.docx

— 148.36 Кб (Скачать файл)

В результате действующее российское законодательство полностью соответствует нормам и правилам ВТО, в частности Соглашению по Торговым аспектам охраны  прав интеллектуальной собственности. Обязательства в рамках ВТО лишь подтверждают это.

Ценообразование на энергоносители

Российская политика в области ценообразования должна после присоединения России к ВТО обеспечивать покрытие затрат и получение дохода российскими производителями и поставщиками природного газа. Они должны действовать на основании коммерческих соображений. При этом эти правила не касаются поставок газа некоммерческим потребителям газа, в отношении которых Российская Федерация сохраняет право применять такое регулирование цен на природный газ, которое будет обеспечивать социально-экономические цели и задачи России. То есть, обязательства в ВТО соответствуют нынешнему законодательству и практике.

Транспарентность

Российская Федерация будет обеспечивать необходимый уровень транспарентности законодательства и практики регулирования внешней торговли в России. Все нормативные акты общего применения, регулирующие торговлю, будут публиковаться в официальных источниках, и не будут вступать в силу до момента их официальной публикации. Кроме того, при разработке нормативных правовых актов Россия будет предоставлять всем заинтересованным лицам возможность в течение разумного периода времени представить свои комментарии и предложения по проектам таких актов до того, как эти акты принимаются. Это призвано обеспечить надлежащий уровень предсказуемости правовой среды в Российской Федерации.

 Обязательства в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения.

Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд. долларов США (что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года – будет «связан» на нынешнем уровне.

Россия подтвердила, что после присоединения к ВТО (как и в настоящее время) не будет использоваться экспортные субсидии сельскому хозяйству.

3.2 Оценка возможного влияния  принятых обязательств на импорт  машин и оборудования на перспективу

Последние годы экономика России показывает достаточно устойчивые темпы роста, как валового внутреннего продукта (ВВП), так и объема промышленного производства. Хотя нельзя не отметить тот факт, что в 2013 году произошло замедление роста ВВП (6,4% против 7, 2% в 2012-м году) при одновременном снижении темпов роста промышленного производства (104% против 108,3% в 2012-м). Наибольшую долю в производстве валовой добавленной стоимости в разрезе по видам экономической деятельности составляет промышленное производство - 31,2%, в том числе 17,3% - обрабатывающие отрасли, на втором месте - предоставление услуг.

Примечательно, что в условиях фактического исчерпания потенциала «быстрого» роста добывающих отраслей промышленности (рост добычи полезных ископаемых в 2013 году составил 101,3% против 106,8% в 2012 году) и дальнейшего укрепления реального курса рубля, удалось сохранить достаточно высокие темпы роста обрабатывающих производств (105,7%, обеспечивших 2/3 общего прироста производства).

Положительная динамика промышленного роста определяется, в основном, благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и возрастающим инвестиционным спросом. Лидерами промышленного роста являются производство электротехнического оборудования, транспортных средств и металлургическое производство. Наиболее низкие темпы роста демонстрируют химическое производство и целлюлозно-бумажная промышленность. Отрицательная динамика у предприятий легкой промышленности и в производстве машин и оборудования.

В отраслях промышленности трудятся 6,7 миллионов человек, почти половина из них - заняты в машиностроительном комплексе, объединяющем 7500 крупных и средних предприятий и организаций, представленных практически во всех субъектах Российской Федерации, на втором месте - металлургический комплекс - 18,3% занятых. Это свидетельствует о социальной значимости и подчеркивает региональную специфику промышленного развития России.

Что касается распределения основных фондов, то наиболее дорогостоящие из них (среди обрабатывающих производств) сосредоточены в машиностроительном комплексе.

При этом по объемам инвестиционных вложений обрабатывающие отрасли очень сильно отстают от предприятий сырьевого сектора, что обуславливает низкие темпы обновления основных производственных фондов на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности.

Анализ данных об уровне использования мощностей, т.е. об их загрузке в разрезе видов показывает, что наиболее загружены мощности сырьевых отраслей, в то время как мощности по обработке используются менее чем на половину.

Перекос в сторону сырьевых отраслей отражается и в структуре российского экспорта. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что суммарная доля топливно-энергетического сектора и металлургии в экспорте составляет практически 70%, в то время как машины, оборудование и транспортные средства, т.е. продукция обрабатывающих отраслей с высокой долей добавленной стоимости едва превышает 10%.

Обратная ситуация с импортом. Здесь, наоборот, более трети импортных поставок приходится на машины, оборудование и транспортные средства. Значительной долей импорта являются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, а также продукция химической промышленности, что свидетельствует о все еще недостаточном развитии данных отраслей и о структурных диспропорциях внутри них, не позволяющим по тем или иным причинам удовлетворять потребности внутреннего рынка.

Поэтому очевидно, что для решения проблем промышленности и для дальнейшего эффективного развития, необходимо разработать и реализовать комплекс инструментов, механизмов и мер, т.е. установить целевые ориентиры развития промышленности, описать механизмы и сроки достижения сформулированных целей, что и составляет суть промышленной политики, реализуемой государством.

Основным инструментом промышленной политики являются разрабатываемые стратегии и концепции развития основных промышленных комплексов и меры по их реализации. В стратегиях определяются основные проблемы и ограничения отраслевого развития, цели и задачи их достижения, формулируются меры и механизмы, основные результаты их реализации.

В настоящее время завершается разработка стратегий развития металлургического, химического и нефтехимического, лесопромышленного, машиностроительного комплексов, легкой и медицинской промышленности до 2015 года.

Принятие этих стратегий позволит определить и стратегии развития соответствующих рынков, выработать ясные и четкие ориентиры развития промышленности, создать правовые и организационные механизмы их достижения.

Обсуждению проблемных вопросов и выработке эффективных мер развития обрабатывающих отраслей промышленности уже был посвящен ряд заседаний Правительства Российской Федерации. Так, были рассмотрены перспективы развития автомобильной промышленности, сельхозмашиностроения, дважды лесопромышленного комплекса. В самое ближайшее время готовятся к рассмотрению вопросы по металлургической и химической и нефтехимической промышленности.

В планах мероприятий по развитию основных промышленных комплексов содержатся общие разделы, отражающие единые приоритеты промышленной политики:

- стимулирование притока инвестиций  в промышленность;

- поддержка технического перевооружения  предприятий путем снижения или  отмены ставок ввозных таможенных  пошлин на технологическое оборудование, не производимое в России;

- поддержка экспортеров промышленной  продукции и защита отечественных  производителей на внутреннем  рынке;

- стимулирование инновационного  развития промышленности путем  частичного финансирования инвестиционных  проектов, имеющих особо важное  государственное значение, в том  числе в области критических  технологий;

- выработка мер, направленных на  совершенствование системы образования  и профессиональной подготовки  специалистов для промышленных  предприятий.

Основными задачами на ближайшую перспективу является выработка нормативной правовой базы в сфере:

- определения приоритетов промышленного  развития России;

- формирование рыночной инфраструктуры: совершенствование финансовых институтов, повышение эффективности деятельности  страховых компаний, модернизация  экономики, снижение ресурсопотребления, увеличение производительности и в конечном итоге повышение конкурентоспособности отечественного производства;

- стимулирование притока в промышленность  инвестиций, в том числе иностранных;

- обеспечение выхода на внешний  рынок конкурентоспособной продукции.

Большое значение мы придаем и участию предприятий отечественной промышленности в поставках современной конкурентоспособной техники и оборудования при реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье».

Реализация разработанных мер по развитию отраслей промышленности позволит повысить конкурентоспособность российской промышленности, повысить загрузку производственных мощностей и занятость, осуществить широкомасштабную модернизацию промышленных комплексов.

В развитии российской машиностроения можно выделить положительные тенденции, укрепившиеся в последние годы - это:

- рост производства

- увеличение прибыли - в 2,1 раза;

- рост инвестиций - в 2,8 раза;

- рост экспорта металлопродукции в стоимостном выражении - в 2,2 раза;

- сохранение достаточно высокого уровня рентабельности производства (в среднем около 23%);

- стабильный рост средней заработной платы (около 15% в год);

- формирование крупных вертикально - горизонтально интегрированных компаний (в черной металлургии - 9, в цветной - 5).

Процесс полной консолидации отрасли сейчас уже практически завершен и в течение последних лет компании активно скупали сырьевые (угольные и рудные) и производственные активы в России и за рубежом и выстраивали собственную логистику.

Прибыль машиностроительного комплекса комплекса составит 470 млрд. рублей (112% к уровню 2012 г .), инвестиции в основной капитал вырастут на 26% и составят 195 млрд. рублей.

Комплекс мер и разработанный в соответствии с ним План мероприятий по развитию машиностроительной промышленности России на позволили поддержать и укрепить позитивные тенденции, связанные с привлечением инвестиций, модернизацией производства.

1. Были отменены импортные пошлины  на основные виды высокотехнологичного  оборудования, не производимого  в России;

2. Оказывалась поддержка проектам  российских экспортеров по приобретению  контрольных пакетов акций и  участию в приватизации металлургических  предприятий за рубежом;

3. Проводилась целенаправленная  работа по устранению ограничений, действующих на внешних рынках  в отношении российской продукции;

4. В целях защиты внутреннего  рынка проводилась корректировка  ввозных таможенных пошлин на  некоторые виды продукции машиностроения, а также введение антидемпинговых  пошлин на металлопродукцию по  результатам проведенных расследований.

Однако, несмотря на благоприятные в целом результаты в развитии металлургии, имеется и ряд негативных тенденций.

1. низкая доля продукции высокой  технической готовности в экспорте  и недоступность внешнего рынка  по ряду видов продукции;

2. низкие темпы развития металлопотребляющих отраслей экономики;

3. инфраструктурные ограничения  при реализации инвестиционных  проектов по созданию новых  производственных мощностей и  развитию новых промышленных  регионов;

4. сохранение значительных объемов  импорта в результате недостаточной  конкурентоспособности ряда видов  продукции машиностроения и несвоевременного  введения защитных мер на внутреннем  рынке;

5. низкие темпы снижения удельных  расходов сырья и энергоресурсов  на производство продукции;

6. низкие темпы снижения сверхнормативных  выбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны.

Перспективы развития машиностроительного и приборостроительного комплексов связаны, в первую очередь, с ростом внутреннего потребления станков и приборов. На решение этой задачи направлен ряд мероприятий, включая повышение технического и технологического уровня производства на металлургических предприятиях, расширение номенклатуры и создание новых видов продукции, а также динамичное развитие металлоёмких отраслей: машиностроения, металлообработки, строительства и создания ими новых, современных, прогрессивных видов продукции.

Информация о работе Импорт машин и оборудования в РФ: динамика и воздействиетарифных и нетарифных мер