Импорт машин и оборудования в РФ: динамика и воздействиетарифных и нетарифных мер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы импорта машин и оборудованием в России.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
- дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм
- рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием
- выявить место России на мировом рынке машин и оборудования

Содержание работы

Введение 3
1 Таможенно-тарифное регулирование импорта машин и оборудования в россию в условиях ТС 5
1.1 Государственная политика в сфере импорта машин и оборудования 5
1.2 Тарифные и нетарифные меры импорта машин и оборудования в условиях ТС 14
2 Импорт машин и оборудования в РФ: динамика и воздействиетарифных и нетарифных мер 17
2.1 Анализ спроса и предложения машин и оборудования в РФ 17
2.2 Анализ динамики импорта продукции машиностроения в РФ 25
2.3 Государственное регулирование на импорт машин и оборудования в РФ 30
3 ТЕНДЕНЦИЯ В ИЗМЕНЕНИИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В ВТО 45
3.1 Обязательство России при вступлении в ВТО 45
3.2 Оценка возможного влияния принятых обязательств на импорт машин и оборудования на перспективу 50
Заключение 60
Библиографический список 62

Файлы: 1 файл

машины и оборудование.docx

— 148.36 Кб (Скачать файл)

В заключение отметим, что качественная господдержка модернизации производства на основе новейшего оборудования должна быть основана на режиме свободной торговли (полное освобождение от ввозных пошлин и НДС в сфере внешнеторгового регулирования), что потребует организации и проведения достаточно четкой идентификации новейшего оборудования на нормативно-правовом и методическом уровне. Для обоснованного предоставления столь впечатляющих преференций для новейшего импортного технологического оборудования, претендующего на государственные льготы, должны быть предусмотрены процедуры не только обязательной регистрации лицензионных договоров, но и проведения государственной экспертизы степени новизны ОИС и общей оценки их стоимости (в случае зачисления в уставный фонд совместного предприятия), а также экономической обоснованности платежей за ОИС в рамках лицензионного договора, входящего в состав декларируемого новейшего технологического оборудования. Это позволит минимизировать риски, связанные с ввозом устаревшего (технологически недостаточно нового) оборудования под видом новейшего, риски оттока капитала при необоснованно завышенных выплатах лицензионных платежей, завышения стоимости технологии и соответственно увеличения доли иностранного инвестора в уставном капитале и др. В настоящее время данные экономические аспекты государственного контроля и регулирования в полном объеме остаются незадействованными. Все это обусловливает необходимость разработки нормативно-правовой базы и соответствующих методик на основе тщательного комплексного изучения специалистами разных направлений (экономистами, юристами, специалистами по интеллектуальной собственности, статистике и др.) практического опыта регулирования международного трансфера новых технологий в зарубежных странах, в том числе в переходных экономиках, чтобы способствовать расширению присутствия новых технологий для качественной модернизации белорусской экономики.

Отметим, что в настоящее время в Беларуси регистрация лицензионных договоров уже осуществляется Национальным центром интеллектуальной собственности в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2009 г. № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имещественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)». Однако, как следует из Инструкции по порядку регистрации, условия лицензионного договора, относящиеся «к правильности расчетов цен договора, порядку и условиям расчета между сторонами», в данном случае не проверяются. В связи с этим следует обратить внимание на денежные операции в рамках инновационного импорта, которые в условиях неопределенной правовой среды вполне успешно можно использовать для «оптимизации налогообложения» и организации оттока капитала из страны.

В процессе разработки нормативно-правовой базы, прежде всего, будет полезен опыт Украины, где Закон о госрегулировании трансфера технологий был принят в 2006 г., а в 2012 г. с учетом предложений и дополнений заинтересованных сторон вышла его новая редакция, что свидетельствует о широкой востребованности данного Закона украинским бизнесом29.

На основе проведенного анализа можно сделать общий вывод, что в случае импорта новейшего оборудования на сегодняшний день меры государственной поддержки в полном объеме остаются незадействованными. В настоящее время с учетом вышеперечисленных проблем при необходимости закупки импортного оборудования трудно даже представить, что выбор бизнеса будет сделан в пользу новейшего оборудования и инноваций — пока это и очень дорого, и очень рискованно. Здесь на государственном уровне необходима разработка дополнительных мер стимулирования ввоза новейшего оборудования за счет освобождения от ввозных пошлин и платежей НДС и переноса тяжести налогообложения на готовую продукцию, которая впоследствии будет выпускаться при помощи этого оборудования. Ведь сегодня платежи в бюджет могут увеличивать стоимость новейшего оборудования для белорусского бизнеса от 20 % (НДС) и выше (плюс ввозная таможенная пошлина от 5 до 20 %), что достаточно серьезно сдерживает модернизацию сферы производства товаров и оказания услуг с использованием инноваций мирового уровня.

Прежде всего, необходимо введение в хозяйственную практику ВЭД понятия «новейшее оборудование» с разработкой соответствующей нормативно-правовой базы и методического обеспечения, где должны быть предусмотрены наряду с обязательной регистрацией также и проведение государственной экспертизы степени новизны ОИС в составе новейшего оборудования и общей оценки их стоимости, а также экономической обоснованности платежей в рамках лицензионных договоров.

В настоящее время, несмотря на отсутствие многих нормативных правовых документов, в отношении импорта новейшего технологического оборудования для модернизации производства можно реализовать комплекс мер госрегулирования и стимулирования, воспользовавшись тем, что в практике ВЭД ТС уже определено и широко используется понятие технологического оборудования на основе соответствующего Перечня кодов ТН ВЭД, для которого в рамках Таможенного тарифа ТС введена нулевая ввозная пошлина. Проведенный анализ показывает, что для новейшего технологического оборудования данный Перечень необходимо расширить за счет устранения протекционистских изъятий, включив в него все товарные позиции товарных групп 84—86 и 90; в рамках нового перечня ввести нулевую ввозную пошлину и полное освобождение от НДС для новейшего технологического оборудования. В отношении процедур таможенного администрирования при оформлении таможенной декларации для импорта новейшего технологического оборудования необходимо предоставить возможность неполного таможенного декларирования с увеличением сроков уточнения данных и платежей до 8 месяцев (как для экспортных операций), а также предусмотреть возможность исправления ошибок прошлых периодов по истечении этого срока.

В целом, по нашему мнению, уже сегодня совместные усилия специалистов (экономистов, юристов, специалистов по интеллектуальной собственности) органов госуправления (прежде всего, Министерства юстиции, Государственного комитета по науке и технологиям, Национального центра интеллектуальной собственности, Министерства экономики, Национального банка, Министерства иностранных дел, Государственного таможенного комитета и др.), бизнес-союзов и научного сообщества необходимо направить на комплексное исследование проблем международного трансфера новых технологий в Республике Беларусь с учетом мирового опыта и разработку закона о госрегулировании трансфера технологий, который позволил бы объединить действующие нормативные правовые акты и разработать недостающие в целях качественной модернизации экономики Беларуси с помощью эффективных мер государственного регулирования30.

 

 

3 ТЕНДЕНЦИЯ В ИЗМЕНЕНИИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В ВТО

 

 

3.1 Обязательство России  при вступлении в ВТО

Таблица 1 - Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом

 

 

ЕТТ: средневзвешенная

ВТО: средневзвешенная

Начальный уровень

Конечный уровень

Вся номенклатура

10,293

11,850

7,147

С/х товары

15,634

15,178

11,275

Промышленные товары

9,387

11,256

6,410


 

Переходные периоды для либерализации доступа на рынок, как правило, составляют 2-3 года. По наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет.

По оценкам, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Около 30% ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов.

В целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного уровня, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит порядка 4,4 процентных пункта.

Обязательства в отношении отдельных товарных групп:

• Снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15 - 5% до 6,5 - 5% в течение переходного периода и, одновременно, опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2-3%).

• Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве случае не будет иметь значимых последствий. В целом ставка пошлины снизится с 10 до 6,5%-5%. В тех же случаях, когда снижение более существенным (косметические средства, мыла и моющие средства, линолеум, некоторые готовые изделия из пластмасс) – оно будет происходить в течение 5-6-летнего переходного периода.

• Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.

• В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15%, останутся на уровне 7-9%.

• В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент присоединения к ВТО должен вернуться к «докризисному» состоянию российского тарифа периода до 2009 года. На новые легковые автомобили  произойдет снижение пошлины с 25% до 15% в течение 7 лет, причем снижение происходит в основном в течение последних 3 лет, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой - позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России. При этом пошлины на старые автомобили ( бывшие в употреблении от 3 до 7 лет) сохранятся на уровне 20% после снижения с 25% в течение переходного периода.

 Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Однако, в подавляющим большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования. Основным исключением из этого правила является сектора страхования, в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25% до 50%, а 49%-ое ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51%-ое ограничение с даты присоединения и отменяется через 5 лет. При этом с 2004 года в 49%-ое

ограничение иностранного участия в капитале страховщиков, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, не применяется к страховым компаниям с участием капитала из стран ЕС. Через 9 лет после присоединения к ВТО формально разрешается работа в России «прямых» филиалов иностранных страховых компаний – однако, ограничения, предусмотренные нашими обязательствами, позволяют сформировать для филиалов условия доступа и деятельности на российском рынке, идентичные условиям учреждения и деятельности юридических лиц, что в значительной степени лишает эту филиалы конкурентных преимуществ по сравнению с российскими компаниями.

В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Так, например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю  алкоголем.

3. Системные обязательства

Лицензирование  импорта

В рамках ВТО Россия лишь подтверждает применяемую в настоящее время  систему лицензирования импорта и видов деятельности (за исключением перехода к автоматическому лицензированию импорта алкоголя).

Сохраниться система уведомлений в отношении товаров содержащих криптографическую составляющую.

Субсидии

Обязательства России в ВТО в части субсидирования промышленности являются обычными обязательствами любой развитой страны-члена ВТО. Запрещено будет осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также предоставлять субсидии, получить которые смогут только при условии использования отечественных товаров (например, при субсидировании закупок техники, которая должна быть только отечественной или использования отечественных компонентов в производстве). Доля таких субсидий в общем объеме государственной поддержки промышленности в России крайне не велика и носит точечный характер, в то время как системные меры поддержки, осуществляемые, в том числе, в рамках Федеральных целевых программ правилам ВТО не противоречат и Россия сможет их осуществлять без ограничения объема субсидирования.  

Особые экономические зоны

Переходный период по предоставлению инвесторам в Калининградской и Магаданской ОЭЗ льгот, противоречащих правилам ВТО, позволит в полной мере реализовать инвестиционные проекты на условиях, предусмотренных нашим законодательством.

Промсборка

Переходный период, в течение которого могут сохраняться противоречащие правилам ВТО элементы режима «промышленной сборки» автомобилей и автокомпонентов, является беспрецедентным в истории ВТО по объему изъятий с экономической и правовой точки зрения. Переходный период истекает 1 июля 2018 года, когда подавляющее большинство инвесторов выйдет на полную окупаемость инвестиционных проектов и начнут получать чистую прибыль на вложенные инвестиции. Договоренности по ВТО не приведут к расторжению инвестиционных соглашений.

Охрана прав интеллектуальной собственности

В ходе переговорного процесса по присоединению Российской Федерации к ВТО, постепенно принимались нормативные акты, которые не только приводили российское законодательство в соответствии с нормами ВТО, но и совершенствовали его.

Информация о работе Импорт машин и оборудования в РФ: динамика и воздействиетарифных и нетарифных мер