Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Правоохранительная деятельность осуществляется таможенными органами всех уровней.
Государственный таможенный комитет РФ организует борьбу с нарушениями таможенных правил, включая административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов; реализует меры по пресечению незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотиков и психотропных веществ, предметов художественного и исторического достояния, оружия; оказывает содействие борьбе с международным терроризмом.
Региональные таможенные управления обеспечивают единообразное применение и осуществляют контроль за исполнением в регионе законодательства, за организацией борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями.

Содержание работы

I. Введение
II. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.
1. Дознание и действия правомерные для таможенных органов.
2. Условия при которых возбуждено уголовное дело.
3. Выемка, обыск, задержание, осмотр.
4. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.
5. Оперативно-розыскные действия связанные с ограничением прав граждан.
III. Заключение.
IV. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

дознание и оперативно-розыскная деятельность.docx

— 23.78 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                 

I. Введение                                                                                                         

II. Дознание  и оперативно-розыскная  деятельность таможенных органов.

  1. Дознание и действия правомерные для таможенных органов.             

  2. Условия при которых возбуждено уголовное дело.                                

  3. Выемка, обыск, задержание, осмотр.                                                        

  4. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.                  

  5. Оперативно-розыскные действия связанные с ограничением прав граждан.                                                                                                           

III. Заключение.                                                                                                    

IV. Список используемой литературы.                                                              

 

 

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

      Таможенное  законодательство впервые наделило  таможенные органы правоохранительной  функцией. Правоохранительная деятельность  таможенных органов является  одной из важнейших форм государственного  контроля. Она включает непосредственную  борьбу с контрабандой и иными  преступлениями в таможенной  сфере. Правоохранительная деятельность  осуществляется в следующих формах: дознание, проведение оперативно-розыскных  мероприятий, контролируемые поставки  наркотических средств и психотропных  веществ, производство по делам  о нарушениях таможенных правил  и их рассмотрение.

      Правоохранительная  деятельность осуществляется таможенными  органами всех уровней.

      Государственный  таможенный комитет РФ организует  борьбу с нарушениями таможенных  правил, включая административные  правонарушения, посягающие на нормальную  деятельность таможенных органов;  реализует меры по пресечению  незаконного оборота через таможенную  границу РФ наркотиков и психотропных  веществ, предметов художественного  и исторического достояния, оружия; оказывает содействие борьбе  с международным терроризмом.

      Региональные  таможенные управления обеспечивают  единообразное применение и осуществляют  контроль за исполнением в регионе законодательства, за организацией борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями.

     II.  ДОЗНАНИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

1. Дознание и действия правомерные для таможенных органов.

      Дознание - один из видов предварительного  расследования. Предоставление права  проводить дознание характеризует  правоохранительную деятельность  государственных органов. К их  числу, помимо таможенных органов,  относятся милиция, органы государственной  безопасности, налоговая полиция  и др.

      Поскольку  органы дознания проводят расследование,  их деятельность регламентируется  нормами уголовно-процессуального  законодательства. Осуществляется  она с целью обнаружения преступлений  и лиц, их совершающих. Таможенные  органы производят дознание по  делам, oтнесенным к их компетенции.

      Наиболее  опасным из этих преступлений  является контрабанда. Обнаружив  признаки преступления, таможенный  орган возбуждает уголовное дело  и проводит неотложные следственные  действия: осмотры, обыски, выемки, освидетельствование,  задержание и допрос подозреваемых  и свидетелей.

      Выполнив  неотложные следственные действия, таможенный орган передает дело  в прокуратуру для дальнейшего  его расследования и направления  в суд.

      На выполнение  неотложных следственных действий  закон отводит органу дознания 10 дней. О передаче дела в прокуратуру  выносится постановление. После  того как следователь примет  дело к своему производству, таможенный  орган может проводить по нему  следственные и розыскные действия  только по поручению следователя.  Однако следователь может приступить  к расследованию, не дожидаясь  выполнения органом дознания  неотложных действий.

      В составе  таможенных органов образованы  подразделения по борьбе с  контрабандой и нарушениями таможенных  правил. Дознание по уголовным  делам, отнесенным к компетенции  таможенных органов, осуществляют  отделы дознания таможен и  отделы организации дознания  региональных таможенных управлений.

      Непосредственно  же дознание проводят должностные  лица этих подразделений. Лицо, производящее дознание, начинает  его по поручению начальника  таможенного органа, но принимает  решение от своего имени и  несет личную ответственность  за ход дознания.

      В то же  время начальник таможенного  органа не может отменить постановление  лица, производящего дознание, если  на то была дана санкция  прокурора.

 

2. Условия при которых возбужденно уголовное дело.

      Независимо  от характера правонарушения  закон предусматривает единые  поводы и основания для возбуждения  дела. Под поводом к возбуждению  уголовного дела понимаются источники,  из которых таможенные органы  получают сведения о преступлениях.  Таким источником может служить  и непосредственное обнаружение  таможенным органом признаков  преступления, в том числе контрабанды.

      В отличие  от поводов основанием для  возбуждения уголовного дела  являются фактические данные, указывающие  на наличие признаков преступления.

      Когда в  таможенный орган поступает сообщение  о преступлении, он возбуждает  уголовное дело только в том  случае, если необходимо произвести  неотложные следственные действия  для того, чтобы установить и  закрепить следы преступления.

      При отсутствии  необходимости в проведении неотложных  следственных действий уголовные  дела возбуждаются только следователями.

       Анонимные  заявления, сообщение по телефону  лица, отказавшегося назвать себя, не являются поводом для возбуждения  уголовного дела.

      Уголовно-процессуальный  закон устанавливает трехдневный  срок со дня получения сообщения  о преступлении, а в исключительных  случаях - десятидневный срок  для проверки, в основном методами  таможенного контроля (досмотр, проверка  документов и т. д.) и получения  необходимых материалов и объяснений. До возбуждения уголовного дела  применяются оперативно-розыскные  меры.

      Результаты  проверки доводятся до сведения  начальника таможенного учреждения (он же является начальником  органа дознания), после чего решается  вопрос о возбуждении уголовного  дела.

      Подавляющее  число таможенных преступлений  обнаруживается работниками таможни  в ходе осуществления таможенного  контроля при проверке документов, досмотре транспорта, грузов и  личного досмотра. Сообщение о  возбуждении уголовного дела  направляется в региональное  таможенное управление и Государственный  таможенный комитет.

      Дознание  проводится только должностными  лицами таможенных органов. Но  при проведении ряда неотложных  следственных действий обязательным  условием является участие двух  понятых (осмотры, обыски, выемки, освидетельствование). В качестве  понятых могут быть вызваны  любые не заинтересованные в  деле граждане.

      Закон предоставляет  лицу, производящему дознание, возможность  привлекать к участию в осмотрах  места происшествия, помещений, предметов,  документов компетентных лиц  в качестве специалистов.

 

3. Выемка, обыск, задержание, осмотр.

     

      Выемка относится  к неотложным следственным действиям  и осуществляется таможенным  органом, если возникает необходимость  изъять определенные предметы  и документы, имеющие значение  для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся. 

      Обыск производится  в том случае, если имеются  достаточные основания полагать, что в помещении либо ином месте находятся предметы (товары, транспортные средства, иные предметы) или документы, могущие иметь значение для дела.

      Обыск проводится  по постановлению лица, проводящего  дознание, и только с санкции  прокурора. В случаях, не терпящих  отлагательства, обыск может быть  произведен и без санкции, но  с последующим сообщением об  этом прокурору в течение 24 часов. 

      Личный досмотр  является формой таможенного  контроля. Проведение его имеет  целью обнаружить предметы контрабанды  либо предметы, запрещенные к  транзиту.

      Цель проведения  личного обыска шире, чем при  личном досмотре. Помимо указанных  выше предметов в результате  обыска могут быть обнаружены  и другие вещественные доказательства: документы, товарные чеки, квитанции  на отдельно следующий багаж,  записные книжки, содержащие сведения, интересующие следствие. Поэтому  проведение личного досмотра  не исключает последующее проведение  личного обыска.

      Вопрос о  задержании гражданина ставится  перед начальником таможенного  органа в одном из трех случаев:

  - если лицо застигнуто  при совершении преступления  или непосредственно после его  совершения;

  - если очевидцы прямо  укажут на него как на лицо, совершившее преступление;

  - если на одежде  подозреваемого, при нем или в  его жилище обнаружены явные  следы преступления (ст. 122 УПК РСФСР).

      Задержание  может быть произведено, например, если на одежде подозреваемого обнаружены следы наркотиков. Для того чтобы получить необходимые доказательства, необходимо произвести освидетельствование лица. Закон допускает возможность задержания и в тех случаях, когда лицо пытается совершить побег, когда не установлена его личность или лицо не имеет постоянного места жительства.

      О каждом  случае задержания дознаватель  составляет протокол, который утверждается  начальником таможенного органа.

      По каждому  факту задержания по подозрению  в совершении преступления таможенный  орган должен письменно в течение  24 часов уведомить прокурора,  осуществляющего надзор за законностью  действий данного органа дознания.

      Если задерживается  иностранный гражданин, начальник  органа дознания  обязан  доложить  об  этом в  Государственный   таможенный  комитет РФ.

      По уголовным  делам адвокат оказывает помощь  лицам, привлеченным к ответственности,  в качестве защитника.

      Как правило, защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу участие защитника возможно и до предъявления обвинения - с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения (ч. 1 ст. 47 УПК РСФСР).

      Поэтому  лицо, задержанное по подозрению  в совершении таможенного преступления, имеет право пригласить защитника. 

      Основания  для проведения осмотра установлены  ст. 178 УПК РСФСР. Возможен осмотр  места происшествия, помещения, предметов,  документов. Осмотр проводится с  целью обнаружения следов преступления, других вещественных доказательств.

      В случаях,  не терпящих отлагательства, осмотр  места происшествия проводится  до возбуждения дела.

      Осмотр чаще  всего связан с контрабандой  и проводится с целью обнаружения  предметов контрабанды. Осмотру  могут подлежать предметы, изъятые  при личном обыске и задержании  лица. К проведению осмотра, когда  необходимо установить качество  предметов, фабричную маркировку  и другие отличительные признаки, возможно привлечение специалиста. 

      Ответ на  этот вопрос зависит от того, требуется ли по данному делу  проводить предварительное следствие  нет.

      По контрабанде,  например  предварительного следствия обязательно, поэтому прекращение уголовного дела на стадии дознания недопустимо. Дознаватель обязан составить постановление о направлении дела следователю.

      По другим  делам, по которым предварительное  следствие не обязательно (таможенные  преступления к ним не относятся), возможно прекращение дела постановлением органа дознания.

4. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.

      Характер  и содержание оперативно-розыскной  деятельности определены Уголовно-процессуальным  кодексом, Федеральным законом "Об  оперативно-розыскной деятельности  в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. В Таможенном  кодексе соответствующие нормы  содержатся в главе 36.

      В федеральном  законе она определена как  вид государственной деятельности, которая осуществляется гласно  и негласно соответствующими  подразделениями государственных  органов посредством проведения  оперативно-розыскных мероприятий  в целях защиты собственности,  обеспечения безопасности общества  и государства от преступных  посягательств.

Информация о работе Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов