Анализ системы определения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является анализ системы определения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию таможенной стоимости и рассмотреть назначение и направление её использования.
2. Охарактеризовать систему методов определения таможенной стоимости.
3. Раскрыть сущность методов таможенной стоимости.
4. Проанализировать документальное оформление и контроль таможенной стоимости .
5. Рассмотреть вопросы совершенствования таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров.

Содержание работы

Введение
1 Система определения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров
1.1 Понятие таможенной стоимости. Оценка товаров в таможенных целях
1.2 Система определения таможенной стоимости
1.3 Методы определения таможенной стоимости
2 Современное состояние системы таможенной стоимости на ТТ ТС
2.1 Пути совершенствования системы таможенной стоимости на ТТ ТС
2.2 Проблемы при определении таможенной стоимости на ТТ ТС
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ оригинал.docx

— 168.29 Кб (Скачать файл)

Ключевая цель деятельности таможенных органов - максимальное содействие международным экономическим отношениям, ускорение товарооборота. При этом нельзя забывать о том, что таможенная служба исторически формировалась  как государственный фискальный аппарат, основная задача которого - пополнение федерального бюджета.

Наиболее эффективным  способом увеличения дохода бюджета  от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер  государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также  на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому  от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление  в федеральный бюджет стопроцентных  сумм таможенных платежей и действенность  таможенного регулирования.

Как уже упоминалось ранее Закон о таможенном тарифе предусматривает шестиступенчатую методику определения таможенной стоимости импортируемых товаров: 1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами, 2) по стоимости сделки с идентичными товарами, 3) по стоимости сделки с однородными товарами, 4) вычитания стоимости, 5) сложения стоимости, 6) резервный метод.

Тем не менее, на практике в  большинстве случаев применяется  первый и шестой метод, что приводит к возникновению ошибок при определении  таможенной стоимости. Чаще всего это  связано с проблемой наличия  единого ценового пространства, а  также с трудностями взаимопонимания  участника внешнеэкономической  деятельности и таможенных органов  в процессе определения и контроля таможенной стоимости.

Основным методом определения  таможенной стоимости является метод  по цене сделки с ввозимыми товарами. Поэтому начинать оценку следует  всегда с проверки применимости данного  метода. При невозможности его  использования применяется последовательно  каждый из последующих методов. Методы вычитания и сложения могут применяться  в любой очередности.

В практической деятельности таможенные органы, практически не применяя метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми  товарами, минуя последующие, используют резервный метод. Данное обстоятельство приводит к необоснованному изменению таможенной стоимости и, как следствие, - к увеличению сумм платежей, произведенных с нарушением законодательства.        Определение таможенной стоимости является одной из самых дискуссионных проблем в таможенном деле. Несмотря на то что методы определения таможенной стоимости прямо закреплены в законодательстве, их применение в практической деятельности вызывает множество вопросов как для участников экспортно-импортных операций, так и для таможенных органов.

Мировая практика, положенная в основу системы определения  таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости  не должна зависеть от метода ее определения.

Международные организации  рассматривают таможенную оценку в  качестве меры по защите отечественного производителя. Однако несовершенство ее методики влечет за собой серьезные  проблемы для национальной экономики.

Недостатки системы таможенной оценки товаров влекут за собой невозможность  или, по крайней мере, затруднительность  для участников внешнеторговой деятельности рассчитать сумму денежных средств, которую они должны уплатить в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу. В связи  с этим затруднительно точно прогнозировать экономический результат внешнеторговой сделки. Поэтому таможенная оценка выступает в качестве дополнительного  барьера, затрудняющего ведение  внешней торговли.

С приходом кризиса давно  отлаженная система ввоза в Россию различных товаров начала буксовать  — таможенные органы стали требовать  от импортеров увеличения заявленной стоимости грузов.

Таким образом, меры и методы, которые сегодня принимает таможенная служба, не создают условий для  развития экономики страны. Причем стратегические ошибки, цель перевыполнить  план ведомства невзирая ни на что, касаются напрямую всех нас как конечных потребителей. Из-за необоснованных дополнительно взысканных платежей покупатель платит в магазине за импортный товар в 1,5 – 2 раза дороже, чем европейский потребитель. Такие меры ведут лишь к необоснованному росту цен и дефициту. Такие действия сводят на нет все попытки руководства страны, бизнес сообщества на создание конкурентно устойчивого реального сектора экономики страны. Для справки: 10 лет назад таможенные платежи составляли 15 – 17% бюджета страны. Сегодня – это более 50% бюджета.

Корректировке таможенной стоимости  подвергается 98% грузов. Цены при этом таможня поднимает на 10 – 50 % от заявленной по контракту стоимости. Финансового  или экономического обоснования  этих корректировок нет: наоборот, в  прошлом году Правительство уменьшило  средневзвешенную ставку импортной  пошлины почти на 1%. С 11,5 в 2008 году до 10,6 – 11% в 2009 году, а в 2010 году с 10,6 до 10,9%.

Корректировка таможенной стоимости  ничего, кроме дополнительной нагрузки на импортеров не дает, что, в свою очередь, сказывается напрямую на потребителях. Импортеры вынуждены отказываться и возвращать импортный груз отправителю, или в доход государства. Есть случаи, когда просто бросают груз, т.к. его реализация на российском рынке  после такой таможенной политики становится нерентабельной, или денежных средств оплатить корректировку таможенной стоимости нет. Таким образом, создаются условия для сворачивания импорта или переориентации его на другие не совсем легальные схемы.

Таможня выбирает максимально  возможную стоимость импортного товара — вся номенклатура представлена в постоянно обновляемой базе данных. Таможенные органы часто и  не пытаются установить действительную стоимость товара, а в качестве повода для корректировки используют недостатки в оформлении и содержании документов.

По данным Федеральной  таможенной службы, в 2009 году более 8000 дел (70% от общего количества) было решено в пользу импортеров и экспортеров. По искам, связанным с корректировкой таможенной стоимости, таможня проигрывает 80% дел.

Для сравнения 2011 года с 2012 по данным ФТС:

ФТС России сообщает, что за сентябрь 2011 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными  органами, составляет 518,57 млрд. рублей.

Таким образом, за девять месяцев 2011 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4160,9 млрд. рублей.

ФТС России сообщает, что за сентябрь 2012 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными  органами, составляет 501,77 млрд. рублей. Таким образом, за девять месяцев 2012 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4726,36 млрд. рублей.

Взимание таможенных платежей, контроль таможенной стоимости и  тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Пополнение доходной части федерального бюджета является одной из основных задач таможенных органов. В 2011 году в доход федерального бюджета  перечислено 6 029,3 млрд. рублей, что составляет 103,5 % от установленного контрольного показателя по перечислению таможенных платежей, что на            1 699,2 млрд. рублей больше, чем в 2010 году.

Статистика внешней  торговли Российской Федерации.

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2011 году составил 821,3 млрд. долларов США1 и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,2 %, в том числе экспорт –                                516,0 млрд. долларов США (рост на 30,0 %), импорт – 305,3 млрд. долларов США (рост на 33,4 %). Cальдо   торгового   баланса   составило 210,7 млрд.  долларов США, что на 42,5 млрд. долларов США больше, чем в 2010 году.

2.2 Проблемы при  определении таможенной стоимости  в РФ.

Одна из актуальных проблем в работе таможенных органов  — контроль за определением таможенной стоимости. Таможенные органы неоднократно пытались создать механизмы контроля за декларируемой стоимостью. За последние годы принят ряд документов, ликвидирующих пробелы в действующем законодательстве. В частности, были введены комбинированные ставки! таможенных пошлин. Таможенники получили право определять! величину пошлины не только как процент от продекларированной стоимости, но и как фиксированную сумму за каждую единицу веса, объема или площади импортируемого товара. Следующим шагом стало создание механизма контроля по каждому случаю ввоза в страну товаров, чья декларируемая стоимости заметно отличается от установленной ФТС России временной! условной оценки, определяемой на основе мировых цен. Это только временное решение, так как в настоящее время приказы и постановления всегда будут отставать от реальных проблем поэтому без каких-либо кардинальных изменений в области oпределения и контроля таможенной стоимости обойтись нельзя.

На практике существует комплекс проблем, связанных с не правильным определением таможенной стоимости товаров например манипуляции с таможенной стоимостью, а также трудности в применении установленных законодательством методов ее исчисления.

Говоря о манипуляциях с таможенной стоимостью, обычно имеют в виду ее занижение. Это вполне справедливо, если? подразумевать в первую очередь фискальную функцию таможенной стоимости как базы для взимания таможенных пошлин, сборов, налогов и иных платежей. В этом случае занижение таможенной стоимости действительно ведет к недополучению платежей в бюджет.

Помимо фискальной функции таможенная стоимость служит основой для контроля за репатриацией валютной выручки и вывозом средств в уплату за импортируемые товары. С этой точки зрения актуальной проблемой остается не только умышленное уменьшение декларируемой таможенной стоимости, но и ее завышение. Оно позволяет незаконно и бесконтрольно вывозить капиталы за рубеж, повышая реальную стоимостную оценку импортируемого товара и, следовательно, отправляя за пределы Российской Федерации и большую, чем следует по сделке, денежную сумму.

Помимо этого  российские филиалы иностранных  фирм, а также расположенные в  России совместные предприятия могут умышленно завышать стоимость ввозимых в Российскую Федерацию сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве товаров на территории нашей страны, тем самым снижая налогооблагаемую базу, т.е. в итоге способствуя уменьшению поступлений в бюджет.

Занижение таможенной стоимости представляет собой серьезную проблему не только с точки зрения фискальной функции ее определения, но и в связи с экономической сущностью данной нетарифной меры регулирования внешнеэкономической деятельности. Так, при экспорте товаров занижение таможенной стоимости, так же как и в предыдущем случае, ведет к незаконному вывозу денежных средств с территории России, так как часть реально полученной экспортной выручки не репатриируется из-за границы. Кроме этого занижение таможенной стоимости при вывозе товаров может повлечь за собой применение санкций против Российской Федерации, в частности антидемпинговых и компенсационных пошлин, если стоимость ввозимых товаров окажется ниже их стоимости внутри страны. Вывоз товаров по заниженной стоимости может вызвать их дефицит на российском рынке, что повлечет за собой повышение внутренних цен и может сделать данные товары труднодоступными для российского потребителя.



Правильное определение  таможенной стоимости важно не только и не столько для взимания должных сумм платежей в бюджет, но и в целях валютного и экспертного контроля, защиты российских интересов на международной арене, те. Для обеспечения экономической безопасности и стабилизации страны в целом.

Следовательно, в целях защиты экономических  интересов РФ необходимо правильно  определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с нею  ни в сторону завышения, ни в сторону  занижения. Сложность в применении метода на основе вычитания стоимости  состоит в недостаточной информации. Для определения величины тех  расходов, которые необходимо вычесть  из внутренней цены товара, нужно владеть  статистической информацией о средней  величине этих расходов в данном регионе  РФ. В настоящее время подобная информация практически отсутствует: статистические органы нашей страны  мало занимаются сбором, обработкой и  обобщением информации. Те результаты, которые публикуются, зачастую не доходят  до сотрудников таможенных органов, Такая ситуация значительно усложняет  работу таможенных органов по определению таможенной стоимости этим методом.

Таким образом, чтобы  обеспечить возможность применения метода на основе вычитания стоимости, необходимо наладить взаимодействие таможенных статистических органов по сбору  и анализу информации в РФ с  целью представления всем заинтересованным лицам, в том числе  декларантам  и сотрудникам таможенных органов, полной и достоверной информации  о средней стоимости предоставляемых  транспортных, складских и подобных услуг в данном регионе страны. Для этого будет целесообразно  издавать специальные периодические  статистические сборники для таможенных органов, в которых будут более  подробно описаны стоимость каждого  вида товара и оказываемых услуг.

Метод на основе сложения стоимости оказывается  трудно применим в практике таможенной деятельности, так кА иностранный  производитель не предоставляет  в польз0ование декларанта калькуляцию  себестоимости товара. Это связано  с тем, что подобная информация чаще всего носит конфиденциальный характер и представляет собой коммерческую тайну. Таковы основные причины того, что в практике таможенной деятельности чаще всего применяются только первый и последний методы.

Помимо неполного  использования методов определения  таможенной стоимости существуют и  другие проблемы в этой области. Использование  механизма контроля таможенной стоимости  сдерживается отсутствием информации о реальной таможенной стоимости  товаров, поставляемых в Россию. Подобную информацию ФТС России может получить только от своих коллег за рубежом, оформлявших вывоз этих товаров.

Достаточно сложные  проблемы вызывает определение таможенной стоимости товаров, экспортируемых с таможенной территории РФ. Порядок  определения таможенной стоимости  товаров, вывозимых с таможенной территории, устанавливает Правительство РФ, но нормативной правовой базы,  регламентирующей такой порядок, нет. Проблема  заключается не только в невозврате части экспортной выручки на территорию России и в изначально заниженной таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, но и в неправомерном возврате налога на добавленную стоимость. Эта проблема усугубляется  положением, сложившимся в вопросе ценообразования на продукцию национального производителя. На сегодняшний день  в России нет закона о калькулировании, действует лишь норма.

Информация о работе Анализ системы определения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров