Анализ организации системы управления в таможенной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.
Задачи:
Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические основы управления
в системе таможенных органов……………………………3
1.1 Требования, предъявляемые к управлению
в таможенных органах……………………………3
1.2 Организационные структуры управления
в системе таможенных органов………………………..….9
Глава 2. Анализ организации системы управления
в таможенной службе…………………………12
2.1. Анализ системы управления в Нижегородской таможне……………..…12
2.2. Анализ организации системы управления
в Нижегородской таможне………………………….14
Глава 3. Совершенствование организации управления
в таможенных органах…………………………25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсач мен.docx

— 63.10 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1.  Теоретические основы управления

в системе таможенных органов……………………………3

1.1 Требования, предъявляемые  к управлению 

в таможенных органах……………………………3

1.2 Организационные структуры  управления

в системе таможенных органов………………………..….9

Глава 2. Анализ организации  системы управления

в  таможенной службе…………………………12

2.1. Анализ  системы управления в Нижегородской таможне……………..…12

2.2. Анализ организации  системы управления 

в Нижегородской таможне………………………….14

Глава 3. Совершенствование  организации управления

в таможенных органах…………………………25

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

Введение

       В условиях становления цивилизованных рыночных отношений в нашей стране перед государственными службами стоит задача создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном использовании организационных воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных служб, что предполагает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — качественные изменения во всей структуре и методах управления.

       Поэтому проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически значимых проблем в комплексе взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы.

       Проблематика темы заключаются в, зачастую, неосознанности того, что именно управленческие процессы взаимодействия руководителя на подчиненных предопределяют успех совместной деятельности таможенного органа. Ведь само по себе управление в системе таможенных органов во многом зависит именно от руководителя, его личных качеств, стиля управления, методов воздействия, организационной структуры, согласно которой осуществляются процессы управления.

       Проблема совершенствования управления организациями являлась предметом исследований многих зарубежных и российских ученых. Теории контроллинга на предприятии посвящены работы зарубежных и отечественных экономистов Э. Майэра, Р. Манна, Х. Фольмута, Е.А. Ананькиной, С.В. Данилочкина, В.М. Носова, С.Г. Фалько, А.М. Карминского, А.М. Оленева, А.Г. Примак и других.

       Объект исследования: процессы управления в таможенных органах Российской Федерации.

Предмет исследования: управление в системе таможенных органов.

       Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.

Задачи:

  1. Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
  2. Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
  3. Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.

Глава 1.  Теоретические основы управления в системе таможенных органов

1.1 Требования, предъявляемые  к управлению в таможенных  органах 

       Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее. Управление – это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов.

       Законы управления отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования.

К ним относятся:

  1. Закон единства системы управления.
  2. Закон пропорциональности.
  3. Закон оптимального соотношения централизации функций управления.
  4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

       Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

      Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы – таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект. Поэтому главным в использовании законов управления является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.

       Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов[1].1

       Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.

       В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

       Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

       Системность - ведущий принцип управления. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.

       Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов.     

       Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами.

       Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие общие принципы управления.

       Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.

К частным относятся принципы управления:

-                   Законности.

-                   Централизации в сочетании с разумной децентрализацией.

-                   Непрерывности.

-                   Оперативности.

-                   Гибкости.

-                   Ответственности.

-                   Преемственности.

-                   Нацеленности на конечный результат и другие.

       Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и ряд других. Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.

К ним можно отнести  принципы управления[2]:2

-                   Единоначалия.

-                   Конкретности.

-                   Разделения труда.

-                   Скалярный.

-                   Иерархии.

-                   Единства распорядительства и одного начальника.

-                   Делегирования полномочий.

-                   Диапазона управления и другие.

       Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.

       В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника.       На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов руководитель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом руководителя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенными органами и сотрудниками.

       Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и таможенных постов.

       Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях.

        Принцип конкретности управления требует конкретного анализа ситуации, для чего нужна добротная научная информация о системе управления и об ее внешней среде.

        Принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.

       Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.

        Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.

1.2 Организационные  структуры управления в системе  таможенных органов

       Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.

       Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого[3].3 При анализе организационных структур и управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения. К звеньям управления в системе таможенных органов относятся: ГТК России, управления и самостоятельные отделы ГТК России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты и отдельные специалисты, выполняющие соответствующие профессиональные или управленческие функции. Эти звенья управления находятся на соответствующих уровнях иерархии управления.

       Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.

       Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ГТК России, РТУ, таможни, таможенные посты.

Информация о работе Анализ организации системы управления в таможенной службе