Анализ эволюции международной торговли и выявление ее значения на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ эволюции международной торговли и выявление ее значения на современном этапе.
Цель курсовой работы предполагает выполнение следующих задач:
- определение понятия, структуры, форм и значение международной торговли на современном этапе;
- рассмотрение истории становления и современных теорий международной торговли;
- изучение основных проблем международной торговли;
- анализ современного состояния и динамики развития международной торговли.

Файлы: 1 файл

Тура готово.docx

— 52.58 Кб (Скачать файл)

Теория абсолютных преимуществ  Адама Смита предполагает, что  реальное богатство страны состоит  из товаров и услуг, доступных  её гражданам. Если какая-либо страна может  производить тот или иной товар  больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы  страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать  в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей  силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более  эффективных методов работы.[19]

Характеристиками совершенствования международной торговли выступают объем мирового товарооборота, товарная структура экспорта и импорта и ее динамика, а также географическая структура международной торговли. Экспорт – это продажа иностранному покупателю товара с вывозом его за границу. Импорт – покупка у иностранных продавцов товаров с ввозом его из-за границы.

Современная международная  торговля развивается достаточно высокими темпами. Среди основных тенденций  развития международной торговли можно  выделить следующие:

1. Происходит преимущественное  развитие торговли по сравнению  с отраслями материального производства  и всего мирового хозяйства  в целом. Так, по некоторым  оценкам, за период 50–90-х годов  ХХ века ВВП мира вырос примерно  в 5 раз, а товарный экспорт  – не менее чем в 11 раз.  Соответственно, если в 2000 году  ВВП мира оценивался в 30 трлн  долл., то объем международной  торговли – экспорт плюс импорт  – в 12 трлн долл.

2. В структуре международной  торговли растет доля продукции  обрабатывающей промышленности (до 75%), из которой более 40% – машиностроительная  продукция. Лишь 14% составляет топливо  и другое сырье, доля сельскохозяйственной  продукции – около 9%, одежда  и текстиль – 3%.

3. Среди изменений в  географическом направлении потоков  международной торговли наблюдается  повышение роли развитых стран  и Китая. Однако развивающимся  странам (в основном за счет  выдвижения из их среды новых  индустриальных стран с выраженной  экспортной ориентацией) удалось  существенно усилить свое влияние  в этой сфере. В 1950 году на  них приходилось только 16% мирового  товарооборота, а к 2001 году  – уже 41,2%.

Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 1960-е годы Западная Европа — главный центр международной  торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 1980-х  годов Япония стала выбиваться в  лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг Тайвань. Однако к середине 1990-х годов США выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн. долл. США. Доля группы товаров составляет 80%, а услуг - 20% от общего объема торговли в мире.

4. Важнейшим направлением  развития внешней торговли является  внутрифирменная торговля в рамках  ТНК. По некоторым данным, на  внутрифирменные международные  поставки приходится до 70% всей  мировой торговли, 80–90% продаж лицензий  и патентов. Так как ТНК –  важнейшее звено мировой экономики,  мировая торговля является в  то же время торговлей в  рамках ТНК.

5. Расширяется торговля  услугами, причем несколькими способами.  Во-первых, это трансграничная поставка, например, дистанционное обучение. Другой способ поставки услуг  – потребление за рубежом –  предполагает передвижение потребителя  или перемещение его собственности  в страну, где услуга предоставляется,  например, услуга гида в туристической  поездке. Третий способ – коммерческое  присутствие, например деятельность  в стране иностранного банка  или ресторана. И четвертый  способ – перемещение физических  лиц, являющихся поставщиками  услуги за границей, например, врачей  или преподавателей. Лидером в  торговле услугами являются наиболее  развитые страны мира.[20]

Регулирование международной  торговли подразделяется на государственное  регулирование и регулирование  с помощью международных соглашений и создания международных организаций.

Методы государственного регулирования международной торговли можно разделить на две группы: тарифные и нетарифные.

1. Тарифные методы сводятся  к использованию таможенных пошлин  – особых налогов, которыми  облагаются продукты международной  торговли. Таможенные тарифы –  это плата, взимаемая государством  за оформление провоза за границу  товаров и иных ценностей. Такая  плата, называемая пошлиной, учитывается в цене товара и оплачивается, в конечном счете, потребителем. Таможенное обложение предполагает использование импортных пошлин для затруднения ввоза в страну иностранных товаров, реже используются экспортные пошлины.

По форме исчисления различают  пошлины:

а) адвалорные, которые взимаются  в процентах от цены товара;

б) специфические, взимаются  в виде определенной денежной суммы  с объема, массы или единицы  товара.

Важнейшими целями использования  импортных пошлин являются как непосредственное ограничение импорта, так и ограничение  конкуренции, в том числе недобросовестной. Ее крайней формой является демпинг  – продажа на внешнем рынке  товара по ценам, ниже существующих на идентичный продукт на внутреннем рынке.

2. Нетарифные методы многообразны  и представляют собой совокупность  прямых и косвенных ограничений  внешнеэкономической деятельности  с помощью разветвленной системы  экономических, политических и  административных мероприятий. К  ним относятся: 

квотирование (контингентирование) – установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление  определенных внешнеторговых операций. На практике контингенты обычно устанавливаются  в форме списков товаров, свободный  ввоз или вывоз которых ограничен  процентом от объема или стоимости  их национального производства. При  исчерпании количества или суммы  контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается;

лицензирование – выдача хозяйствующим субъектам специальных  разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций. Оно часто применяется  вместе с квотированием для контроля квот на основе лицензий. В некоторых  случаях лицензионная система выступает  разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения  дополнительных таможенных доходов;

эмбарго – запрет на проведение экспортно-импортных операций. Оно  может распространяться на определенную группу товаров или вводиться  в отношении отдельных стран;

валютный контроль – ограничение  в кредитно-денежной сфере. Например, финансовая квота может ограничивать количество валюты, которое может  получить экспортер. Ограничения количественного  порядка могут распространяться на объем иностранных инвестиций, количество иностранной валюты, вывозимой  гражданами за границу, и т.п.;

налоги на экспортно-импортные  операции – налоги в качестве нетарифных мер, которые не регулируются международными соглашениями, как таможенные пошлины, и поэтому взимаются как с  отечественных, так и с зарубежных товаров. Возможны и субсидии со стороны  государства для экспортеров;

административные меры, которые  связаны в основном с ограничениями  по качеству продаваемых товаров  на отечественном рынке. Важное место  занимают национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может послужить  поводом к запрету ввоза импортной  продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Подобным образом система  национальных транспортных тарифов  нередко создает преимущества в  оплате перевозки грузов экспортерам  по сравнению с импортерами. Кроме  того, могут использоваться также  другие формы косвенных ограничений: закрытие для иностранцев отдельных  портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при  производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет на приобретение государственными организациями  импортных товаров при наличии  национальных аналогов и т.д.[21]

Можно сделать следующий  вывод что совершенствование  товарной структуры международной  торговли у каждого государства  может быть разной. Это обуславливается  некоторыми факторами:

-  внутриэкономическим  состоянием того или иного  государства;

- какое место государство  занимает на международном рынке;

- какие государства союзники  имеются для комлекстного совершенствования  товарной структуры государства  на международной экономической  арене и т.д.

 

 

Заключение

 

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов  всего нынешнего объема международных  экономических отношений. Ещё ни одной стране мира не удалось создать  экономику, без участия в международной  торговле. В современных условиях активное участие страны в мировой  торговле связано со значительными  преимуществами: оно позволяет более  эффективно использовать имеющиеся  в стране ресурсы, приобщиться к  мировым достижениям науки и  техники, в более сжатые сроки  осуществить структурную перестройку  своей экономики, а также более  полно и разнообразно удовлетворять  потребности населения.

Международная торговля является следствием международного разделения труда и международной специализации. Это закрепляет за ней серьёзные  перспективы развития. Кроме того, мировая торговля способствует углублению интернационализации производства, международной экономической интеграции и глобализации. Исходя из этого  изучение её современного положения  и рассмотрение перспектив её развития необходимо для построения внешнеэкономической  стратегии как на макро-, так и  на микроуровне. Это означает, что  не только государства должны иметь  свою программу поведения на международном  рынке товаров и услуг, но и  сами предприятия и организации, работающие на этом рынке должны иметь  стратегические концепции функционирования и поведения в меняющихся условиях.

Внешняя торговля, особенно в странах с открытой экономикой, где высока доля продукции, реализуемой  на мировых рынках, оказывает огромное влияние на общее состояние экономики. Ухудшение условий экспорта товаров (снижение цен, уменьшение спроса на них) или импорта (его удорожание) может  вести к падению национального  производства, ухудшению состояния  платёжного баланса, снижению курса  национальной валюты. Особенно тяжело снижение объёмов внешней торговли отражается на положении стран с  однобокой структурой экспорта, порождает  нестабильность их экономики.

Динамика развития международной  торговли характеризуется стремительным  ростом объёмов товарооборота в  последнее десятилетие. Это обусловлено  как ростом экономического, так и  научно-технического потенциала большинства  государств. При этом важно отметить тенденцию, согласно которой растёт доля торговли готовой продукцией по отношению к доле торговли сырьём и материалами. В том числе  повышаются и объёмы торговли полуфабрикатами. В растущем многообразии форм международной  торговли весомое положение начинает занимать внутрикорпоративная торговля ТНК. Это объясняется прежде всего  укреплением позиции на международном  уровне самих ТНК, а так же естественным благоприятным положением связанных, но находящихся в разных странах  подразделений.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства способствуют активизации международной торговли. Объёмы международной торговли, движущей все международные товарные потоки, растут быстрее производства. Они  растут и относительно предыдущих, при чём большими темпами. Кроме  того, меняется и структура торговли. Сейчас преобладает торговля готовой  продукцией над торговлей сырьём и материалами. Географическая структура  международной торговли также изменяется: основной товарооборот развивающихся стран направляется на развитые, они же в свою очередь торгуют по большей части между собой, переориентируясь при этом все в большей степени на рынок услуг, развивают сферу международного туризма. Кроме того, развивающиеся и постсоциалистические страны расширяют свой экспорт рабочей силы.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что в динамике наблюдается стремительный рост объёмов международной торговли, а доля готовой продукции в  нём неуклонно растёт. Структура  международной торговли, как географическая, так и товарная постоянно меняется, представляя собой в данный момент систему из двух элементов: развитые страны, торгующие в основном между  собой, и развивающиеся страны, поставляющие свою продукцию в развитые страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.– М.: Экономистъ, 2004.– 366с.

2. Аристов Г. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь. 1993. №32. С.15

3. Борисов С. На сырье  надежды мало // Экономика и жизнь. 1997. №47. С.30

4. Иващенко А.А. Товарная  биржа. – М.: Международные отношения, 2001.

Информация о работе Анализ эволюции международной торговли и выявление ее значения на современном этапе