Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является оценка действующей системы контроля таможенной стоимости, выявление основных проблем на этапе таможенного оформления с момента заявления стоимости до ее принятия таможенным органом и предложение путей совершенствования применяемой таможенными органами системы контроля таможенной стоимости.
Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
рассмотрение нормативно - правовой базы, регламентирующей порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
изучение механизма контроля таможенной стоимости таможенными органами;
осуществление анализа деятельности Находкинской таможни и отдела контроля таможенной стоимости;

Содержание работы

Введение
1. Сущность и порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
1.1 Таможенная оценка товаров как необходимое условие перемещения товаров через таможенную границу
1.2 Законодательная и нормативно-правовая база оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
1.3 Система контроля таможенной стоимости
2. Организация контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
2.1 Динамика и особенности ввоза товаров через Находкинскую таможню
2.2 Механизм контроля таможенной стоимости в Находкинской таможне
2.3 Оценка итогов контроля таможенной стоимости товаров в Находкинской таможне
3. Предложения по совершенствованию системы контроля таможенной стоимости
3.1 Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы контроля таможенной стоимости
3.2 Информационное обеспечение системы контроля таможенной стоимости товаров
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ - Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости товаров.doc

— 934.50 Кб (Скачать файл)

наблюдаемое увеличение экспортных поставок обусловлено значительным ростом поставок нефтепродуктов (в 5 раз), черных металлов (в 2 раза), при этом сокращение вывоза древесины (в 2 раза) и некоторых других товаров не оказало влияния на общий объем экспортных поставок. не оказало существенного влияния на общий объем вывозимых товаров;

рост импорта обусловлен увеличением ввоза автомобилей (на 32%), изделий из черных металлов (на 28 %), аппаратов телефонных и факсимильных (на 27%), штукатурных материалов (в 8,2 раза) и прочих структурообразующих товаров.

Таким образом, развитие внешнеторговых отношений по-прежнему имеет негативный характер - высока доля вывоза невосполнимых природных ресурсов и сырья (75% вывозимых товаров), взамен ввозятся автомобили, дорогостоящие высокотехнологичные товары, товары народного потребления.

В период 2005-2008 гг. в среднем наблюдается тенденция роста внешнеторгового оборота по обеим его составляющим. Можно предположить, что тенденция роста сохранится и в дальнейшем, если не произойдет коренных изменений в таможенном законодательстве РФ или в конъюнктуре мировых цен на сырьевые товары.

Следующим и наиболее важным показателем деятельности Находкинской таможни является объем перечисленных денежных средств в федеральный бюджет.

По итогам 2008 года в доход федерального бюджета перечислено 54109,32 млн. руб., что составило 110,89% от установленного контрольного показателя. Количество таможенных платежей перечисляемых Находкинской таможней в федеральный бюджет растет из года в год, однако их структура значительных изменений не терпит. Наибольший удельный вес приходится на вывозную таможенную пошлину, которая составляет около 49 %. Налог на добавленную стоимость составляет 31,02 %, а ввозная таможенная пошлина почти достигает 17 %. Доля сборов и иных платежей принимает значение около 2 %, и оставшиеся 1,01 % приходятся на акциз (рисунок 7).

 

Рис.7. Структура таможенных платежей, перечисленных Находкинской таможней в федеральный бюджет в 2008 г.

 

Таким образом, основную часть таможенных платежей в федеральный бюджет вносит вывозная таможенная пошлина. На долю ввозной таможенной пошлины приходится 16,95% (рисунок 7).

Основными составляющими ввоза, дающими наибольшее поступления таможенных платежей в 2008 году, являются товары 84 группы ТН ВЭД России (машиностроительная продукция), 39 (пластмассы и изделия из нее), 85 (электрические машины и оборудование, их части), 87 (транспортный средства, предназначенные для перевозки людей, прочие части, и принадлежности к ним), 73 (изделия из черных металлов)

Наибольшие объемы платежей, взимаемых при вывозе товаров в 2008 году приходятся на товары 27 группы ТН ВЭД России (нефтепродукты), 72 (отходу и лом черных металлов), 44 (древесина и изделия из нее).

Увеличение товарооборота обуславливает рост поступления таможенных платежей (рисунок 8).

 

Рис.8. Динамика роста таможенных платежей и товарооборота в 2005-2008 гг.

 

Следует отметить, что соотношение товарооборота к объему платежей в 2005 году составляло 2,7 раз, в 2006 г - 2,6 раза, в 2007 г. - в 1,85 и в 2008 г - 1,68 раза соответственно, то есть наблюдается ежегодное уменьшение данного соотношения. Иными словами при росте грузооборота на один миллион долларов в 2005 г. количество таможенных платежей увеличивалось бы на 0,4 миллиона долларов, а в 2008 г. - уже почти 0,6 миллиона долларов.

Все это стало возможным, прежде всего, за счет мер, направленных на упрощение таможенных процедур, развитие информационных технологий, ужесточения контроля достоверности декларирования, контроля таможенной стоимости, использования системы управления рисками. Более детально вопросы таможенной стоимости и показатели Находкинской таможни в области контроля таможенной стоимости будут рассмотрены далее.

2.2 Механизм контроля таможенной стоимости в Находкинской таможне

 

Согласно ст.14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

В соответствии с приказом ГТК от 28.11.2003 г. № 1356 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" уполномоченные должностные лица при выполнении таможенных операций и действий, перечисленных в ТК РФ, вправе применять следующие формы таможенного контроля:

а) проверка документов и сведений (документальный контроль);

б) таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (фактический контроль);

в) отбор проб и образцов;

г) устный опрос;

д) получение пояснений.

Первым этапом таможенного оформления и таможенного контроля является контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации. По завершении данного этапа должностное лицо ОТО и ТК приступает к проведению документального контроля. Перечень документов, представляемых для таможенного оформления при ввозе товаров на таможенную территорию РФ приведен в Приложении 1.

При осуществлении документального контроля уполномоченное должностное лицо проводит проверку соблюдения условий выпуска товаров путем осуществления следующих операций:

а) проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, сведениям, содержащимся в документах, представленных в таможенный пост для проверки таможенной декларации, а также в электронных копиях таможенных документов;

б) контроля правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД России;

в) контроля правильности определения страны происхождения по товарам, в отношении которых применяются меры тарифного и нетарифного регулирования;

г) контроля соблюдения актов законодательства РФ, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз и на вывоз из РФ отдельных товаров;

д) выявления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр ФТС России, и обладающих признаками контрафактных;

е) валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;

ж) контроля таможенной стоимости;

з) контроля статистической стоимости;

и) контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, а также внесения обеспечения уплаты таможенных платежей и его размера (если требуется);

к) контроля соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима, а также заявленной процедуры перемещения товара;

л) выявления рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) в электронном виде (13).

Таким образом, контроль таможенной стоимости является составной частью всего таможенного контроля, осуществляемого должностными лицами таможенных органов. Данная ступень контроля отличается тем, что от его результата зависит величина рассчитываемых впоследствии таможенных платежей.

В соответствии с приказом ФТС от 22.11.2006 г. № 1206 "Об утверждении инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ" при контроле таможенной стоимости уполномоченное должностное лицо осуществляет действия, указанные в таблице 6.

Так как в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами является основополагающим и большинство товаров, перемещаемых через таможенную границу, оформляется по этому методу, в выпускной квалификационной работе за основу принято рассмотрение технологии проверки правильности определения таможенной стоимости товаров на его примере.

1. Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, определен приказом ФТС от 25.04.2007 г. № 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" и содержится в Приложении 2.

 

Таблица 6. Действия уполномоченных должностных лиц по проверке правильности определения таможенной стоимости

Последовательность операций таможенного контроля

Содержание операций

1. Проверка наличия документов

- перечень документов для подтверждения сведений по ТС, заявленных при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ

2 Проверка правильности заполнения декларации ТС (ДТС) (в случаях, когда она заполняется)

- проверка полноты и правильности заполнения ДТС в соответствии с установленным порядком;

проверка соответствия информации, содержащейся в ДТС, сведениям, указанным в документах и ГТД

3. Проверка правильности выбора декларантом метода определения ТС

- проверка соответствия выбранного метода виду и условиям внешнеторгового договора;

проверка соблюдений условий применения метода

4. Проверка правильности определения декларантом структуры заявленной ТС

- проверка правильности определения основы для определения ТС;

проверка полноты включения в основу для определения ТС оцениваемых товаров и правильности их количественного определения;

проверка обоснованности заявленных декларантом вычетов из основы для определения ТС и правильности их количественного определения

5. Проверка документального подтверждения заявленной ТС и всех ее компонентов

- включает проверку соответствия сведений, указанных в документах

6. Оценка достоверности заявленной декларантом

- использование системы управления рисками


 

Примечание: ТС - таможенная стоимость

2. При проведении проверки правильности заполнения ДТС (в случаях когда она заполняется) уполномоченные должностные лица проверяют соответствие сведений, заявленных в ДТС, информации, содержащейся в представленных документах: ГТД, счете-фактуре, внешнеторговом договоре, приложениях и изменениях к нему, а также в других документах. Проверке на соответствие подлежат следующие сведения:

наименование и адрес местонахождения продавца и покупателя;

номер и дата счета-фактуры (инвойса), внешнеторгового договора, а также действующих приложений, дополнений и изменений к нему;

условия поставки;

величина цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате;

курс валюты;

величины дополнительных начислений и (или) вычетов;

информация о лице, составившем ДТС.

Значительная роль здесь отводится цене контракта: цене, фактически уплаченной, или цене, подлежащей уплате. Вся необходимая информация приводится в ГТД и ДТС, недостоверность заявления одного из элементов оказывает порой существенное влияние на таможенную стоимость.

Так, при ввозе товара "Акустическая система мультимедиа различных моделей для подключения к ПК и аудио - видеоаппаратуре" покупателем ООО "ХХХ" под кодом 8518299500 задекларировано 13 товаров, цена которых по инвойсу в зависимости от модели меняется от 5,5 до 27,7 долл. США за комплект.

В процессе таможенного оформления декларант согласился на изменение метода определения таможенной стоимости (метод 2) и проведение корректировки таможенной стоимости. При заполнении ДТС-2 в гр.17 декларантом некорректно указан вес товара, а не его количество, что привело к занижению таможенной стоимости и неуплате таможенных платежей в сумме 59573,63 руб.

Таким образом, несоответствие сведений, заявленных в ДТС, информации, содержащейся в представленных документах, может свидетельствовать о попытке занижения таможенной стоимости. При обнаружении указанного признака должностное лицо для установления истинной информации может запросить дополнительные документы, а также использовать другие формы таможенного контроля, например, получить пояснения лица, уполномоченного в отношении товара или прибегнуть к фактическому контролю. Также одной из эффективных мер в данной ситуации является направление документа на экспертизу на предмет проверки его подлинности. В случае несоответствия документа должностное лицо таможенного органа в виде заключения эксперта получит документальное подтверждение правомерности принимаемого им решения по таможенной стоимости.

3. При проведении проверки правильности выбора декларантом метода определения таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица осуществляют следующие действия:

уточняют характер сделки и заявленный таможенный режим;

убеждаются, что сделка является внешнеторговой сделкой купли-продажи, то есть существует продажа товаров на экспорт в РФ;

проверяют и убеждаются в отсутствии ограничений, установленных ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе", на применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Одним из самых важных элементов контроля таможенной стоимости является установление факта существования сделки. Документальным подтверждением существования продажи на экспорт в РФ являются внешнеторговые договоры купли-продажи (возмездные договоры поставки), коммерческие счета, банковские (платежные) и другие документы.

В представленной ниже таблице 7 в сравнительной форме приведены доводы таможни, используемые для обоснования решения о необходимости корректировки заявляемой ООО "Д" таможенной стоимости, и оценка приведенных доводов судом.

 

Таблица 7

Оценка заключенности внешнеторговой сделки

Доводы таможни

Оценка суда

Внешнеторговые контракты, на основании которых ООО "Д" ввозятся товары, заключены тремя сторонами - Продавец, Покупатель (ООО "Д"), Экспортер, и характеризуются как договоры купли-продажи с элементами договора возмездного оказания услуг.

В соответствии со ст.779 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика

Отсутствие в представленном контракте сроков поставки не может являться основанием для признания такого контракта незаключенным в силу следующего: на основании ч.1 ст.508 ГК РФ, в случае, когда сторонами предусмотрена поставка в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не оговорены, то товары должны быть

оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Оплата услуг производится в порядке и в сроки, которые указаны в договоре (ст.781 ГК РФ). Согласно условиям

контрактов Экспортер обязуется произвести таможенное оформление поставляемого Продавцом товара. Ст.781 ГК РФ предусматривает обязанность заказчика "оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре…". Срок и порядок оплаты данных услуг контрактами не оговорены.

Исходя из систематического толкования ст.779, 781 ГК РФ, существенными условиями договора возмездного оказания услуг являются предмет договора (услуга), а также сроки и порядок оплаты. В связи с тем, что контрактами не оговорены сроки и порядок оплаты услуг Экспортера, соглашение по всем существенным условиям договора возмездного оказания услуг его сторонами не достигнуто. Данные обстоятельства не позволяют рассматривать контракты заключенными в части оказания возмездных услуг (ст.432 ГК РФ).

поставлены отдельными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового

оборота, кроме того, из п.7 Постановления Пленума ВАС от 22.10.1997 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки" следует, что указание конкретного срока (сроков) в договоре поставки необязательно.

Согласно ч.1 ст.420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Из правового смысла ст.421 ГК РФ следует, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, при этом в договоре могут содержаться элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными нормативными актами (ст.422 ГК РФ).

Таким образом, довод о незаключенности контракта ввиду отсутствия в нем условий об оплате услуг экспортера, не принимается судом, так как согласно условиям контракта цена товара включает в себя расходы по таможенному оформлению товара экспортером.

В соответствии со ст.455 ГК РФ условие договора о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Таким образом, одним из существенных условий договора купли-продажи является наименование товара, которое должно быть определено в самом договоре. В соответствии со ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Согласно условиям контрактов предмет сделки обозначен как "Товар".

Условие о согласовании сторонами наименования и количества товар является выполненным в силу того, что контрактами предусмотрено данное согласование приложением и спецификацией, которые были представлены в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

Данная формулировка не позволяет определить наименование товара, являющегося предметом сделки, как того требует п.3 ст.455 ГК РФ. Наименование оговорено в приложениях к контрактам, которые нельзя принять во внимание в качестве документа, согласовывающего наименование товара, так как неизвестна дата его составления, т.е. невозможно определить, было ли сторонами достигнуто соглашение по существенному условию договора купли-продажи при его подписании. При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст.432 ГК РФ, у таможенного органа возникают обоснованные сомнения в возможности рассматривать контракты как заключенные.

 

Информация о работе Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости товаров