Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является оценка действующей системы контроля таможенной стоимости, выявление основных проблем на этапе таможенного оформления с момента заявления стоимости до ее принятия таможенным органом и предложение путей совершенствования применяемой таможенными органами системы контроля таможенной стоимости.
Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
рассмотрение нормативно - правовой базы, регламентирующей порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
изучение механизма контроля таможенной стоимости таможенными органами;
осуществление анализа деятельности Находкинской таможни и отдела контроля таможенной стоимости;

Содержание работы

Введение
1. Сущность и порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
1.1 Таможенная оценка товаров как необходимое условие перемещения товаров через таможенную границу
1.2 Законодательная и нормативно-правовая база оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
1.3 Система контроля таможенной стоимости
2. Организация контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
2.1 Динамика и особенности ввоза товаров через Находкинскую таможню
2.2 Механизм контроля таможенной стоимости в Находкинской таможне
2.3 Оценка итогов контроля таможенной стоимости товаров в Находкинской таможне
3. Предложения по совершенствованию системы контроля таможенной стоимости
3.1 Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы контроля таможенной стоимости
3.2 Информационное обеспечение системы контроля таможенной стоимости товаров
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ - Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости товаров.doc

— 934.50 Кб (Скачать файл)

 

В соответствии с пунктом 1 приказа ФТС России от 28.12.2004 г. № 448 "О мерах реагирования на принятие судебными органами судебных актов (судебных постановлений) не в пользу таможенных органов" решения, действия (бездействие) таможенного органа и/или его должностного лица, послужившие причиной (основанием) для обращения физических и юридических лиц в судебный орган и принятия судебным органом судебных актов (судебных постановлений) об удовлетворении заявленных требований подлежат периодическому, но не реже одного раза в месяц, анализу начальником таможни с участием представителей правового подразделения, а также представителей подразделения, принявшего (совершившего) оспоренное в суде решение, действие (бездействие), и других подразделений.

Меры, принимаемые таможенными органами:

1. ДВТУ разработаны рекомендации по оформлению обоснованного запроса документов для целей контроля таможенной стоимости, активно применяемые в настоящее время должностными лицами ОТО и ТК и ОКТС Находкинской таможни.

2. Копии решений судов, вынесенных не в пользу таможенных органов, по спорам, связанным с определением, заявлением и контролем таможенной стоимости, направляются правовым отделом Находкинской таможни в функциональные подразделения таможенных органов для ознакомления и анализа.

3. Периодически проводятся учебные занятия на таможенных постах по вопросам соблюдения должностными лицами действующего законодательства. В отношении должностных лиц, допускающих нарушения действующего законодательства, проводятся служебные проверки.

4. Активно стал применяться механизм ведомственного контроля, что уже дает свои положительные результаты.

Из проанализированных выше показателей работы отдела контроля таможенной стоимости можно сделать вывод, что существующий на сегодняшний день порядок или условия контроля таможенной стоимости несовершенны и порождают массу проблем, которые требуют комплексного решения. Оставляя их без внимания, может возникнуть угроза экономической безопасности, такая как недопоступление средств в федеральный бюджет РФ.

 

3. Предложения по совершенствованию системы контроля таможенной стоимости

3.1 Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы контроля таможенной стоимости

 

Таможенная стоимость является налогооблагаемой базой для исчисления таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформления. Для обеспечения эффективности данной системы налогообложения необходимо наличие:

четкого порядка исчисления базы налогообложения, т.е. определение перечня основных элементов этой исходной базы и правил их определения;

необходимых контрольных механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил.

Формирование таможенной стоимости для экономики в целом в настоящее время является одним из острейших вопросов, затрагивающих интересы как государства, так и участников ВЭД. Как правило, интересы коммерческих структур, участвующих во внешнеэкономической деятельности, не совпадают с интересами государства, что, прежде всего, связано с фискальной и защитной функциями государства и нежеланием участников ВЭД платить налоги в казну, увеличивая тем самым свои издержки и цену товара. Данное противостояние бизнеса и государства протекает в очень болезненной для обеих сторон форме, сначала путем принятия таможенным органом решений о корректировке таможенной стоимости, затем их обжалования предпринимателем и, наконец, находит свое решение в арбитражных судах.

Огромное количество решений таможенных органов о корректировках таможенной стоимости обжалуются и отменяются в суде. Не является исключением и Находкинская таможня. В 2007 году из общего числа рассмотренных заявлений судом было удовлетворено 86,3%, в 2008 году данный показатель составил 61,4%. В целом наметилась тенденция к снижению решений суда, вынесенных не в пользу Находкинской таможни.

Это стало возможным благодаря активному использованию механизма ведомственного контроля, что позволяет предотвратить вынесение решений суда не в пользу Находкинской таможни (так, за 2008 год было отменено 63 решения таможенных постов по таможенной стоимости).

Анализ пересмотренных решений и принятых мер в отношении действий (бездействий) должностных лиц таможенных постов Находкинской таможни в порядке ведомственного контроля показал, что основными причинами для отмены решений по таможенной стоимости оформляемых товаров послужили следующие обстоятельства:

Должностными лицами таможенного поста Находкинской таможни в обоснование решения по таможенной стоимости приведены доводы, которые не могут являться основаниями для отказа декларанту в применении им основного метода определения таможенной стоимости - стоимости сделки с ввозимыми товарами, тем самым неправомерно применены нормы законодательства.

Нарушение должностными лицами таможенных постов установленной процедуры контроля таможенной стоимости, утвержденной приказом ГТК РФ от 05.12.2003 г. № 1399 "Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ".

Неправомерные решения по таможенной стоимости товаров, принятые таможенными постами по результатам самостоятельного определения таможенной стоимости товаров.

Бездействие таможенных постов при принятии решений по таможенной стоимости товаров, выразившихся в том, что декларанту не был направлен запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, тем самым декларант был лишен права доказать заявленную им таможенную стоимость.

Бездействие таможенных постов при принятии решений по таможенной стоимости товаров, выпущенных с предоставлением обеспечения уплаты дополнительных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам контроля таможенной стоимости.

Неправомерное решение о согласии с заявленной декларантом таможенной стоимости.

При определении декларантом таможенной стоимости резервным методом со стороны должностных лиц таможенных постов не был проведен надлежащий контроль, выразившийся в том, что должностными лицами не были затребованы документы согласно Приложению 1 к перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом, утвержденного приказом ФТС России от 24.04.2007 г. №536.

Бесспорно, для целей осуществления контроля таможенной стоимости в обязательном порядке должностное лицо должно владеть не только знаниями в таможенном, но также разбираться в гражданском законодательстве; иметь навыки экономического мышления, разбираться в экономической сущности стоимости товара; уметь анализировать юридические тонкости внешнеэкономической сделки, применять правовые нормы в области международных экономических отношений, знать тонкости торговых обычаев и обычаев делового оборота. Но нарушения процедуры контроля позволяют суду признавать незаконными решения таможни по таможенной стоимости без их рассмотрения по существу. Проведенный анализ выявил необходимость повышения квалификации должностных лиц в отношении проведения контроля таможенной стоимости.

В рамках профессиональной подготовки в Находкинской таможне организуются и проводятся учебные занятия с должностными лицами подразделений таможенного оформления и таможенного контроля таможенных постов (в первую очередь охвачены таможенные посты Морской порт Восточный и Морской порт Находка), а также осуществляется стажировка ряда должностных лиц в ОКТС. Должностные лица ОКТС принимают участие в судебных заседаниях, однако такая практика характеризуется единичными случаями. Данные мероприятия незаменимы и должны в большей мере осуществляться в будущем, способствуя повышению персональной ответственности каждого должностного лица за принятое им решение.

Далее представляется важным рассмотреть проблему, касающуюся противоречий присутствующих между таможенными органами и арбитражными судами, в части рассмотрения споров о корректировке таможенной стоимости.

Анализ действующего таможенного законодательства выявляет ряд вопросов, требующих разъяснений, доработки и/или пересмотра. В первую очередь в уточнении нуждаются базовые нормы контроля таможенной стоимости, изложенные в ст.323 ТК РФ.

В п.2 ст.323 ТК России закреплено требование о том, что заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. При этом ни одной нормой законодательства не закреплено понятие достоверности такой информации. В результате данное понятие трактуется исходя из субъективной оценки отдельно взятого лица, будь то участник ВЭД, инспектор таможенного органа или судья. Как следствие, признание решений таможни незаконными.

Тесно переплетается с данной проблемой вопрос возникновения у таможенного органа права не согласиться с заявленной декларантом таможенной стоимостью. Согласно п.5 ст.323 ТК России таможенный орган вправе принять решение о несогласии с заявленной таможенной стоимостью "при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными". Под признаками недостоверности таможней понимается необоснованное расхождение взаимосвязанных сведений в представленных декларантом документах, будь то стоимостные либо количественные показатели, реквизиты документов, наименования организаций и имена лиц, оговоренные сроки или даты, термины Инкотермс и т.д. Руководствуясь указанной нормой, таможенный орган при выявлении таких признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости принимает решение о необходимости ее корректировки.

Однако как показывает обширная судебная практика, участниками ВЭД и судом под недостоверностью заявленных сведений понимается наличие у таможенного органа прямых доказательств недостоверности предоставленных декларантом документов и сведений, а именно официальные сведения о поставке иного товара, иными лицами, по иным документам, нежели указано декларантом. Как указывается в судебных решениях, выявленные таможенным органом расхождения взаимосвязанных сведений в представленных декларантом документов являются не более чем "опечатками" или "арифметическими ошибками", не влияющими на подтверждение таможенной стоимости.

Даже возбужденное уголовное дело по факту представления к таможенному оформлению документов (договора с приложениями и дополнениями), подписанных с подделкой подписей уполномоченного лица участника ВЭД не принимается во внимание судом в качестве доказательства недостоверности.

Возвращаясь к п.2 ст.323 ТК России, а также принимая во внимание п.3 ст.12 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе", таможенный орган при принятии решения о таможенной стоимости оценивает наличие ее документального подтверждения. Таким образом, необходимым условием подтверждения таможенной стоимости, основанной на стоимости сделки с ввозимым товаром, является документальное подтверждение заключения сделки в любой не противоречащей закону форме, что должно быть выражено в предоставлении таможенному органу договора, заключенного в соответствии с требованиями гражданского законодательства, и иных документов, сопутствующих его исполнению.

Подавляющее количество решений о необходимости корректировки заявленной таможенной стоимости принимаются таможней по результатам анализа представленного договора купли-продажи (контракта), когда выявлено, что он заключен с нарушением письменной формы (ст.160 Гражданского кодекса РФ) либо не содержит соглашения сторон по всем существенным условиям, и, как следствие, не может рассматриваться как заключенный (ст.432 ГК РФ). При таких обстоятельствах таможенный орган приходит к выводу об отсутствии документального подтверждения заключения сделки в частности, и отсутствии документального подтверждения заявленной таможенной стоимости в целом.

Рассматривая подобные решения таможенного органа, суд считает, что достаточным подтверждением таможенной стоимости может служить уже сам факт осуществления поставки товара на таможенную территорию РФ, который не ставится под сомнение таможенным органом. При этом базовое правило о необходимости документального подтверждения судом во внимание не принимается.

Неразрывно с проблемой документального подтверждения существует проблема его достаточности. Пунктом 5 ст.323 ТК России установлено, что одним из оснований для принятия решения о несогласии с заявленной декларантом таможенной стоимостью является выявление признаков того, что представленные документов и сведения не являются достаточными. Определение достаточности предоставляемых сведений также не урегулировано законодательством, как и понятие достоверности. Исходя из этого, оценка достаточности сведений дается субъективно, что обуславливает существенные расхождение мнений по данному вопросу таможенных органов с одной стороны и участников ВЭД и суда с другой.

Кроме того, пользуясь формулировкой, содержащейся в приказе ФТС РФ от 25.04.2007 г. №536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", который предоставил таможенному органу право запрашивать дополнительные документы сверх установленного перечня, но обязанность предоставления возложил на участника ВЭД только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота, декларант представляет только якобы отправленный запрос продавцу и полученный от него ответ о том, что тот не считает возможным предоставить своему торговому партнеру запрошенные документы. То есть предоставив эту переписку, декларант по сути выполнил обязанности предусмотренные пунктом 4 ст 323 ТК РФ.

Описанные проблемы, возникающие при осуществлении контроля таможенной стоимости, обусловлены неполнотой действующих норм законодательства, что приводит к двойственности их понимания. Данные вопросы требуют разъяснений, доработки и/или пересмотра (таблица 12).

Процедура осуществления контроля таможенной стоимости очень громоздкая и трудоемкая. Необходимо оформление большого пакета документов - запросы, уведомления, расчеты и т.д.

На инспектора возложена обязанность подробного обоснования принятого решения по стоимости с полными выкладками по анализу представленных декларантом документов с точки зрения не только таможенного законодательства, но и с учетом Гражданского кодекса, мировой торговой практики, международных конвенций и других нормативных документов.

Но если действия инспектора по соблюдению процедуры, такие как заполнение необходимых документов, соблюдение сроков оформления бланков, расчетов можно по времени свести к минимуму, доведя действия до автоматизма, то пакет документов при контроле таможенной стоимости необходимо анализировать подробно с учетом всех индивидуальных условий внешнеэкономической сделки.

Информация о работе Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости товаров