Административные правонарушения в области таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Каждый элемент состава административного правонарушения, представляет собой систему признаков. Например, в объективную сторону могут входить факторы, характеризующие сам акт поведения, время, место его совершения, ущерб и т. д. Соответственно четырем элементам состава его признаки принято делить на четыре группы, характеризующие объект проступка, объективную сторону, субъект проступка, субъективную сторону. Признаки выступают как наипростейшие части состава, образующие нижний уровень системы.

Файлы: 1 файл

первая глава к курсачу.doc

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Каждый  элемент состава административного  правонарушения, представляет собой  систему признаков. Например, в объективную  сторону могут входить факторы, характеризующие сам акт поведения, время, место его совершения, ущерб  и т. д. Соответственно четырем элементам  состава его признаки принято делить на четыре группы, характеризующие объект проступка, объективную сторону, субъект проступка, субъективную сторону.            Признаки выступают как наипростейшие части состава, образующие нижний уровень системы. Группы признаков создают подсистему, элементы состава, а органичное единство четырех сторон — это состав административного проступка. Взаимосвязь, взаимодействие всех сторон образует целостные свойства состава — общественную вредность и противоправность, которые, будучи общими признаками, не входят ни в один из элементов состава. Они выступают как системообразующие, интегративные свойства всего состава. Общественная вредность и противоправность — вторичные, производные признаки состава, на существование которых особым образом влияет каждый признак любой его стороны (первичный признак). Это одно из свойств сложных систем — целое больше суммы частей; взаимодействие их порождает особые свойства целого, которых нет у его частей.                                      Состав административного проступка представляет собой органичную систему. Ее составные части (признаки, стороны) не могут существовать друг без друга, но и сама система — состав проступка — существует только в том случае, когда имеются все предусмотренные нормой права признаки.

Большой практической значимостью обладает выделение постоянных и оценочных  признаков административных проступков. Постоянными считаются признаки, которые определены правовой нормой, теорией или устойчивой практикой. Например, четко зафиксировано содержание таких понятий, как «возраст наступления ответственности» и т.д.                   Оценочными или же переменными считаются признаки, содержание которых определяется подзаконными актами или теорией, практикой. Такие признаки, как «грубое», или «злостное нарушение», «существенный вред», «состояние, оскорбляющее общественную нравственность», «по уважительной причине», «правило торговли», для некоторых составов необходимо четко конкретизировать в КоАП, а в ряде случаев и не нужно. Обычно законодатель прямо называет признаки административного правонарушения. Но в некоторых случаях, ввиду очевидности фактов или в результате отклонений от правил правотворчества, признаки прямо не называются, и их приходится  выводить  логическим   путем.                        

Среди признаков состава выделяются позитивные и негативные, выраженные соответственно положительными и отрицательными понятиями.

По степени  общности следует различать общие, родовые, видовые и единичные  признаки. Первые свойственны всем (противоправность, вменяемость, вина и др.), вторые и третьи характерны для группы составов. Единичные признаки включены законодателем только в некоторых конкретных составах.

Наряду  с признаками простых составов существуют и квалифицирующие признаки, то есть такие, при наличии которых деяние должно быть квалифицировано по статье, предусматривающей более суровое наказание. Чаще всего в административном праве встречаются такие квалифицирующие признаки, как повторность, наличие или возможность наступления вредных последствий, совершение деяния должностным лицом. Квалифицирующие признаки, как и простые, представляют собой разновидность конструктивных. Одни простые признаки образуют основной состав, но введение в систему квалифицирующего признака влечет появление квалифицированного состава.

Составы административных проступков могут  быть поделены на группы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости  от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

В уголовном  праве существуют основные, квалифицированные  и привилегированные (со смягчающими  обстоятельствами) составы преступлений. Административное право знает только основные и квалифицированные (с отягчающими признаками) составы.

По особенности  конструкции следует различать  материальные и формальные составы  административных проступков. Материальным называется состав, в котором содержится такой признак, как наступление  вредных материальных последствий антиобщественного деяния. Материальным будет и состав, который описывает действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом и не названы (например, потрава посевов). Формальными (понимая условность этого термина) называют составы, в которых нет такого признака, как наступление вредных материальных последствий (нарушение правил паспортизации, пожарной безопасности, воинского учета и т. д.).  

 В  зависимости от степени обобщения  признаков административных проступков их составы подразделяются на казуистические и обобщенные. В первом случае состав охватывает сравнительно узкую группу деяний. Использование казуистических составов приводит к появлению слишком большого числа норм, неоправданному разнообразию санкций и пробелам в правовом регулировании. Но в то же время степень обобщений при конструировании составов не должна быть чрезмерной, ибо это потребует абстрагирования от существенных особенностей деяний, приведет к появлению составов с весьма расплывчатым содержанием, а следовательно,— к расширительному или ограничительному толкованию норм на практике, к разнобою в ее применении в разных местностях. В качестве примера можно назвать такой обобщенный состав, как мелкое хулиганство, который некоторыми должностными лицами понимается очень широко.

Большое практическое значение имеет деление  составов административных правонарушений на однозначные и альтернативные. Первых большинство, они строго называют признак, например, доведение несовершеннолетнего  до состояния опьянения, нарушение водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов. Альтернативные составы называют два или более варианта действий, совершение которых признается проступком.) При этом проступком будет как совершение одного из названных в норме действий, так и нескольких или даже всех.

В этой статье встречается еще и альтернатива предметов проступка. В ней говорится  о нормах, регламентирующих действия в отношении полиграфического оборудования, множительных аппаратов, шрифтов, матриц. Значит, если однозначный состав называет те единственные признаки, совокупность которых образует состав, то в альтернативном один или несколько признаков названы альтернативно, статья перечисляет несколько вариантов признаков. Чаще всего эта многовариантность в описании признаков обусловлена стремлением законодателя избежать общих формулировок, раскрыть содержание признака, конкретизировать его. А в ряде случаев альтернативные составы связаны со стремлением нормотворческих органов экономить нормативный материал, вместо нескольких статей создать единую, но более широкую по охвату явлений.


Информация о работе Административные правонарушения в области таможенного дела