Административные правонарушения в области таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:05, статья

Описание работы

наших современных условиях ввиду реализации различных экономических реформ правоохранительная функция таможенных органов является составной важной частью в обществе. В Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 определяется, что одной из приоритетной целью таможенных органов является обеспечение экономической безопасности РФ. Оно может быть достигнуто административно-правовыми методами. Согласно законодательству страны таможенные органы входят в состав обеспечения безопасности государства, общества и личности. Принимая во внимание особенности таможенных правоотношений и функции таможенных органов, объектом защиты является именно экономическая безопасность наряду с экономическими интересами РФ.

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения в области таможенного дела - копия.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Административные  правонарушения в области таможенного  дела

В наших современных условиях ввиду реализации различных экономических  реформ правоохранительная функция  таможенных органов является составной  важной частью в обществе.

В Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 определяется, что одной из приоритетной целью таможенных органов является обеспечение экономической безопасности РФ. Оно может быть достигнуто административно-правовыми методами. Согласно законодательству страны таможенные органы входят в состав обеспечения безопасности государства, общества и личности. Принимая во внимание особенности таможенных правоотношений и функции таможенных органов, объектом защиты является именно экономическая безопасность наряду с экономическими интересами РФ.

На сегодняшний день существует тенденция развития административных правонарушений в области таможенного  дела. Следовательно, возрастает интерес  к вопросам эффективности административной деятельности таможенных органов. Актуальным остается вопрос по выработке мер противодействия.

Согласно нормам главы 16 КоАП РФ понятие нарушения таможенных правил определяется как противоправное, виновное действие или бездействие  физического или юридического лица, посягающее на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Также под этим понятием подразумевается нарушение процедур применения таможенных режимов, порядка таможенного контроля и оформления и иных деяний, за которые установлена административная ответственность в соответствии с КоАП.

Чтобы определить принадлежит  ли нарушение таможенных правил к  разновидностям административных правонарушений необходимо установить их юридический  состав. Т.е. установить единство всех элементов нарушения таможенных правил. Эти элементы состоят из объекта и субъекта нарушения таможенных правил, а также объективно и субъективной стороны.

Объектом нарушения таможенных правил являются общественные отношения, которые охраняются государством:

1. Имущественного характера (перевоз материальных благ – товаров и транспортных средств).

2. Неимущественного характера,  возникающие в сфере управления  таможенным делом (например, отношения  связанные с хранением товаров  и транспортных средств, по  поводу оказания всевозможных  услуг по их перемещению и других аспектов, связанных с производством таможенного оформления).

Кроме того, в таможенном праве существует понятие «непосредственного объекта нарушения таможенных правил». Таким объектом является груз, в  отношении которых не были соблюдены таможенные правила.

Объективная сторона нарушения  таможенных правил – это система  признаков, предусмотренных нормами  права, которые характеризует проявление правонарушения в качестве акта против общества, т.е. подразумевает противоправное действие и его вредные последствия. Объективная сторона содержится в диспозиции КоАП РФ.

В состав объективной стороны  нарушения таможенных правил входит установление и наличие мотивов  и целей, послуживших совершению противоправного деяния. Наличие  объективной стороны зависит от различных факторов, такие как время, место, способ совершения правонарушения, а также выявление рецидива, его систематичности (повторность, неоднократность).

От того, кто выступает  в качестве субъекта правонарушения, физическое или юридическое лицо, зависит субъективная сторона нарушения таможенных правил. Если правонарушение совершило физическое лицо, то субъективная сторона может определяться психическим отношением лица к своему противоправному поведению. Оно может выражаться как умышленно, так и по неосторожности. Существуют еще и факультативные признаки субъективной стороны, помимо обязательных – мотив и цель. Побудительная причина совершения правонарушения тесно связана с целью, т.е. результатом, на достижение которого направлено противоправное деяние. Эти элементы играют значительную роль в определении правильной квалификации таможенного правонарушения.

Когда субъектом правонарушения выступают юридические лица, дело обстоит иначе. Положения ч.2 ст.2.1 КоАП РФ закрепляют, что юридические  лица (или их отдельные должностные лица, коллектив и т.д.) могло, но не приняло меры по соблюдению таможенных правил, за нарушение которых установлена административная ответственность. В целях доказывания различных обстоятельств могут устанавливаться экспертизы, пробы, образцы почерка, товаров и иных предметов в соответствии с главой 26 КоАП РФ.

Одним из небанальных примеров в качестве источника экономической  опасности страны в последнее  время могут послужить правонарушения, которые возникают при перемещении товаров через таможенную границу РФ морским транспортом. Во многом товарный оборот зависит от соблюдения таможенных правил. На сегодняшний день основной объем грузоперевозок в области международной торговли осуществляется морским транспортом. У такой специфической перевозки существует взаимосвязь таможенного оформления и собственного самого перевозимого товара. В связи с особенностями судна, такие как его объем, морские пространства образуется благоприятная сфера для совершения различных масштабных противоправных операций и нарушение таможенных правил.

Темп и развитие правонарушений в таможенной сфере заключаются  в ослаблении принципа законности и неэффективности применения мер административно-правового воздействия государством.

Т.к. таможенные органы составляют одну из главных  составляющих сил в обеспечении  экономической безопасности РФ, они  обладают характерными чертами. Основные цели и задачи таможенных органов  подразумевают и правоохранительный характер их деятельности. Они заключаются в защите экономического суверенитета; обеспечения защиты прав граждан, юридических лиц, государственных органов; выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.

Ввиду отмены Таможенного  Кодекса РФ в 2010 году, цели таможенных органов содержатся в ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 г. В ст.12 соответствующего закона определяется, что таможенные органы проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследования в форме дознания. На таможенные органы возлагается обязательное применение необходимых мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законом в целях раскрытия преступлений и лиц, их совершивших.

Таможенные  органы РФ выполняют свои функции  с помощью применения юридических  мер воздействия, в т.ч. различных  санкций и государственного принуждения. Такими мерами являются таможенный контроль в области финансовой деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через границу страны, личный досмотр, состоит ли лицо в различных системах учета и отчетности, досмотр товаров и транспортных средств и иные меры, предусмотренные таможенным законодательством.

Только по основаниям, предусмотренными законными актами, лицо может быть подвергнуто досмотру, проверке и прочих мер, описанных выше. Все это производится исключительно в пределах компетенции таможенных органов. Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушения положений законодательства Таможенного союза, РФ и иных правовых актов РФ в области таможенного дела, если такое нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в таких актах. Характерным признаком правоохранительной деятельности органов таможни является строгое соблюдение установленных процедур. Например, личный досмотр может быть проведен только по решению начальника таможенного органа, при наличии серьезных оснований предполагать, что лицо скрывает при себе и не выдает товары, запрещенные к возу и вывозу.

Правоохранительный  характер деятельности таможенных органов определяет наличие различных специальных и технических средств (наручники, средства для остановки транспортных средств и т.п), в т.ч. огнестрельного оружия. Они входят в распоряжение специально подготовленных государственных служащих таможенных органов.

Как подсистема правоохранительных органов, таможенные органы в целях повышения своего производства в решении своих  задач взаимодействуют с иными  правоохранительными органами, а  также с учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами. Должностные лица обязаны оказывать содействие органам таможни в решении возложенных на них задач и создавать надлежащие условия для этого.

Учитывая наиболее существенные юридические признаки таможенной деятельности и их характеристику можно свидетельствовать, что таможенные органы представляют собой государственные органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного осуществления таможенного дела путем применения юридических средств воздействия к его нарушителям и охраны таможенного режима.

Приоритетом в  деятельности таможенных органов остаются повышение эффективности пресечения правонарушений в сфере внешнеэкономической  деятельности, соблюдение законности в принятии решений должностными лицами таможенных органов.

Одним из главных  факторов в эффективности работы правоохранительных органов является единство системы противодействия  опасности в экономическом регулировании, совместная разработка по пресечению различных контрабанд и иным криминальным проявлениям, координация всех усилий правоохранительных органов, а также значительное расширение информационных ресурсов.

Эффективность работы по выявлению, пресечению и предупреждению таможенных правонарушений зависит  от взаимодействия таких органов, как Министерство Внутренних Дел, Федеральная Служба Безопасности, Гонаркоконтроль России и Генеральная прокуратура РФ.

Источником  совершения административных правонарушений в области таможенного дела и  иных экономических преступлений является стремление лиц обойти законный порядок перемещения товаров через таможенную границу. Эта причина продолжает существовать уже достаточно долгое время, появляются все новые способы и различные ухищрения незаконного провоза товара, уклонительства от высоких таможенных платежей и пошлин и многое другое.

В итоге, можно констатировать тот факт, что правильная работа и взаимодействие КоАП РФ, таможенного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих работу правоохранительных подразделений, является источником эффективности таможенных органов по пресечению административных правонарушений в данной сфере. Только совместные усилия Федеральных Таможенных Служб и родственных правоохранительных структур могут значительно улучшить экономическую составляющую страны и тенденцию на уменьшение совершения административных правонарушений в области таможенного дела.

 

 

 

 


Информация о работе Административные правонарушения в области таможенного дела