Влияние сферы (среды) эксплуатации на процесс проектирования объемно-пространственной структуры жилого прицепного модуля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

На территории нашей страны насчитывается множество отраслей применения объекта исследования (жилого прицепа). Классифицировать передвижной дом, возможно, как с точки зрения условий эксплуатации (климатические условия, рельеф местности и т.д.), со стороны функционального применения (жилой комплекс гостиничного типа, индивидуальный жилой комплекс, количество пользователей), а также основываясь на потребностях целевой группы потребителей (прицеп для отдыха, спорта, туризма). Выбор данных аспектов определит направления дизайн-концепции, выявляющей необходимые принципы формообразования объекта исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1: Анализ развития интерьера и экстерьера прицепного жилого модуля, как объекта дизайна
1.1. Расмотрение исходных данных по теме История развития прицепных жилых модулей
1.2. Основной способ передвижения в сухопутной среде
1.3. Основной способ передвижения в водной среде
РАЗДЕЛ 2: Утилитарные Аспекты, влияющие на формообразование и структуру передвижных жилых модулей:
1.2. Анализ необходимых функциональных зон, удовлетворяющих человеческие потребности в условиях активного отдыха
2.2 Конструкторские технические средства определяющие облик проектируемого передвижных дома
Материалы в конструкции передвижных домов
Классификация механизмов и агрегатов в конструкции передвижных домов
Компоновочные схемы передвижных домов
2.3.Эргономический анализ формы на примере аналогов
2.4 Композиционные средства определяющие целостность формы
Выводы ко второму разделу
РАЗДЕЛ 3: Применение средств дизайна при проектировании жилого плавающего прицепного модуля
3.1. Влияние сферы (условий) эксплуатации на формообразование прицепного жилого модуля
3.2. Организация внутренней среды объекта исследования
Выводы к третьему разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

«Влияние сферы (среды) эксплуатации на процесс проектирования объемно-пространственной структуры жилого прицепного модуля».doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Харьковская государственная  академия дизайна и искусств

Кафедра дизайна

 

 

Проектно-теоретическое  исследование

на тему

«Влияние сферы (среды) эксплуатации на процесс проектирования объемно-пространственной структуры жилого прицепного модуля»

 

Выполнил:

Научный руководитель:

 

Харьков – 2013

 

содержание

Введение 

Раздел 1: Анализ развития интерьера и экстерьера прицепного жилого модуля, как объекта дизайна                                                                                                                                                   

1.1. Расмотрение исходных данных по теме История развития прицепных жилых модулей

1.2. Основной способ передвижения в сухопутной среде                                                                                                                                                                

1.3. Основной способ передвижения в водной среде

РАЗДЕЛ 2: Утилитарные Аспекты, влияющие на формообразование и структуру передвижных жилых модулей:            

1.2. Анализ необходимых функциональных зон, удовлетворяющих человеческие потребности в условиях активного отдыха

2.2 Конструкторские технические средства определяющие облик проектируемого передвижных дома

Материалы в конструкции передвижных домов

 Классификация механизмов и агрегатов  в конструкции передвижных домов

Компоновочные схемы  передвижных домов

2.3.Эргономический  анализ формы  на примере аналогов

2.4 Композиционные средства  определяющие целостность формы

 

Выводы ко второму  разделу                                                                             

РАЗДЕЛ 3: Применение средств дизайна при проектировании жилого плавающего прицепного модуля

3.1. Влияние сферы (условий) эксплуатации на формообразование прицепного жилого модуля

3.2. Организация внутренней среды объекта исследования

Выводы к  третьему разделу                                                                             

 

выводы                                                                                                                                                                                                                                                            

СПИСОК  использованных источников                                                                                                                                                                                            

Приложения

 

Актуальность  темы

На сегодняшний  день, жилые дома или передвижные  прицепы, кемперы становятся все более востребованными и актуальными. На территории нашей страны данный вид туризма является не достаточно развитым, с одной стороны – сформировавшийся менталитет оседлости, с другой – недостаток финансовых средств, обуславливает лишь единичное использование данных объектов. В следствии происходит глобализация, генерируя в единое целое несопоставимые между собой условия эксплуатации и существующие жилые прицепы, рассчитанные для отличного от наших климатических условий  рельефа местности и целевого потребителя. Вышеперечисленные факторы, обуславливают необходимость проектирования жилого прицепа для определенной выборки пользователей и выявления особенностей среды эксплуатации.

На территории нашей страны насчитывается множество  отраслей применения объекта исследования (жилого прицепа). Классифицировать передвижной дом, возможно, как с точки зрения условий эксплуатации (климатические условия, рельеф местности и т.д.), со стороны функционального применения (жилой комплекс гостиничного типа, индивидуальный жилой комплекс, количество пользователей), а также основываясь на потребностях целевой группы потребителей (прицеп для отдыха, спорта, туризма). Выбор данных  аспектов определит направления дизайн-концепции, выявляющей необходимые принципы формообразования объекта исследования.

Границы исследования: в рамках анализа существующих жилых прицепов, с целью выявления соответствия формообразования среде эксплуатации.

Объектом  исследования: процесс проектирования объемно-пространственной структуры жилого прицепного модуля

Предмет исследования: сфера (среда) эксплуатации

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний  день повсеместно распространены различные  средства общественного и личного  передвижения. Одним из массово распространенных объектов личного транспорта является автомобиль. С развитием научно - технического прогресса разработка автомобиля как объекта дизайна, сводится к инновациям в области формообразования, морально устаревая, с точки зрения конструкции. Но, несмотря на это, автомобиль занимает лидирующие позиции по уровню комфорта, безопасности, эстетики. Однако при длительных переездах возникает множество неудобств, связанных с обыденными потребностями человека. Для решения данной проблемы был разработан такой вида транспортного средства как автодом. Родоначальниками путешествий стали американские переселенцы, мигрирующие на Дикий Запад. Вторая волна массовых путешествий в гибриде авто-жилище наступила во время Великой депрессии в США. В этот период более шести миллионов людей путешествовали по стране в оборудованных всем необходимым для жизни автофургонах в поисках заработка. По прошествии многих лет, американцы не отказались от использования автодомов, позволяющих избежать вынужденной привязанности к постоянному месту и дают людям иллюзию определенной степени свободы.   На сегодняшний день, именно в США, наиболее распространен комфортный туризм и так называемый караванинг.

Жилые прицепы  приобрели популярность на территории Европы только в шестидесятых годах  прошлого столетия, что обусловлено  послевоенным периодом Второй мировой.

В связи с  увеличением количества пользователей  жилыми прицепами, кемперами и автодомами, постепенно стали появляться  специальные  кемпинги, оборудованные основными  коммуникациями.

 

Цель: Проанализировать направления развития формообразования передвижных жилых модулей в различных сферах (средах) эксплуатации, с целью применения полученной информации для разработки проектной концепции интерьера и экстерьера прицепного модуля, эксплуатирующегося в зимний период.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    • Сбор и анализ источников информации;
    • Рассмотрение истории развития прицепного жилого модуля, как объекта дизайна;
    • Анализ внешней  и внутренней объемно-пространственной структуры жилых прицепных модулей для различных сфер применения;
    • Разработка проектной концепции интерьера и экстерьера прицепного плавающего жилого модуля;
    • Сделать выводы, на основе полученных результатов исследования.

 

Раздел 1: Анализ развития интерьера и экстерьера прицепного жилого модуля, как объекта дизайна                                                                                                                                                   

1.1. История развития автотуризма в прицепных жилых модулях

Заселение Америки  происходило в поисках лучшей жизни. Начиналось всё со знаменитых «фургонов Конестога», которые изготавливались компанией Studebaker. В этих передвижных домах семьи жили в течение нескольких месяцев путешествия на Запад, пока не был построен постоянный дом.

Для большинства американцев скитания остались позади. Но развитие механизированного сельского хозяйства вынуждало многих искать работу в городах, одновременно переходя на восьмичасовой рабочий день, и свободное время стало цениться больше. Т.Рузвельт пропагандировал более открытый образ жизни, и помогал созданию национальных парков для всех желающих. Но как туда добраться? Переезд на лошадях был слишком медленным, а стоимость путешествия на поезде, питание и проживание были не по карману большинству американцев.

После того, как Генри Форд построил Model T, американцы вышли на дорогу со своими Tin Lizzies. Однако, дороги не сильно улучшились со времён, когда по ним катились повозки. Была большая вероятность того, что можно не найти места, где провести ночь, даже если добраться до города, не было никакой гарантии найтит ночлег. 
 Для решения проблемы жилья стали привязывать палатки и навесы к  Model T, загружая их также разнообразными продуктами питания, упакованными в жестяные банки, и канистрами с водой. Вскоре опытные предприниматели начали делать кемпинговые аксессуары для автомобилей, в том числе печи, складывающуюся мебель и моечное оборудование. Для тех, кто не хочет возиться с палаткой, Outers Equipment Company из Чикаго сделала хитрое приспособление, которое превращало автомобильное кресло в постель. «Возьмите складную кровать и спите в машине», - говорилось в рекламе.

Вскоре дороги улучшились, и тысячи «автодомов» стали путешествовать по Америке. Прошло совсем немного времени, и кто-то установил на старый артиллерийский прицеп «домик», и родился первый трейлер-кемпинг. В короткие сроки появился первый клуб «автодомов» Tin Can Tourists, который взял своё название от банки консервов, которыми питались туристы. Многие из них передвигались на Tin Lizzies. Даже элита Америки участвовала в этом повальном увлечении.

Производитель самолетов  Гленн Кертисс изготавливал прицепы Aerocar (цена колебалась от $3000 до $8000). Буксировка Aerocar автомобилем была разработана  так, чтобы пассажиры катились по дороге в комфортных условиях. На сегодняшний день, все еще существует около десятка таких прицепов, которые высоко ценят коллекционеры.

Хотя автотуризм и авто-кемпинги были устоявшимся явлением в 1920-х  годах, вступили в «золотой век» только в 1930 году. В июле 1928 года бактериолог  Артур Шерман, после того как ему пришлось устанавливать палатку в дождь, набросал простой дизайн жёсткого прицепа, не требующего специальных настроек. Дизайнер разработал модель, которую окрестил «Крытый вагон», и презентовал данный на автосалоне в Детройте в январе 1930 года, надеясь на получение нескольких заказов. Однако, вопреки своим ожиданиям получил 118! «Крытый вагон» стал первым серийно выпускаемым прицепом, который был доступен для масс. Даже во времена Великой депрессии компания была крупнейшим изготовителем прицепов в Америке. 

К 1930 году насчитывалось  уже около сотни производителей передвижных домов. Прицепы часто  рекламировались, как коттеджи для  отпуска, которые давали своим владельцам свободу передвижения. В течение  нескольких лет Америка была наводнена журналами, фильмами, книгами и прочими вещами, которые превозносили достоинства кочевого образа жизни.

Были и негативные истории. В СМИ жаловались на бродячих цыган  с их передвижными бунгало, которые  не платят налогов и заполняют  городские парки своими прицепами и мусором. В конце 1930-х также появились комические открытки, пропагандирующие достоинства беззаботного образа жизни и комические приключения, которые происходили в пути.

Вторая мировая  война привела к затишью в  этой области. Тем не менее, после войны многие из предприятий авиастроения производили лёгкие и прочные алюминиевые прицепы. В течение следующих нескольких десятилетий, до начала использования стекловолокна, почти все трейлеры были сделаны из алюминия (Airstream). 
 http://www.epochtimes.ru/content/view/56400/81/

2.1. Основной способ передвижения в сухопутной среде      

На сегодняшний  день, существуют множество прицепных  жилых модулей, кемперов и автодомов  являющихся гибридами, с возможностью эксплуатации не только  на суше, но и в водной среде. Такие амфибии получают все более широкое распространение.

1. Dobbertin Surface Orbiter – амфибийный кемпер, построенный американским изобретателем Риком Доббертином (Rick Dobbertin) в 1987году. (рис. 6)

Корпусом амфибии  является старая цистерна, снабженная носовым «обтекателем» — кабиной (рис. 1), семи сантиметровым слоем  утеплителя изнутри и поставлена на трубчатую раму, состоящую из 910 элементов. Вторая ось машины, Hayes, является несущей и имеет барабанные тормоза, а первая и третья оси, Dana, являются ведущими, на них стоят дисковые тормоза. Соответственно Orbiter имел колесную формулу 6 на 4. Подвеска всех колес — четырех рычажная, с тягами Панара и двумя амортизаторами. В общей сложности цистерна стояла на двенадцати амортизаторах.

Цистерна разделена  на три отрезка. Средний является моторным — именно там находится  двигатель.

В центре базы, что улучшает развесовку, располагается 1300-литровый топливный бак и 150-литровый бак с питьевой водой для экипажа. В переднем отсеке находится кабина управления.

Компоновочное решения кабины является симметричным, (рис. 2,3,4): с одной стороны осуществляется управление движением по суше, с  другой стороны — по воде. В отсеке находятся GPS-приемник с графопостроителем, приборы для морской навигации, 40-километровый радар, эхолот, несколько радиостанций и, конечно, компас. Задний отсек амфибии предназначен для жилья, там располагается двуспальная кровать, кухня с микроволновкой, холодильником и раковиной, санузел. По всему «Орбитеру» встроены потайные емкости для хранения вещей, на крыше машины закреплен ЗИП, в составе шести запасных колес и четырех лобовых стекол — левого, правого и двух центральных. [14]

2.  Плавающий вездеход, гусеничный автодом: Амфибия Land Wasser Schlepper,houseboat. (рис. 3)

3. Немецкий  плавающий прицеп Sealander. (рис. 7)

Плавающий прицеп сделан с учётом всех требований и  сертификатов необходимых для автомобильного прицепа и для плавающих средств. В стандартную комплектацию входят диван, плита, раковина, холодильник, обогреватель, стол. Туалет только в комплектации ЛЮКС.

Sealander планируется производить  исключительно в Германии.  Весь кузов (корпус-кокон) изготовлен из стеклопластика, что придаёт плавающему каравану отличные прочностные и эксплуатационные характеристики. Днище прицепа выполнено с воздушными карманами, что обеспечивает легкость конструкции. Центр тяжести прицепа расположен в нижней части корпуса, что придаёт хорошую плавучесть и устойчивость на воде.

4. Кемпер «Умка» (рис. 8)

Лобовое стекло толщиной 60 мм выдерживает выстрел  снайперской винтовки СВД, а боковые (20 мм) - автомата Калашникова. Многослойная обшивка салона обеспечивает шумо-, вибро- и термоизоляцию. Внутри кабины расположены шесть комфортных кресел для водителя, штурмана и четырех гостей, соответственно четыре спальных места. Имеется встроенный камбуз с холодильником, термошкафом (подогрев до +60° С) и кофеваркой. Бортовую навигацию обеспечивают ударопрочный компьютер «Хаммерхед» и прибор ночного видения второго поколения. Сверху на шлюп-балке крепится надувная лодка с мотором Honda (15 л. с.), а сзади - мотоцикл класса Эндуро. Имеется также съемное армейское оборудование: электростанция на 3 кВт и дизель-обогреватель непрямого действия «Ташкент». [11]

Информация о работе Влияние сферы (среды) эксплуатации на процесс проектирования объемно-пространственной структуры жилого прицепного модуля