Судебная дорожно – транспортная экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:53, доклад

Описание работы

При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерминированный.
Вероятностный метод позволяет охватить статистическими закономерностями все множество факторов, действующих во время ДТП. При этом получают возможность оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Вероятностный подход позволяет предсказать число и характер ДТП, которые возникнут в предстоящий период.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

- усматриваются  ли какие-либо недостатки в  организации движения на участке  ДТП;

- какими  требованиями ТД должны были  руководствоваться должностные  лица (организации), ответственные за  эксплуатацию дороги для обеспечения  безопасности движения на данном  участке;

- соответствуют  ли их действия этим требованиям  и т.д.  

 

Параметры дорожно-транспортной ситуации   

 Параметры (далее - ДТС) формируются как результат  действия всех элементов системы  «водитель –автомобиль – дорога – среда» (далее – ВАДС) во взаимосвязи образующих то, что можно назвать средой дорожного движения.   

 Для  доказывания, в первую очередь, существенны  обстоятельства, характеризующие что, в какой форме и в какие  моменты времени воспринимал  водитель. Обработка сигналов о  состоянии и изменении ДТС  осуществляется водителем одновременно  осознанно (через формирование понятий  и выработку стимулов для принятия  решений) и подсознательно (на уровне  профессиональных и иных реакций, как реализации навыковой деятельности – выравнивание направления движения с помощью рулевого управления, изменение скорости движения и т.д.).   

 Для  доказывания существенно, что именно  водитель в ДТС делает осознанно, а что рефлекторно. Реакция водителя  на изменение ДТС служит побудительным  мотивом к осознанным действиям  и одновременно к действиям  рефлекторным, в результате чего  меняется режим управления ТС. А поскольку последнее находится  в постоянной физической динамической  связи с дорогой, то меняются  и параметры этой связи, прежде  всего в части сил взаимодействия (сцепление и т.п.). Теперь уже  само движение ТС изменяет  ДТС, а значит, в процессе доказывания  появляется совокупность подлежащих установлению обстоятельств, характеризующих причинно-следственные связи между воздействиями водителя на ТС и изменением ДТС.  

 Как и всякая иная организованная система, комплекс ВАДС постоянно находится в режиме воздействия на него разрушающих факторов: неровности дороги «отклоняют» ТС от первоначального направления движения, неорганизованность в действиях других участников движения заставляет водителя реагировать на это; наконец, и сам водитель, вследствие своих психофизиологических качеств, нарушает оптимальный ритм движения, объективно существующий для данных условий. Компенсация действия разрушающих факторов составляет объективно необходимое условие существования системы ВАДС. Несвоевременная или неумело выполненная компенсация, равно как умышленный или неосторожный отказ от нее, вместе с ее физической невозможностью и рассматривается в качестве причинно-действующего в данном ДТП фактора.  

 

 

   С юридических же позиций, с позиций доказывания это означает, что любое ДТП – это результат комплексного действия как объективно существующих, так и субъективно провоцируемых факторов разрушения системы ВАДС. В процессе расследования требуется установление этих факторов и определение их значимости (вклада, веса) для изменения функционирования системы ВАДС до определенного уровня. Разрушение системы ВАДС происходит по специфичным внутренним для нее законам.   

 Достаточно в определенных ДТС появления самых незначительных нарушающих режим воздействий, например резкий сброс подачи топлива на локальном участке дороги с низким коэффициентом сцепления, чтобы система ВАДС была приведена в аварийное состояние и возник занос с последующим ДТП. Не каждое расследование ДТП требует назначения экспертизы дорожных условий или экспертизы водителя. Как правило, следователи назначают ее на основании сомнения в возможностях водителя осуществить требуемые действия в сложных ситуациях, при наличии признаков отклонения индивидуальных свойств водителя от эффективно функционирующих. Как указывалось ранее, в предмет экспертизы водителя входят «дорожные условия» и их соответствие безопасному уровню функционирования психофизиологических свойств среднего надежного водителя.  

 Если  эксперт устанавливает, что данные  дорожные условия не позволяли  «среднему» водителю принять  правильное решение в данной  ситуации, «дорожные условия» становятся  объектом исследований (назначается  новая дорожно-транспортная экспертиза, проводятся следственные эксперименты  по определению видимости объектов  и т.д.). Если выясняется, что дорожные  условия соответствуют безопасному  уровню функционирования психофизиологических  свойств среднего водителя, экспертиза последнего развивается по стандартному алгоритму: 

 

- определение  психофизиологических особенностей, отличающих данного водителя  от среднестатистического;

-    оценка их проявления в ДТС, предшествовавшей ДТП.    

 Если  эксперт - психофизиолог не усматривает психофизиологических особенностей у водителя, то его вывод имеет значение как обоснование исключения версии о влиянии в данном ДТП «человеческого» фактора.  

 

 

  Тем самым усиливается доказательственный  уровень имеющегося заключения  эксперта - автотехника о наличии технической возможности предотвратить ДТП. Такое заключение делается на основании использования законов механики и теории автомобиля. Если же были выявлены особенности, которые могли не позволить водителю своевременно обнаружить объект, создавший опасность, или отреагировать на него, то эксперт - психофизиолог должен установить их «природу». Установленная особенность (например, замедленная реакция) может носить врожденный или приобретенный, но устойчивый характер и проявляться во всех ситуациях, тогда водитель не должен управлять автомобилем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Иларионов  В.А. Экспертиза дорожно-транспортных  происшествий: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1989.

2. Суворов  Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная  экспертиза. – М.: Экзамен, 2004.

3. Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебное пособие.- Пенза: Изд. ПГУАС, 2005

4. Балакин  В.Д. Экспертиза дорожно-транспортных  происшествий: Учебное пособие.- Омск: Изд. СибАДИ, 2004 – 147с.

5. Расследование  и экспертиза дорожно-транспортных  происшествий/Под общ. ред. В.А. Федорова, Б.Я. Гаврилова. – М.: экзамен, 2003.

6. Краткий  автомобильный справочник. – М.: НИИАТ, 1995.

7. Боровских Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. – Л.: Лениздат, 1984.

8. Правила  дорожного движения РФ, 2010.

9. О государственной  судебно-экспертной деятельности  в РФ: Федеральный закон от 31.05.01 №73 СЗ РФ, 2001. №23, Ст.2291.

10. Комментарии  к Уголовно-процессуальному кодексу  РФ/ Под общ. ред. А.Я. Сухорева.- М.: Норма-ИНФА.М, 2008.

11. Кодекс  РФ об административных правонарушениях.–  М.:Экзамен, 2010.

12. Экспертиза  дорожно-транспортных происшествий: Методические указания к выполнению  лабораторных работ для студентов  специальности 190702. –Курган: КГУ, 2011.

 

 

 

 


Информация о работе Судебная дорожно – транспортная экспертиза