Судебная дорожно – транспортная экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:53, доклад

Описание работы

При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерминированный.
Вероятностный метод позволяет охватить статистическими закономерностями все множество факторов, действующих во время ДТП. При этом получают возможность оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Вероятностный подход позволяет предсказать число и характер ДТП, которые возникнут в предстоящий период.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

Эксперт-автотехник исследует только технические аспекты ДТП. Такой анализ подразумевает изучение обстоятельств ДТП на основе физических законов без учета психофизиологических особенностей участников ДТП и эмоциональных факторов, действующих на них, а также на самого эксперта.

Полностью оценивает все доказательства суд.

Под компетенцией эксперта-автотехника понимают его знания и опыт в области теории и методики экспертизы, а также круг полномочий, представленных ему законом, и вопросов, которые он может решать на основе своих специальных познаний. В компетенцию судебного эксперта-автотехника входит исследование технического состояния транспортных средств, участвовавших в ДТП, обстановки на месте ДТП, действий участников ДТП, процесса (механизма) ДТП или отдельных его стадий, а также определение технической возможности предотвращения ДТП.

Техническое состояние транспортных средств исследуют, чтобы установить причины и время возникновения неисправности и возможность ее обнаружить до ДТП. Эксперт-автотехник устанавливает причинно-следственную связь между обнаруженной неисправностью и ДТП и определяет техническую возможность его предотвращения при состоянии транспортного средства в момент ДТП.

Применение термина "техническая возможность" обусловлено необходимостью, решать вопросы безотносительно к субъективному состоянию водителя и его психофизиологическим характеристикам.

Обстановку на месте ДТП эксперт-автотехник исследует, чтобы установить параметры, характеризующее движение транспортных средств и других объектов в зоне ДТП (ширину проезжей части и обочин, коэффициент сцепления шин с дорогой и сопротивление качению, уклон дороги, радиусы закруглений). В процессе исследования определяют траектории движения транспортных средств, условия видимости и обзорности, а также другие обстоятельства, которые могли способствовать ДТП.

Эксперт-автотехник определяет, как следовало действовать участникам ДТП, чтобы выполнить технические требования ПДД, эксплуатации транспортных средств и других нормативных документов. Сопоставляя фактические действия участников в процессе ДТП с указаниями нормативных документов, эксперт определяет степень соответствия этих действий установленным требованиям.

При исследовании процессов ДТП или отдельных его стадий эксперт- автотехник устанавливает величины и направления действия сил между столкнувшимися транспортными средствами или между транспортным средством и препятствием. Эксперт устанавливает также момент возникновения опасности для движения, если при этом необходимы специальные познания и опыт. Эксперт определяет также момент, когда какой-либо предмет перестает ограничивать обзорность и водитель получает возможность увидеть другое транспортное средство или пешехода.

В компетенцию эксперта-автотехника входит также исследование и решение других вопросов, связанных с безопасностью дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, для ответа на которые необходимы специальные познания.

Судебный эксперт-автотехник имеет право знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету автотехнической экспертизы, присутствовать при допросах и других следственных действиях, задавать допрашиваемым вопросы. Он имеет право заявлять ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения. Эксперт имеет право осматривать место ДТП и транспортные средства, записывать в протоколе допроса свои ответы на вопросы следователя, поставленные для разъяснения заключения.

Эксперт-автотехник не имеет права исследовать материалы дела, не относящиеся к предмету экспертизы, самостоятельно собирать необходимые для заключения исходные данные, отсутствующие в деле, изымать из дела имеющиеся данные. Он не вправе отвечать на вопросы, относящиеся к правовой оценке действий водителя и других участников ДТП, а также оценке доказательств и юридической квалификации преступления, к установлению наличия или отсутствия вины. Он не имеет права привлекать посторонних лиц к экспертизе.

Эксперт-автотехник обязан:

действуя в соответствии с УПК, дать заключение по поставленным вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценке результатов экспертизы исследований в соответствии со своими специальными познаниями. За свое заключение эксперт несет личную ответственность, а за необоснованный отказ и уклонение от дачи заключения, а также за дачу заведомо ложного заключения он подлежит уголовной ответственности.

детально ознакомиться со всеми обстоятельствами ДТП и в случае необходимости поставить вопрос перед следствием и судом о предоставлении ему недостающих данных.В обязанности эксперта входит использование научно-технических средств, способствующих полному и всестороннему исследованию обстоятельств ДТП и технического состояния транспортных средств.

в письменной форме сообщать органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его компетенции, не требуют специальных познаний, носят правовой характер или если представленный на исследование материал недостаточен для дачи заключения, а восполнить его невозможно.

исследовать представленные на экспертизу материалы, если они позволяют ответить хотя бы на часть поставленных вопросов. В заключении он должен сообщить о причинах, сделавших невозможным ответ на другие вопросы.

обеспечить сохранность материалов дела, полученных для исследования. В указанных в законе случаях эксперт проводит экспертизу в присутствии прокурора или следователя, а также обвиняемого и представляет ему возможность давать необходимые разъяснения.

являться по вызову следователя или суда для разъяснения данного им заключения.

 

Понятие исходных данных для экспертиз ДТП, пути их получения

 

Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Эксперт-автотехник устанавливает определенные доказательства путей исследования других установленных ранее доказательств. Они предоставляются судебному эксперту следователем или судом и являются основным исходным материалом, базируясь на котором, эксперт формулирует свое заключение.

Кроме того, часть исходных данных эксперт определяет самостоятельно на основании материалов дела, представленных на экспертизу.

Для производства судебной автотехнической экспертизы в распоряжении эксперта должны быть предоставлены материалы, достаточные для полного и объективного исследования.

К этим материалам относятся:

постановление следователя о назначении экспертизы;

протокол осмотра ДТП;

схема ДТП;

протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

справка по ДТП.

Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколом допросов свидетелей.

Служебному эксперту, как правило, таких документов не предоставляют.

Необходимые данные он получает самостоятельно в результате выезда на месте ДТП, осмотра транспортных средств, бесед с потерпевшими и свидетелями. Он может снять копии с оформленных сотрудниками ГАИ документов. Назначение экспертизы следователем и судом должно быть оформлено процессуально.

Судебная дорожно-транспортная экспертиза (далее – СДТЭ) входит в класс судебных инженерно-транспортных экспертиз.    

 Предмет СДТЭ – это фактические данные не только о техническом состоянии транспортного средства (далее – ТС), но и месте происшествия, участке дороги, непосредственно примыкающем к нему, дорожной обстановке, действиях лиц – участников происшествия, а также об обстоятельствах, которые способствовали возникновению происшествия (устанавливаются экспертом на основе его специальных познаний и материалов дела). Объект СДТЭ – это вещественные доказательства, в частности, транспортное средство (детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место ДТП, следы, водитель, а также материалы дела, не требующие правовой оценки.   

 СДТЭ  на настоящем этапе своего  развития включает пять видов:

- экспертное  исследование обстоятельств ДТП (преимущественно с помощью расчетных  методов) или ситуалогическая экспертиза;  

- экспертное  исследование технического состояния  ТС, или технико-диагностическая  экспертиза; 

- экспертное  исследование следов на ТС, месте  происшествия, вещной обстановки, или  транспортно-трассологическая экспертиза;  

- экспертное  исследование водителей ТС и  других участников движения, или  судебная инженерно-психофизиологическая  экспертиза (далее - СИПЭ) участников  движения; 

- экспертное  исследование дороги, дорожных условий  на участке ДТП, или судебная  автодорожная экспертиза (далее  – САДЭ).  

 

Задачи ситуалогической экспертизы:

- установление  того, как должен был действовать  водитель с точки зрения безопасности  движения;

- оценка  действий водителя с точки  зрения соответствия их техническим  требованиям нормативных актов  и требованиям правил безопасности  движения;

- установление  места расположения транспортных  средств в заданные моменты времени;

- определение  скорости движения транспортных  средств в заданные моменты времени;

- определение  тормозного и остановочного пути, расстояний, преодолеваемых транспортным  средством в заданные промежутки  времени, а также возможности  предотвратить столкновение путем  торможения;

- определение  времени преодоления транспортным  средством заданных участков  пути. 

 

 

 Задачи транспортно - трассологической экспертизы:

- определение  траектории и характера движения  транспортных средств и других, причастных к ДТП объектов  до удара;

- определение  относительного расположения транспортных  средств и препятствий в момент  удара;

- установление  места столкновения, удара;

- определение  траектории и характера движения  транспортного средства и пешехода  до наезда на него (комплексная  задача);

- установление  места наезда транспортного средства  на пешехода; установление механизма  ДТП (комплексная задача);

- установление  лица, управлявшего ТС на момент  ДТП (идентификационная комплексная  задача);

- установление  конкретных транспортных средств, участвовавших в столкновении (идентификационная  комплексная задача);

- установление  принадлежности отделившихся в  процессе столкновения частей  к данному транспортному средству (идентификационная комплексная  задача).  

 

Задачи технико-диагностической экспертизы:

- установление  неисправностей транспортных средств (отдельных узлов, механизмов, деталей); - установление причин и времени  возникновения неисправностей;

- выявление  влияния неисправностей на возникновение  ДТП;

- установление  соответствия технического состояния  транспортных средств, их узлов  и деталей техническим нормам  и требованиям безопасности движения;

- установление  причинно-следственной связи между  неисправностями и дорожно-транспортным  происшествием и обстоятельств, способствовавших возникновению  неисправностей;

- установление  возможности своевременного обнаружения  неисправностей до ДТП.  

 

Задачи инженерно-психофизиологической экспертизы:

- установление  возможности своевременной оценки  водителем опасной ситуации;

- установление  времени реакции водителя ТС, участвовавшего в ДТП, в зависимости  от конкретных обстоятельств  дорожной обстановки, предшествовавшей  аварии;

- установление  возможности выполнения водителем  необходимых действий в аварийной  ситуации;

- установление  возможности обнаружения и восприятия  водителем создавшейся перед  ДТП дорожной обстановки;

- установление  возможности предотвращения водителем  ДТП с учетом психофизиологического  воздействия на него различных  обстоятельств.  

 

 

    Автодорожная экспертиза  отвечает на следующие вопросы:

- какой  технической документацией (далее  – ТД) регламентированы те или  иные эксплуатационные свойства  автодороги на участке ДТП;

- находятся  ли в допустимых ТД пределах  выявленные дефекты дороги (их  конкретные признаки) на участке  ДТП;

- соответствуют  ли сцепные свойства покрытия  в месте ДТП на протяжении  определенного расстояния от  места ДТП требованиям ТД;

- если  не соответствуют, то находится  ли в причинно-следственной связи  с фактом ДТП такое несоответствие;

- находится  ли в технической причинной  связи отклонение от нормы  выявленного дорожно-технического  фактора с заносом данного  автомобиля на участке ДТП;

Информация о работе Судебная дорожно – транспортная экспертиза