Строительные услуги в России XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:07, реферат

Описание работы

Объектом исследования данной темы является строительство, а предметом исследования выступает: история развития строительных услуг в России XVIII века. Актуальность темы реферата, определяется важностью поиска новых путей развития в сфере строительства, проникновением в его сущность, систематизацией идей, выявлением закономерностей развития ведь не зная основ прошлого, нельзя в совершенстве понимать настоящее. Исторические уроки прошлого и результаты (сохранившееся до нашего времени) помогут восполнить пробелы современных научных достижений в строительстве в будущем.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………2
2. Представления о строительных услугах………………………………3
2.1.Объекты строительства…………………………………………….…..4
2.2. Отрасли строительства…………………………………………….…..5
3. Архитектура XVIII века в России……………………………………… 7
3.1.Первая треть XVIII века. Барокко……………………………………...7
3.2. Середина XVIII века. Барокко и рококо………………………………9
3.3. Конец XVIII века. Классицизм…………………………………….….10
3.4. Говоря о градостроительстве и архитектуре XVIII века…………….11
4. Садовничество в России на примере Летнего сада……………………12
5. Каменщики. Сложности профессии…………………………………….15
5.1.Сложности профессии каменщика…………………………………….15
6. Резьба по дереву………………………………………………………….18
6.1.Круглая скульптура……………………………………………………..18
7. Заключение………………………………………………………………..23
8. Источники…………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

реферат по истории сервиса.docx

— 318.70 Кб (Скачать файл)

     На период XVIII века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С XVIII века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.

 

3.4. Говоря о градостроительстве и архитектуре XVII века

 

     XVIII век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новые города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.   

     России за  короткий срок удается практически  догнать Европу, выйдя на достойный  уровень по уровню градостроительства  и благоустройства городов.

 

 

4. Садовничество в России на примере Летнего сада

 

      Садовник (садовник-озеленитель) – специалист по уходу за садом или озелененной территорией.

     Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену (1713 - 1714 гг.). В 1717 году царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи. Увлекавшийся просветительскими идеями Готфрида Лейбница, Петр хотел, чтобы Летний сад, как и Кунсткамера, служил просвещению. Штелин, приехавший в Петербург в 1735 году, записал любопытное предание: «Шведский садовник Шредер, отделывая прекрасный сад при Летнем дворце, между прочим, сделал две куртины, или небольшие парки, окруженные высокими шпалерами, с местами для сидений. Государь часто приходил смотреть его работу и, увидавши сии парки, тотчас вздумал сделать в сем увеселительном месте что-нибудь поучительное. Он приказал позвать садовника и сказал ему: „Я очень доволен твоею работою и изрядными украшениями. Однако не прогневайся, что прикажу тебе боковые куртины переделать. Я желал бы, чтобы люди, которые будут гулять здесь в саду, находили в нем что-нибудь поучительное. Как же нам это сделать?“ – „Я не знаю, как это иначе сделать, – отвечал садовник, – разве ваше величество прикажете разложить по местам книги, прикрывши их от дождя, чтобы гуляющие, садясь, могли их читать“. Государь смеялся сему предложению и сказал: „Ты почти угадал; однако читать книги в публичном саду неловко. Моя выдумка лучше. Я думаю поместить здесь изображения Эзоповых басен“. <…> В каждом углу сделан был фонтан, представляющий какую-нибудь Эзопову басню. <…> Все изображенные животные сделаны были по большей части в натуральной величине из свинца и позолочены. <…> Таких фонтанов сделано было более шестидесяти; при входе же поставлена свинцовая вызолоченная статуя горбатого Эзопа. <…> Государь приказал подле каждого фонтана поставить столб с белой жестью, на котором четким русским письмом написана была каждая басня с толкованием».

     Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных дорожек. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками - Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом.

     Планировку петровского Летнего сада отличала некоторая наивность, характерная для молодого русского искусства, в ту пору еще только тянувшегося к европейским образцам, но далеко не достигавшего высот их совершенства. Влияние традиций французских регулярных садов пытался внести приглашенный на службу Петром знаменитый французский архитектор Жан-Батист Леблон, предложивший свой план переустройства летней резиденции царя. Но этот проект был принят Петром I не полностью, и сад сохранил первоначальную планировку, а вместе с ней - и свою яркую индивидуальность.

     В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником - своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер - боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями. В одном из боскетов ("Менажерийный пруд") находился овальный пруд, на середине которого располагался островок с беседкой, в другом помещался "Птичий двор" с голубятней и домиками для птиц. Боскет "Крестовое гульбище" пересекали шедшие крест-накрест огибные дороги, в центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет "Французский партер" с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На площадках центральной дорожки били фонтаны.

     На берегу Фонтанки был выстроен Грот - первая садовая постройка такого рода в России (1714-1725 гг., арх. А.Шлютер, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, М.Земцов). Внутри его стены были выложены раковинами и кусками туфа.

Входящего в Грот встречало  таинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световой фонарик лучами солнца. Отражаясь  в больших зеркалах ниш, журчали  фонтаны Тритонов... Позолоченная колесница  Нептуна возвышалась на горе, возведенной  из различных камней и раковин, в  пещере под горой томился лев (в символике петровского времени  Нептун олицетворял Петра I, а лев - Швецию).

    Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен.

     Остается только сожалеть, что все это великолепие погибло в результате разрушительных наводнений 1777 и 1824 годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Каменщики

 

     С тех незапамятных времен, когда человек впервые научился, обжигая глину, делать из нее кирпичи, появилась профессия каменщика. Прошли не века, а тысячелетия, а каменщик как строил, так и продолжает строить надежные, долговечные и прочные сооружения. И будет еще столько строить, сколько жить человечеству. Вот уж где вечная профессия!

     О том, что каменщик возводит жилье, знают все. Но из-под его рук рождаются не только всевозможные здания и сооружения, необходимые для повседневной жизни, а и шедевры зодчества, храмы, дворцы и башни. А знаменитые крепости, обеспечивавшие охрану от неприятеля многие века – все это создавали душа и руки простого каменщика.

     Каменщик – это одна из разновидностей строительных специальностей, профессионал, который возводит здания, различные инженерные сооружения из материалов, как природных, так и искусственных. Основной вид деятельности каменщика включает в себя кладку из кирпича. Кирпич для разных нужд бывает очень различным, его размеры могут быть от сигаретной пачки до полколеса легкового автомобиля, а соответственно, и вес – от сотен грамм до пятидесяти килограммов.

 

5.1.Сложности профессии каменщика

 

     Все кладочные операции производятся, как правило, вручную, каменщик пользуется только помощью инструментов и приспособлений. Вот где действительно встречаешь подтверждение выражению «ручная работа».     Кроме того, что каменщик должен разбираться в видах и свойствах кирпича, знать назначение всех своих инструментов и уметь ими пользоваться, ему необходимо свободно ориентироваться в еще одном компоненте, без которого в наше время каменная кладка не производится.

     Каждую штуку кирпича каменщик укладывает на раствор. А уж какие они бывают разные – и по составу, и по консистенции, и летние, и зимние, и множество специальных – для различных видов кладки. И каждый из них должен быть знаком каменщику по своим свойствам, он не может растеряться и подождать, раздумывая, когда, каким и как нужно пользоваться. Потому что раствор попросту «схватится», «застынет» или затвердеет.

     Так же каменщик должен знать основные технологии, применяемые для различных сооружений, способы кладки специфичных участков, а также соответствующие им нормы и правила для качественного выполнения своей задачи. Как видим, голова у каменщика просто обязана хорошо соображать, недалекий человек каменщиком долго не проработает, его просто попросят – вон.

    Работа каменщика обычно проходит под открытым небом, невзирая особо на погодные условия, будь то дождь, снегопад, ветер, стужа или жара. Так что отменное физическое здоровье – условие для него немаловажное. Ну и без физической силы и выносливости каменщик, как специалист, не состоится. Ведь самую большую нагрузку испытывают у него мышцы и суставы рук, если они слабые, человек потерпит неудачу и не станет специалистом.

     Не менее важное качество – развитый глазомер, потому что при всех операциях ему нужен постоянный зрительный контроль над ходом и правильностью производимой работы. Исправить потом, не разрушая, будет уже невозможно. С помощью глазомера  каменщик оценивает целостность кирпича, выбор нужной поверхности при облицовочных работах, ровность кирпичной кладки в целом. А выведение углов сооружений, а возведение башен, градирен и труб – о, здесь работают исключительно мастера от природы, с глазомером от Бога.

     К тому же, работа каменщика требует усиленного внимания, концентрации и быстрой реакции на изменяющиеся условия во время работы. Также важно каменщику иметь нормальное зрение и слух, а хороший вестибулярный аппарат – просто необходим для работ, производимых на высоте. Ведь работать приходится не только на огражденных лесах, что отнюдь не добавляет желания пошатнуться и упасть, но и на узких «козлах», даже укладывать кирпич, находясь на корточках на действительно узкой стене. По всем параметрам получается, что каменщик – это фактически тот же летчик, только цель у него обратная – не улететь.

     Обучиться профессии каменщика можно в различных профильных профессионально-технических училищах. Также секреты профессионального мастерства каменщиков часто передавались из поколения в поколение. После учебы можно идти «на линию» или на стройку, чтобы оставлять людям память о себе не на годы – на века. Можно отшлифовать свое мастерство до уровня тех считанных специалистов, которые кладут трубы и церкви.

    Подводя итог, можно полностью утверждать что  такая профессия как каменщик – это серьёзная и уважаемая профессия, требующая от человека полной самоотдачи и организованности. От того, какой дом построит каменщик, насколько качественно он сложит стены, зависит и долговечность здания, и микроклимат во внутренних помещениях. Отсюда – уют и комфортность проживания в доме, а значит, и здоровье его жителей.

 

6.Резьба по дереву

 

     Дерево — один из древнейших скульптурных материалов. В России, богатой лесами, дерево было одним из любимейших пластических материалов. Любовь к дереву — это поистине первая любовь русского художника, зодчего, плотника и резчика, зародившаяся еще на заре русской культуры.

     Русское искусство располагает многочисленными образцами пластической обработки дерева, относящейся к различным периодам и состоящей в декоративной резьбе с изображением сюжетов. При этом имеет место и круглая скульптура. Искусство резьбы было связано не только с народным зодчеством и изготовлением разнообразнейших изделий прикладного декоративного характера, но и с церковным декоративным искусством.

 

6.1.Круглая скульптура

 

    Любопытным образцом круглой народной пластики, созданным в петровское время, является, например, скульптура «Петр на коне» Об этой скульптуре существует легенда: после усмирения стрелецкого бунта группа осужденных на смертную казнь стрельцов находилась в Юрьеве-Польском. Здесь одна из монахинь обратилась к Петру I с просьбой о помиловании осужденных. Петр помиловал эту группу стрельцов. В память об этом событии была создана скульптура «Петр на коне». Скульптура была вырезана смоленским скульптором-резчиком Марком Бородавкиным, жившим в XVIII веке.

     Интерес к круглой скульптуре подтверждается еще и тем, что именно в эти годы Летний сад украшается многочисленной скульптурой: здесь уже в 1710 году было установлено более тридцати мраморных статуй.

В резьбе деревянных иконостасов, представляющей особый вид декоративного  искусства, также появляется круглая  скульптура. Одной из таких выдающихся работ является иконостас с ажурной  резьбой Петропавловского собора (1722—1726 годы), выполненный резчиками И. Телегиным  и Г. Ивановым по проекту архитектора  и мастера резьбы И. П. Зарудного  и отличающийся высоким мастерством.

     В 1716 году Петром I был приглашен французский архитектор Ж. Леблон, которому Петр подчинил всех архитекторов, работавших в Петербурге. Леблон впервые учредил в Петербурге школу лепки и художественной резьбы по дубу. В это время ценные породы дерева, такие, как дуб, клен, ясень, вяз, липа, по специальному указу были взяты на учет. В то время как созданная Леблоном школа готовила резчиков по дереву, Петром I из Франции и Германии были приглашены мастера по орнаментальной резьбе и горельефной скульптуре для украшения строящихся кораблей; работая на верфи, эти скульпторы обучали одновременно и русских мастеровых.

    С начала XVIII века корабли стали украшать главным образом традиционным грозным львом, стоящим на задних лапах. Иногда вместо льва выполняли фигуры амуров или мифологических героев.

    Среди этих канонизированных изображений были исключения, так, в частности, в 1724 году был приглашен скульптор Б.-К. Растрелли, который из дуба выполнил полный портрет Петра I.

    Традиционную фигуру льва продолжали изображать многие годы, затем она была заменена фигурой святого, имя которого носил корабль. Корма корабля декорировалась также гербами, вензелями, гирляндами цветов, вырезанными на дубовых досках, которые крепились на специальных болтах.

    До XVIII века резчики по дереву были заняты в Москве в мастерской Оружейной палаты. По указанию Петра I многие из них были отправлены в Петербург на строительство Адмиралтейства и дворцов в Царском Селе. Известен один из ранних списков резчиков, закрепленных за   Адмиралтейской коллегией. В этом списке указаны главным образом резчики-«фигуристы», то есть мастера, умеющие исполнять деревянную круглую скульптуру. Среди этих резчиков значились фамилии Петра Валехина и Дмитрия Сакулиенного, которые позднее создали многочисленную декоративную скульптуру в Царском Селе.

Информация о работе Строительные услуги в России XVIII века