Модель генплана и стратегического плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 12:59, реферат

Описание работы

Одним из наиболее важных факторов в формировании эффективной и плодотворной деятельности в сфере государственного и муниципального управления является грамотное использование стратегического планирования в качестве основы для принятия решений по ключевым вопросам администрирования в долгосрочной перспективе и, основываясь на этом, — в средне- и краткосрочной. Выбор стратегии местного развития может оказать серьезное влияние на модель городского развития.

Файлы: 1 файл

МОДЕЛЬ ГЕНПЛАНА И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Срок, на который разрабатывается генплан, обычно составляет 20-25 лет. Современные подходы к разработке перспективных генеральных планов городов должны опираться на новую методологию, учитывать инвестиционные и экономические аспекты развития города. Точность исполнения проекта, заявленного в генплане, зависит от изменения самого города в течение срока, установленного в генплане. Конечно, можно привести немало примеров, когда решения генерального плана города по тем или иным причинам не реализуются, но это связано со спецификой генплана как документа перспективного, долгосрочного планирования, поэтому можно говорить о большей вероятности реализации первоочередных мероприятий, намеченных, как правило, на пятилетний срок. Ситуация в городе через 10-15 лет часто существенно меняется, поэтому в советское время существовала такая стадия проектирования, как разработка пятилетних планов развития города, что позволяло плавно вносить в проект необходимые коррективы.

Переделка генпланов может возникнуть в случае резкого изменения исходных условий, послуживших основой для составления проекта. Так, например, сейчас переделываются практически все генеральные планы, разработанные до выхода нового Градостроительного кодекса. Или же переделка может быть вызвана обращениями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти ее субъектов, органов местного самоуправления, заинтересованных юридических и физических лиц к главе местной администрации. Развитие и изменение городов – явление постоянное. Внесением изменений и дополнений в перспективные генеральные планы можно направлять это развитие, корректировать аспекты, не учтенные при первоначальной разработке. Причины изменений, как правило, носят объективный характер. Таковыми могут послужить, например, изменение демографического развития города (увеличение количества жителей и как следствие открытие новых производств для создания рабочих мест), появление крупного инвестора, осуществляющего комплексное освоение значительной территории, необходимость создания новых объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и др. Процедура внесения изменений в генеральный план определена действующим Градостроительным кодексом.

В соответствии с действующим законодательством, полномочия по осуществлению градостроительной деятельности в муниципальных образованиях переданы соответствующим органам местного самоуправления, которые и призваны осуществлять реализацию генплана. После разработки проекта проводится его согласование с администрацией субъекта Российской Федерации в целях исключения возможных спорных вопросов развития города. Все отношения строятся на договорной основе. Любой градоначальник, глава муниципального управления или губернатор должны понимать: генеральный план – это в первую очередь механизм управления. Он не только определяет направление развития города, но и позволяет привлекать инвестиции, в том числе на объекты социальной направленности. Помимо всего сказанного, существует острая нехватка квалифицированных кадров на всех уровнях проектирования генеральных планов развития.

Методы составления генерального плана города

В настоящее время при составлении генерального плана города используется методология опережающего стратегического планирования устойчивого развития города. Она охватывает ряд последовательных действий: конкретизация генеральной цели устойчивого развития в миссии города; согласование целей, задач, показателей, результатов анализа стартовых условий движения по пути устойчивого развития; составление генерального плана с учетом экологических приоритетов, положения города в системе расселения, структуризации, оптимизации и гармонизации среды, а также стратегических направлений, программ и проектов развития города и очередности их реализации; координация и объединение механизмов реализации генерального плана и стратегии развития города.

В данной методологии ведущая роль отводится следующим принципам:

1. Ноосферная ориентация – установление  главной цели градостроительной  стратегии – устойчивое развитие  в направлении глобальной ноосферной  интеграции – культурной, информационной, социальной, экономической, на основе  гармонии социальной, природной и антропогенной (искусственной) подсистем городской среды.

2. Технологичность – возможность  научного описания процесса составления  стратегического и генерального  планов развития города, интеграции  принципов и методов стратегического  планирования и проектирования устойчивого развития территорий; системность градостроительной деятельности (прогнозирование – программирование – проектирование) и разработки стратегии (направление – программы – проекты).

3. Территориальная встроенность  в окружение – необходимость формирования стратегии развития с учетом возможности вхождения города в сеть мировых городов, стратегий развития систем расселения на территории страны, региона, округа, области и агломерации; фиксированность территориальных границ города и формирование зон совместных интересов на территориях его контакта с другими муниципальными образованиями.

4. Конструктивность – планирование  стратегического развития территории  на основе системности, подвижности  и интеграции критериев качества  среды, ее структуризации, оптимизации и гармонизации.

5. Композиционность – использование  принципов, методов и средств  архитектурной композиции при  решении задач гармонизации взаимодействия  социальной, природной и антропогенной  подсистем; главенствование категорий  “ноосфера” и “композиция” в области стратегического градостроительного планирования: ноосфера – цель, композиция – ведущее средство достижения этой цели; признание ансамбля высшим достижением процесса гармонизации среды.

6. Синергетичность – использование  принципов, правил и методов корпоративности  при разработке градостроительной  стратегии; стремление к единству  самоорганизации и управления (развитие  нормативно-правовых, социальных, экономических  и других механизмов реализации стратегии); понимание динамичности стратегии – устойчивости базовых целевых ориентиров и изменяемости во времени показателей качества среды, последовательности движения к ноосфере и подвижности градостроительных моделей, адаптированного и вероятностного характера развития города; объединение и концентрация внутреннего потенциала, внутригородских инициатив, ресурсов и возможностей, расширение прав самоуправления различных территориальных и социальных единиц городского сообщества.

 

Основные недостатки Генерального плана в существующем правовом поле в РФ 

  1. Неясна по большому счету цель работ (сценарные условия). В советское время было все понятно – прогнозировалось, что население растет и основная цель генплана – расселить, например, еще 300 тыс. человек, которые будут работать на заводах, расположенных вот тут и тут. В современном понимании цель генплана размыта – типа устойчивое развитие города, комфортная среда и прочее, что сложно постичь в умах и оценить в цифрах.
  2. Генеральный план не есть план в нормальном человеческом понимании. Это есть проектное решение (картинка) «как оно должно быть через 20 лет». В нем нет плана по годам, что удивительно. План по годам есть в «плане реализации генерального плана», но по новым изменениям в ГК план реализации не обязателен.
  3. В генплане нет денег. Поэтому его справедливо не любят экономисты и руководители любого ранга. Градостроители лихо рисуют новые дороги, развязки, кварталы. В подавляющем большинстве случаев никто не считает, сколько на это надо средств. Даже примерный подсчет мероприятий по большинству генпланов (наш – не исключение) даст величину ежегодных необходимых денег, сравнимую или в 2-3 раза превышающих годовой бюджет города. Поэтому 95-97% генпланов не реализуются. Посмотрите картинку Генплана Самары, посчитайте количество развязок и умножьте, ну скажем, миллионов на 500-800 каждую, приплюсуйте количество километров новых дорог, тоже умноженную на такую же цифру, количество магистральных трубопроводов, детсадов и прочее. Затем удивляйтесь и подумайте, сколько лет и сколько городских бюджетов надо на реализацию этакого счастья.
  4. В России, как и во многих странах Запада, генплан как юридический документ носит рекомендательный характер, то есть не является источником градостроительного права.
  5. Генплан абсолютно невариативный документ, негибкий к меняющимся внешним условиям. Если к абстрактному мэру приходит инвестор и говорит «хочу здесь построить завод на 20 тыс. работников», а у мэра по геплану здесь жилье, то любой (абстрактный) мэр генпланом подотрется. И результат этого фекакта отправит как картинку-демотиватор в ответ на слабые протесты придворных градостроителей.
  6. Нет обязательности делать генплан в цифровом виде, нет единых классификаторов, методик, в подавляющем большинстве случаев не используется математическая модель оценки мероприятий. Рисуй, твори! - реализовывать будут другие люди.
  7. Очень часто градостроительное решение – фифти-фифти. Неясно, при каком критическом изменении внешних условий надо менять генплан.
  8. Нет правовых основ для оперативного резервирования земель под мероприятия генплана. По генплану транспортная развязка, а землю уже ушлые люди взяли в собственность – выкупай теперь задорого.
  9. Западная модель планирования развития города состоит в следующем. Город продает землю на аукционах под жилую застройку - на вырученные деньги строит инфраструктуру – поднимается стоимость земли – больше платят налогов. У нас такая схема декларируется, но практически не работает.

В принципе этих пунктов достаточно, чтобы понять реальную пользу от Генплана, Она есть, безусловно. Но генплан в современном понимании не отвечает на главные вопросы

  • как должен развиваться город (по шагам);
  • сколько на это надо денег;
  • что будет сделано после каждого шага, чтобы улучшить жизнь горожан.

 

 

 

ПОНЯТИЕ "СТРАТЕГИЯ" И СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Стратегия – это наука и искусство принятия важнейших управленческих решений, это-искусство руководства стратегическим управлением, представляя собой, где основные элементы стратегии: цели, пути их достижения и механизм реализации, стоящие перед любой организацией и сферой государственного или муниципального управления.

Стратегическое планирование - это систематический процесс, с помощью которого сообщества рисуют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Оно включает в себя:

- согласование  групповых интересов внутри сообщества  перед тем, как приступить к  планированию;

- инвентаризацию  реальных свободных ресурсов, ограничений  и благоприятных факторов;

- определение  реально осуществимых задач и целей;

- назначение  ответственных за исполнение  плана действий по осуществлению  поставленных задач.

Основными видами управления служат инновационный, персональный менеджмент и стратегический менеджмент (стратегическое управление).

Стратегическое планирование – это важнейший вид управленческого процесса в социально-экономической сфере, когда активно происходит формирование рыночных и конкурентных отношений.

Суть стратегического планирования состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов.

В процессе стратегического управления необходимо ответить на важнейшие вопросы обосновать способ организации выбранного дела, включая источники и механизмы привлечения ресурсов, применяемые технологии, технические средства и т.д.

Целеполагание начинается с обоснования и выбора наиболее общей цели, выражающей предназначение управленческой системы.

В литературе она называется по разному: политика фирмы, философия организации, миссия в административной экономике определение миссии территории и организации определяло государство с помощью мощного управленческого аппарата.

При переходе к рыночной экономике миссию необходимо определять на всех уровнях управления, включая региональный и муниципальный.

От обоснования и формулировки миссии во многом зависит успех организации на рынке. Применительно к муниципальному управлению миссия должна быть ориентирована на социальные установки, а также обязательно включать в себя экономические аспекты функционирования предприятий и организаций города.

По мнению тех же авторов, существует два типа стратегии: прямая (или целенаправленная); косвенная (или стратегия последовательного внедрения). Для фирмы или организации применяющей прямую стратегию, она является планом или программой, устанавливающей цели и пути их достижения как способ воплощения мысли.

В учреждениях этого типа управленцы сочетают различные подходы к формулировке стратегии.

Косвенная стратегия, напротив, является "способом реагирования на внешнее воздействия".

В большей или меньшей степени каждая фирма или организация применяет стратегию приспособления к внешнему влиянию.

1.2. Сущность стратегического планирования  развития города

В системе управления социально-экономическими процессами особую значимость имеет функция планирования.

Разрабатываемые планы и программы развития страны и территорий являются важнейшими факторами развития, представляющими собой деятельность по определению целей и задач управленческого процесса и разработку мер по их достижению.

Данный анализ и анализ мирового опыта территориального управления убедительно подтверждает, что разумное сочетание централизованного планового управления и рыночных механизмов саморегулирования не только возможно, но и даже необходимо.

В связи с этими обстоятельствами закономерным явилось принятие Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

До сих пор существенных перемен в организации планирования на региональном и муниципальном уровнях не произошло.

1.3 Содержание стратегического  плана развития города.

Содержание системы планового регулирования во многом зависит от особенностей объекта планирования. В крупных городах её состав может существенно видоизменяться при условии сохранения важнейших параметров, имеющих уникальный исторический и архитектурный характер.

Отличие стратегического плана города РФ от аналогичных документов для западных городов состоит в необходимости учета особенностей сочетания долгосрочного видения и конкретности первоочередных действий;

непрерывность работы, что выражается в организации мориторинга и ежегодных внешних и внутренних факторов развития;

наличие специальных органов стратегического планирования, экспертный совет, рабочие группы;

1.4. Система планов и процесс  планирования .

Результатом процесса стратегического планирования, его выходом является плановая документация (так называемая "система планов"), в которой находят отражение все планов, играющих подчиненную роль по отношению к сводному плану:

а) Основные направления развит на обозримое будущее;

б) Перспективный план, выходящий продукции и оказания услуг, а также перехода к поколения услуг, выполняемых администрацией;

Информация о работе Модель генплана и стратегического плана