Машиностроение в экономике, география и классификация отраслей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:00, реферат

Описание работы

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Роль машиностроения в развитии экономики России……………………..4
1.2. Машиностроение
(география машиностроения, классификация отраслей)………………………9

2.Экспортные возможности российского машиностроения……………….14
2.1. Энергетическое машиностроение……………………………………….14
2.2. Автомобильная промышленность……………………………………….17
2.3. Железнодорожное машиностроение………………………………………23
3. Заключение………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Машиностроение.docx

— 45.92 Кб (Скачать файл)

                ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   

                                УЧЕРЕЖДЕНИЕ

                    ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

        Московский  Государственный Строительный Университет

 

 

                           

                                                             Реферат

                                         По предмету: «Машиностроение»

На тему: «Машиностроение в экономике, география и классификация отраслей»

 

                                                          

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнила: Студентка

                                                                                 группы №э10 Панина Д.Н.

                                                                                 Проверил:    

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Роль машиностроения в развитии экономики России……………………..4

1.2. Машиностроение

(география машиностроения, классификация  отраслей)………………………9

 

2.Экспортные возможности российского машиностроения……………….14

2.1. Энергетическое машиностроение……………………………………….14

2.2. Автомобильная промышленность……………………………………….17

2.3. Железнодорожное машиностроение………………………………………23

3. Заключение………………………………………………………………….24

Список литературы…………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Машиностроение как отрасль  существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости  выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень  развития машиностроения является одним  из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру  промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли  экономики, производит разнообразные  предметы потребления.

Машинотехническая продукция  является третьей статьей российского  экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов). По объему экспорта продукции машиностроения и ее экспортной доле Россия сильно уступает не только промышленно развитым странам, но и  многим развивающимся, причем не только новым индустриальным.

 

  1. Роль машиностроения в развитии экономики России

 

Машиностроение представляет собой комплекс отраслей промышленности, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления  и оборонную продукцию. В машиностроительный комплекс входит 7,5 тыс. предприятий. Из них 92% акционированы, основная доля госсобственности сконцентрирована в научных и проектных организациях. Машиностроение является ведущей базовой отраслью экономики и ее главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов 9 отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К  комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и  используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др. [2]

Доля машиностроения в промышленном производстве одна из самых больших - 19,5%, однако это в полтора-два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где она составляет 35-50%.

Доля машиностроения в  общем объеме валового внутреннего  продукта (ВВП) составляет 18%, что в  два раза ниже, чем в странах  Европейского Союза (ЕС). При этом наблюдается  слабая динамика развития отрасли. Объемы производства в машиностроении за последние  четыре года увеличились в 1,5 раза, однако основной рост (порядка 20%) пришелся на 1999-2000 годы, что было связано со слабым рублем в результате кризиса 1998 года. После того, как позиции рубля укрепились, темпы роста в машиностроении стали в два раза ниже, чем в других секторах экономики.

Наиболее перспективной  областью машиностроения в Минпромнауки считают автомобилестроение, концепция  развития которого одобрена правительством в июле 2002 года.

Следующим по потенциальным  возможностям рынком считается энергетическое и транспортное машиностроение, а  также машиностроение для газовой  и нефтяной промышленности.

В наиболее критическом состоянии  сегодня находится станкостроение.

Объемы производства в  тракторном и сельскохозяйственном машиностроении также демонстрируют  устойчивую тенденцию снижения объемов  производства.

Переход к рыночной экономике  наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе, что  было обусловлено отсутствием системного подхода к реформированию отрасли  на макроуровне, грубым несоответствием  между целями проводимых реформ и  ее ресурсными возможностями. Отрасль  не была объективно подготовлена к  необоснованно высоким темпам реструктуризации, ее производственный потенциал не соответствовал структуре спроса, программа конверсии  проводилась без учета реальных возможностей переориентации предприятий  машиностроения на новый потребительский  рынок, новую систему платежных  отношений и положения России в мировом хозяйстве. Резко сократился экспорт машиностроительной (прежде всего военно-технической) продукции  в страны третьего мира, а всеобщая либерализация импорта вызвала  резкое снижение финансовых поступлений  в отрасль, ослабление ее научно-технической  базы, сокращение возможностей по модернизации основных фондов предприятий и выпуску  наукоемкой продукции, потерю высококвалифицированных  кадров и их воспроизводства.

В результате непродуманной  экономической политики, приведшей  к катастрофическому несоответствию скоропалительно проведенных рыночных реформ реальным результатам и, по существу, деиндустриализации страны, объемы производства машиностроительной продукции за период 1992-2002 годы сократилась в 2,5 раза, причем удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства сократился с 20,5 до 18,6%. Для сравнения, аналогичный показатель в Японии достигает почти 50%, в Германии 48%, в Швеции 42% в США 40%, во Франции 38%, в Китае 25%, а в бывшем СССР он достигал 30-40% от ВВП.

Произошло резкое сокращение использования производственных мощностей, обострилась проблема технологической  структуры производства, в основе которой лежит замещение устаревших технологий и основных фондов современными. Соответственно, с каждым годом нарастают процессы деградации производственного потенциала: степень износа основных фондов составляет более 50%, в том числе по машинам и оборудованию - около 72% (при ежегодном увеличении на 1,5-2%), а удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу (возникшему в развитых странах в 90-е годы), составляет лишь 8%.

Нарастает процесс неуклонного  старения и ухудшения качественного  состава, инженерных и производственных кадров (средний возраст инженеров на предприятиях Урала составляет 50-60 лет), что в значительной мере предопределяется низким уровнем заработной платы и отсутствием необходимого комплекса социальных мероприятий, и вместе с тем потерей престижности машиностроительных отраслей для молодежи. В результате резко снижается квалификация, теряется преемственность поколений.

Роль и значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для России, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, проблема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение.

Разработанная в середине 90-х годов прошлого века программа  «Национальная технологическая  база» предусматривала три ключевых элемента: дальнейшее развитие технологий, где мы традиционно сильны; поддержание  надлежащего уровня там, где отставания нет; и, по крайней мере, сохранение на существующем уровне технологий, в  которых мы отстаем, но без которых  нельзя обойтись. Но с 1997 года финансирование данной программы практически прекратилось, что ведет к устойчивому отставанию России от индустриально развитых стран, которое по ряду высоких технологий уже достигает десять и более  лет. В настоящее время объем  мирового рынка наукоемкой продукции  составляет 2,2 трлн. долл., а доля России в нем 0,3%; по прогнозам, при условии реализации мероприятий по структурной перестройке экономики, эта доля может составить к 2010 г. 4,4%, достигнув 94-98 млрд. долларов.

Стратегия структурного реформирования машиностроительной отрасли связана  с решением многочисленных актуальных вопросов организационного и правового характера. Среди них важную роль призвано сыграть создание интегрированных структур, предусматривающих, в частности, оптимальный баланс, устойчивое развитие и воспроизводство научно-конструкторского и производственного потенциалов и направление государственных инвестиций на объекты реформируемой структуры. Это позволит проводить на современном уровне прикладные наукоемкие высокотехнологичные исследования и разработки в условиях существующих ограничений бюджетных средств в сочетании с развитием фундаментальных научных исследований как основы создания инновационных технологий и новейших принципов. [4]

                                                      

 

 

  1.2                                        Машиностроение

(география машиностроения, классификация отраслей)

 

С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения  технологического процесса отрасли  машиностроения классифицируются следующим  образом:

  • тяжелое машиностроение, в том числе энергетическое
  • общее машиностроение (без автомобилестроения)
  • локомотивостроение
  • судостроение
  • вагоностроение
  • с/х машиностроение (без тракторостроения)
  • среднее машиностроение
  • автомобилестроение
  • тракторо-, в том числе танкостроение
  • станкостроение
  • наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов)

В зависимости от целевого назначения выпускаемых машиностроением машин  оно делится на тяжелое, легкое и  среднее.

Тяжелое машиностроение производит металлургическое (блюминги, слябинги, прокатные станы), горно-шахтное, подъемно-транспортное оборудование. Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного цикла: заготовка, механическая обработка, сборка. Тяжелое машиностроение ориентируется на металлургические базы и на потребителя. Классическими примерами тяжелого машиностроения являются Урал и Сибирь: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Кисилевск, Иркутск (производство драг)

Энергетическое  машиностроение, несмотря на металлоемкость, ориентируется на квалифицированные кадры и научно-исследовательские базы. Производит паровые турбины, гидротурбины, атомные реакторы, аккумуляторы, трансформаторы, оборудование для ЛЭП, генераторы.

Производство турбин:

  1. Санкт-Петербург (гидротурбины, генераторы)
  2. Москва (Динамо)
  3. Екатеринбург
  4. Новосибирск (турбины ТЭЦ)
  5. Волгодонск – “Атоммаш” (Ростовская область)
  6. Под Санкт-Петербургом – в Колпино – “Ижорский”

 

Производство котлов:

Таганрог

Белгород

Подольск

Барнаул

 

         Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки:

Коломна

                               

 

Общее машиностроение.

Локомотивостроение исторически возникло в центре (Коломна), где была ж/д сеть и затем продвинулась к источникам сырья (Донбасс). До распада СССР тепловозы производились на Украине, а

электровозы – в России (после распада осталось и производится 85% советских электровозов в Новочеркасске).

Тепловозы:

  • Коломна – магистральные тепловозы
  • Людиново (Калужская область)
  • Муром + электровозы (Владимирская область)
  • Брянск

Вагоностроение концентрируется в европейской части, хотя зародилось на Урале.

  • Грузовые вагоны – Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Улан-Удэ
  • Цистерны – Нижний Тагил, Саранск
  • Вагоны-рефрижераторы – Брянск, Тверь
  • Пассажирские вагоны – Санкт-Петербург (мягкие), Тверь (цельно-металлические)
  • Вагоны метро – Мытищи, Санкт-Петербург 

Электропоезда:

Торжок (Калининградская  область)

Информация о работе Машиностроение в экономике, география и классификация отраслей