Конструктивные слои дорожной одежды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 11:47, реферат

Описание работы

Автомобильные дороги имеют важное экономическое, социальное и оборонное значение для страны. Состояние дорожного хозяйства – один из важнейших показателей, характеризующих уровень развития производительных сил общества. Густая сеть автомобильных дорог, соответствующая требованиям транспортных потоков, дает возможность рационально перевозить грузы и пассажиров, вовлекает в хозяйственный оборот ресурсы отдельных районов, создает условия для экономии общественного времени. Рост грузоподъемности и скоростей движения автомобилей требует непрерывного развития дорожной сети, совершенствования конструкций дорожных одежд.

Содержание работы

Введение………………………………………………………3
1.Общее положение…………………………………………4
2.Устройство дорожного покрытия………………………..5
3. Эксплуатация дорожного покрытия……………………6
4. Классификация дорожного покрытия…………………8
4.1.Покрытия, построенные с применением органических вяжущих материалов……………………………………….9
4.2. Асфальтобетонные и дегтебетонные покрытия…10
4.3.Грунтовые дороги. Щебеночные и гравийные покрытия…
………………………………………………………………….11
4.4.Цементобетонные покрытия………………………….12
4.5. Мостовые………………………………………………..14
4.6.Гравийные покрытия……………………………………15
4.7.Щебеночные покрытия…………………………………16
5.Конструктивные слои дорожной одежды……………..18
Заключение…………………………………………………...19
Список использованных информационных источников……

Файлы: 1 файл

Механиз.К.docx

— 35.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНАЯ АКАДЕМИЯ (СИБАДИ)»

 

Заочный факультет

                 Механизация дорожных технологий

 

                                         Реферат на

  тему: «Конструктивные слои дорожной  одежды»

                                                                                          Выполнил: студент АДб -12ZD1

 

                        Шифр:  АДб-12-282

 

Омск 2013

 

 

Содержание.    

 

Введение………………………………………………………3

1.Общее положение…………………………………………4

2.Устройство дорожного  покрытия………………………..5

3. Эксплуатация дорожного  покрытия……………………6

4. Классификация дорожного  покрытия…………………8

4.1.Покрытия, построенные  с применением органических вяжущих  материалов……………………………………….9

4.2. Асфальтобетонные и дегтебетонные  покрытия…10

4.3.Грунтовые дороги. Щебеночные  и гравийные покрытия…

………………………………………………………………….11

4.4.Цементобетонные покрытия………………………….12

4.5. Мостовые………………………………………………..14

4.6.Гравийные покрытия……………………………………15

4.7.Щебеночные покрытия…………………………………16

5.Конструктивные слои дорожной  одежды……………..18

Заключение…………………………………………………...19

Список использованных информационных источников……

…………………………………………………………………..20

 

 

                              Введение.

 

Автомобильные дороги имеют  важное экономическое, социальное и  оборонное значение для страны. Состояние  дорожного хозяйства – один из важнейших показателей, характеризующих  уровень развития производительных сил общества.

Густая сеть автомобильных  дорог, соответствующая требованиям  транспортных потоков, дает возможность  рационально перевозить грузы и  пассажиров, вовлекает в хозяйственный  оборот ресурсы отдельных районов, создает условия для экономии общественного времени.

Рост грузоподъемности и  скоростей движения автомобилей  требует непрерывного развития дорожной сети, совершенствования конструкций  дорожных одежд. Несоответствие состояния  дороги требованиям транспортного  потока снижает скорость движения, увеличивает изнашивание автомобилей  и затраты на их ремонт, повышает расход топлива и изнашивание  шин, способствует росту количества дорожно-транспортных происшествий.

 

 

  1. Общее положение.

 

Строительство автомобильной  дороги состоит из технологических  процессов, выполняемых в определенной последовательности и требующих  больших затрат материальных и трудовых ресурсов. Снижение этих затрат может  быть достигнуто широким внедрением комплексной механизации и автоматизации  производственных процессов.

В области комплексной  механизации и автоматизации  произошли значительные перемены. Так, на строительстве дорог с цементобетонным  покрытием была внедрена новая технология устройства покрытия в скользящей опалубке, которая почти полностью заменила технологию устройства покрытия в стационарной опалубке, что позволило в несколько  раз увеличить темпы строительства, снизить трудозатраты и значительно  повысить эксплуатационные качества дорог. Внедрение этой технологии стало  возможным благодаря созданию нового комплекта машин  со скользящей опалубкой. Все машины этого комплекта оснащены системами автоматики. Для обеспечения  комплекта машин дорожно-строительными  материалами созданы новые высокопроизводительные цементобетонные заводы и грунтомесительные  установки.

Значительные перемены произошли  и в технологии строительства  дорог с асфальтобетонными покрытиями. Новые асфальтоукладчики позволяют  обеспечивать более высокую степень  предварительного уплотнения асфальтобетонных смесей, что не только снижает затраты  на их дальнейшее уплотнение, но и улучшения качества покрытия. Асфальтоукладчики оснащены автоматическими системами обеспечения продольного и поперечного профиля и блокировки привода хода и рабочих органов.

 

   2.Устройство дорожного  покрытия

 

Автомобильные дороги состоят  из земляного полотна с искусственными сооружениями, проезжей части и обочин. Устойчивость земляного полотна  достигается укладкой его из прочных  грунтов и устройствами для отвода поверхностных и грунтовых вод.

Ширина земляного полотна  складывается из ширины проезжей части  и ее двух обочин.

Проезжая часть дороги покрывается дорожной одеждой. Дорожная одежда выполняется в один или  несколько конструктивных слоев. Многослойная дорожная одежда устраивается, как  правило, на постоянных дорогах и  имеет следующие основные конструктивные слои:

Покрытие – верхний  слой дорожной одежды, который в  свою очередь состоит из слоя износа, периодически возобновляемого по мере его истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия.

Основание – несущая часть  дорожной одежды, обеспечивающая совместно  с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно  на грунт земляного полотна.

Дополнительный слой основания  – нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняющий наряду с передачей  нагрузок на земляное полотно также  функции морозо-защитного, дренирующего, выравнивающего и других слоев.

Материалами для основания  служат щебень, грунтощебень, гравий, грунт, обработанный вяжущими веществами, а  для дополнительного слоя – крупнозернистый песок, гравелистые грунты, раздробленная горная порода и другие местные материалы.

 

3. Эксплуатация дорожного  покрытия.

 

      Прочность дорожной  одежды достигается восстановлением  слоя износа, ровность – ликвидацией  неровностей, сцепление колес  с покрытием – удалением снега  и грязи, посыпка песком, мелким  щебнем и т.д. Обеспыливание  производится обработкой покрытий  черными вяжущими веществами (битум,  дорожный деготь) и пылесвязывающими  материалами. Ровность покрытия  определяет скорость движения  автомобилей.

В весеннее-осенний период важным является поддержание поперечного  профиля земляного полотна, обеспечивающего  сток воды по водоотливным сооружения Переменные нагрузки от колес с различной  интенсивностью движения вызывают волны  и сдвиги на покрытии. В летний период важное значение имеет предотвращение пыли на дорогах, т.к. пыль ухудшает условия  работы водителей и повышает износ  автомобилей.

В целях обеспыливания  рекомендуется обработка разливом пылесвязывающего вещества, на предварительно выровненную сухую поверхность  покрытия поливочными машинами. Расход пылесвязывающих веществ составляет 0,5-1,5 л на 1 м2 покрытия, а продолжительность обеспыливания 15-100 суток в зависимости от типа материала.

В зимний период особое значение имеют работы по очистке дорог  от снега и борьба с гололедицей. Причем необходимо обеспечить коэффициент  сцепления колес с дорогой  не менее 0,3. Уборка выпавшего снега  осуществляется бульдозерами, грейдерами, снегоочистителями, из которых роторные и фрезерно-роторные наиболее эффективны, т.к. способны разрабатывать слежавшиеся массы снега. Борьба с оледенением осуществляется рассыпкой сыпучих материалов (песка, золы, котельного шлака, гравия и т.д.) с примерным расходом материалов – 0,1-0,4 м3 на 1000 м2 покрытия или обработкой химическими веществами, разрушающими кристаллическую структуру льда (поваренная соль, хлористый кальций и т.д. в составе 50 г/л) с расходом раствора – 120-200 л/м2 (для предупреждения коррозии машин и механизмов в растворы вводятся до 7% антикоррозийных добавок).

К текущему ремонту относятся  работы по предупреждению и устранению мелких повреждений дороги и дорожных сооружений: заделка трещин и выбоин, исправления просадок, засыпка выбоин, профилирование дороги, исправление  повреждений земляного полотна,

 очистка дорог от грязи  и т.д.

Средний ремонт проводится 1-2 раза в год и включает в себя работы по ликвидации износа дороги: поверхностная  обработка асфальтобетонных, черных, щебеночных и гравийных покрытий, замена отдельных плит, выравнивание покрытий с добавлением щебня  или гравия, поверхностная обработка  дороги.

 

4. Классификация  дорожного покрытия

4.1.Покрытия, построенные  с применением органических вяжущих  материалов 

       С применением органических вяжущих материалов устраивают усовершенствованные покрытия как облегченного, так и капитального типов. Усовершенствованные покрытия облегченного типа устраивают на дорогах, имеющих интенсивность движения от 500 до 3000 авт./сут. Наибольшее распространение получили усовершенствованные покрытия облегченного типа, устроенные по способу поверхностной обработки, пропитки или смешения. Они имеют ровную   нескользкую   и   беспыльную поверхность, допускающую движение автомобилей с повышенными скоростями. Конструкция их обеспечивает движение автомобилей большой грузоподъемности в течение всего года.

        Поверхностная  обработка. Поверхностную обработку  устраивают для создания на  покрытии коврика из мелкодробленного  каменного материала, обработанного  битумом. Такой коврик предохраняет  покрытие от износа, повышает  шероховатость, ровность и водоустойчивость  дорожной одежды. Шероховатую поверхностную  обработку устраивают как при  строительстве новых одежд, так  и при восстановлении шероховатости  на изношенной скользкой поверхности  существующих покрытий. Устройство  поверхностной обработки в первую  очередь необходимо предусматривать  на следующих участках: на спусках,  на горизонтальных кривых малого  радиуса, на пересечениях в  одном уровне, а также на подходах  к этим участкам на расстоянии  не менее 50—100 м и на других  трудных участках дороги.

        В зависимости  от назначения поверхностная  обработка может быть одиночной  или двойной.

 

 

  4.2. Асфальтобетонные  и дегтебетонные покрытия.

 

        Асфальтобетонные  и дегтебетонные покрытия относят  к усовершенствованным покрытиям  капитального типа, их устраивают  на дорогах I, II, III категорий при  интенсивности движения более  3000 автомобилей в сутки. Эти  покрытия устраивают из горячих,  теплых и холодных асфальтобетонных  или дегтебетонных смесей, приготавливаемых в установках. Асфальтобетоны в зависимости от вида каменного материала подразделяются на щебеночные, состоящие из щебня, песка, минерального порошка и битума; гравийные, состоящие из гравия, песка или гравийно-песчаного материала, минерального порошка и битума; песчаные, состоящие из песка, минерального порошка и битума.

      Асфальтобетонные  покрытия устраивают однослойными  и двухслойными на каменных  и бетонных основаниях. Для лучшего  сцелления с асфальтобетоном  каменные основания обрабатывают  битумными или дегтевыми материалами.  Количество и толщину слоев  устанавливают обычно по конструктивным  и экономическим соображениям  и проверяют расчетом на прочность.

      К недостаткам  асфальтобетонных покрытий следует  отнести их темный цвет, создающий  высокое светопоглощение, что  может явиться причиной аварий  в вечерние часы. При строительстве  асфальтобетонных покрытий возможно  применение осветителя, в результате  чего достигается увеличение  яркости покрытия в ночное  время и повышение его рефлектирующей  способности. С этой целью для  приготовления асфальтобетонной  смеси используют светлый естественный  или искусственный щебень.

      Осветление асфальтобетонного  покрытия возможно путем поверхностной'  обработки с устройством слоя  износа из светлых материалов.

      Устройство слоя  с использованием светлых материалов  может производиться путем втапливания  светлого материала а недоуплотненный  асфальтобетон с последующим  доуплотнением или приклеиванием  светлого материала к поверхности  асфальтобетонного покрытия с  помощью мастик

      Изменение цвета  дорожного покрытия с чередованием  раскраски уменьшает утомляемость  водителя на участках с однообразным  ландшафтом, повышает внимание водителя  и помогает лучше ориентироваться.  Для устройства таких покрытий  используют цветные пластбетоны,  которые представляют собой уплотненную  смесь щебня, песка, минерального  порошка, красителя пигмента и  вяжущего, взятых в определенных  соотношениях.

 

4.3.Грунтовые дороги. Щебеночные и гравийные покрытия

 

    Грунтовые дороги. Грунтовыми  называют дороги, устроенные из  естественного грунта и грунта, укрепленного добавками других  материалов. Поверхности дороги  придают выпуклый профиль, для  создания которого используют  привозной грунт или грунт,  полученный при устройстве водоотводных  канав.

     В зависимости от  свойств грунта дорога обладает  большей или меньшей устойчивостью,  а следовательно, и проезжаемостью. Хорошо содержащаяся грунтовая  дорога в сухое время года  обеспечивает проезд автомобилей  с достаточными скоростями. Большим  недостатком грунтовых дорог  является их пылимость. В период  осенней и весенней распутицы  в связи с переувлажнением  грунта и потерей несущей способности  грунтовые дороги становятся  непроезжаемыми, так как под воздействием  колес автомобилей образуются  глубокие колеи,  выбоины и ухабы.

Информация о работе Конструктивные слои дорожной одежды