Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 21:57, реферат
Для обеспечения устойчивости земляного полотна на косогорах, в местах пересечения автомобильной дороги с реками, оврагами или балками, по которым стекает вода от дождей и таяния снега, а также при пересечении существующих дорог устраивают различного рода искусственные сооружения. К ним относят: подпорные стенки, трубы, мосты, путепроводы, виадуки, эстакады и др. Большей частью водопропускных сооружений, строящихся на автомобильных дорогах, составляют мосты и трубы.
Введение 3
1Виды инженерных сооружений на автомобильных дорогах 4
2Мосты 6
2.1. Классификация мостов на автомобильных дорогах 6
2.2. Элементы мостового перехода и моста 8
3Трубы на автодорогах 11
4Тоннели. Область применения и классификация тоннелей 13
Заключение 15
Список используемых источников 16
- пролетное строение (соответствует дорожной одежде, проезжей части).
- опоры (примерно соответствуют насыпи автодороги, заменяют ее).
- фундаменты (соответствуют основанию насыпи и воспринимают нагрузку от сооружения).
Пролетное строение заменяет часть насыпи автомобильной дороги над каким-то препятствием, имеет значительную длину и обеспечивает передвижение транспорта над препятствием и свободное пространство под сооружением с целью пропуска под ним водного транспорта или иного.
Для безопасного
и бесперебойного передвижения транспорта
по пролетному строению, а также
для защиты пролетного строения от
механического воздействия
Рисунок 3. Профиль (а) и план (б) мостового перехода:
1 – насыпь подхода; 2 – струенаправляющие дамбы; 3 – мост; 4 – граница затопления поймы; 5 – укрепление берега; 6 – траверса.
Все конструкторское приспособление, находящееся на пролетном строении, закрывающее его, называется мостовым полотном.
Нагрузки, которые действуют на пролетное строение, очень большие, потому что длина пролетов велика и, чтобы поддержать пролеты – чтобы они не разрушались под своим весом, под пролеты устанавливают опоры. Опоры воспринимают нагрузку от пролета и через фундаменты передают ее на грунты основания.
Рисунок 4. Характеристики моста:
1 – насыпь подхода; 2 – конус насыпи; 3 – устой; 4 – пролетное строение с ездой поверху; 5 – пролетное строение с ездой понизу; 6 – промежуточная опора; 7 – фундамент опоры.
Количество опор должно быть наименьшим, но при этом возрастает длина пролета. Одна из задач проектирования – выбор оптимального соотношения (длина моста – длина пролета).
Рассмотренные части инженерного сооружения подразделяются на более мелкие многочисленные элементы.
Мостовое полотно включает в себя (Рисунок 5):
- проезжую часть – конструкцию, обеспечивающую ширину проезда транспорта, перекрывающую пространство между пролетными конструкциями и воспринимающую нагрузку от колес транспорта;
- тротуары – часть ширины инженерного сооружения, предназначенная для прохода людей через это сооружение; обычно тротуары располагаются сбоку от проезжей части (параллельно);
- ограждения – между тротуаром и проезжей частью – специальные устройства, предотвращающие от наезда транспорта на тротуары.
Кроме того, ограждения могут быть установлены по оси сооружения для разделения встречных потоков. Ограждают также опоры путепроводов и эстакад снизу. С внешней стороны тротуаров устанавливают перила для безопасного прохода людей. А на электрифицированных железных дорогах над железнодорожными путями ставятся решетки.
Поверхность проезжей части и тротуаров должна быть ровной и гладкой, поэтому на них укладывают покрытие и другие конструктивные слои ездового полотна. Ездовое полотно обеспечивает ровность, непрерывность, сцепление с проезжей частью и защищает проезжую часть и пролетное строение от погодных и климатических воздействий, а также от прямого механического воздействия транспорта.
Мосты, путепроводы и эстакады – это опасные сооружения при движении в темное время суток, поэтому все сооружения в населенных пунктах должны иметь электрическое освещение. А большие мосты должны быть освещены и на дорогах.
Температурные швы между пролетным строением над опорами обеспечивают отсутствие температурных напряжений. А чтобы обеспечить плавность проезда транспорта над этими разрывами и чтобы не было разрушения пролетного строения, в эти температурные разрывы встраивают специальные приспособления, и все это вместе называется деформируемый шов.
В местах сопряжения сооружения с насыпью для плавной передачи нагрузок устанавливают переходные плиты, опирающиеся одним концом на устой, а другим – на тело насыпи.
Рисунок 5. Элементы мостового полотна:
I – тротуар; II – полоса безопасности; III – проезжая часть; IV – ездовое полотно; 1 – перильное ограждение; 2 - одежда тротуаров; 3 – барьерное ограждение; 4 – мачта для освещения; 5 – водоотводное устройство; 6 – одежда ездового полотна; 7 – несущие элементы проезжей части; 8 – несущие элементы пролетного строения.
Пролетное строение – это мощные строительные конструкции большей длины: балки, арки, фермы, рамы, подвесная конструкция и прочее, выполненные из прочных строительных материалов.
И эти
конструкции опираются на опоры,
но через специальные устройства,
компенсирующие различные перемещения
и распределение громадной
Опорные части распределяют нагрузку от пролетного строения на опору, сконцентрированную на небольшой площади, поэтому опорная часть, а также контакты с нею пролетного строения и опоры должны быть достаточно прочными и выдерживать большие контактирующие напряжения. Опорная часть должна иметь возможность обеспечить перемещение пролета относительно опоры. Перемещение может быть линейным и (или) угловым.
Это простейшие и наиболее часто встречающиеся инженерные сооружения на дорогах. Их устраивают для пропуска небольших водопотоков (временных и постоянных) сквозь тело насыпи, не разрывая конструкцию земельного полотна. Пример трубы указан на Рисунке 6.
В отличие от мостов, путепроводов и прочих сооружений, движение транспорта и пешеходов над трубой осуществляется по проезжей части, по дорожной одежде, по земельному полотну автодороги, а не по конструкциям. Для обеспечения этого условия труба должна быть заглублена в тело насыпи так, чтобы над верхом трубы и до низа дорожной одежды находился грунт земляного полотна (от 0,5 м). При этом конструкция трубы испытывает нагрузки и воздействия от проходящего транспорта, но только от транспорта. И они в значительной мере рассеяны (уменьшены) за счет грунта, находящегося над трубой.
Рисунок 6. Схема расположения водопропускной трубы в теле земляного полотна: 1 – уровень проезжей части; 2 – земляное полотно; 3 – элемент оголовки трубы.
Наряду с вертикальными нагрузками от транспорта и собственного веса грунта земельного полотна, трубы испытывают и значительные горизонтальные нагрузки – от транспорта и от собственного веса грунта. Поэтому наиболее оптимальной конструкцией являются круглые железобетонные трубы. Но такие сечения не очень эффективны для пропуска воды. По эффективности самые лучшие – прямоугольные, но они требуют хорошего армирования.
Кроме железобетона,
применяют бетон, камень и металл,
как в отдельности, так и в
виде совместных конструкций. В последнее
время широко применяются гофрированные
трубы.
Трубы не всегда работают на пропуск максимально возможных расходов, за срок службы его может и не состояться.
Трубы –
менее ответственные
Пропуская воду, труба, как правило, работает не полным сечением. В зависимости от этого условия, трубы по режиму истечения в них жидкости делятся на 3 наименования: безнапорный режим, полунапорный и напорный режим.
Режим выбирают в зависимости от возможности и частоты пропуска максимальных расходов воды. Чем регулярнее и максимальнее пропуск воды через трубу, тем ближе режим должен быть к безнапорному.
На режим истечения жидкости очень сильно влияет форма отверстия, куда попадает жидкость – форма оголовка. При больших расходах оголовки стараются сделать обтекаемыми, различают их по названию.
Портальный – боковая поверхность, и в ней есть отверстие (для безнапорного режима) – не обтекаемый.
Раструбные и воротниковые – плавный переход к отверстию трубы (обтекаемые).
Раструб – труба переменного сечения.
Размеры
поперечного сечения трубы
Чтобы не было заиливания, выполняют следующие мероприятия:
- 1 м – минимум при длине трубы до 20 м;
- 1,25 и выше – при длине более 20 м.
На дорогах ниже II категории допускается:
- 1 м и более – до 30 м;
- 0,75 м и выше – до 15 м;
- 0,5 м – при устройстве трубы на съездах и уклоне 10‰ и более и наличие ограждений на входе.
Конструкцию труб рассчитывают на нагрузки и воздействия, как и прочие сооружения.
Тоннели — сложный для осуществления и дорогой вид искусственных сооружений, достаточно широко применяемый при строительстве железных и автомобильных дорог. По своим конструктивным формам, размерам и условиям строительства тоннели в транспортном строительстве отличаются от других видов подобных сооружений — гидротехнических, коммунальных, промышленных, горно-разведочных и специального назначения.
К транспортным тоннелям относятся автодорожные, железнодорожные, пешеходные, судоходные тоннели, а также тоннели метрополитена.
Гидротехническими называют подводящие и отводящие тоннели в системе гидроэлектростанций, ирригационные и мелиоративные тоннели.
К коммунальным относятся тоннели
городского подземного хозяйства для
пропуска газа, воды, канализации, кабелей
и т. п.
Подземные стоянки автомобилей и гаражи,
склады, газо- и нефтехранилища, подземные
заводы и морские базы относятся к группе
подземных сооружений специального назначения.
Горнопромышленные тоннели предназначены для транспортных целей, а также для дренажа и вентиляции шахтных выработок в горной промышленности.
По месту расположения тоннели подразделяются на горные, подводные и городские.
Горные тоннели прокладывают через горные хребты и возвышенности. При пересечении водных преград: рек, озер, заливов, проливов, каналов и водохранилищ сооружают подводные тоннели. Тоннели, заложенные под улицами и площадями городов, называют городскими. В зависимости от глубины заложения от поверхности различают тоннели глубокого заложения (10-20 м) и мелкого заложения (< 10 м). Методы сооружения тоннелей весьма разнообразны и определяются протяжением, глубиной заложения, инженерно-геологическими, гидрогеологическими условиями и экономическими соображениями.
В практике тоннельного строительства применяют горный, щитовой, открытый и специальные способы работ.
Горный способ работ предусматривает
раскрытие тоннельной выработки
по частям с временным креплением
и поэтапным возведением
Щитовой способ работ основан на
применении в качестве временной
крепи подвижной стальной цилиндрической
оболочки, - щита, под защитой которого
разрабатывают породу и возводят
обделку из отдельных, заранее изготовленных
металлических или
Открытый способ работ применяют при сооружении тоннелей мелкого заложения. Несущие конструкции преимущественно прямоугольного поперечного сечения из сборного «ли монолитного железобетона возводят в открытом котловане с откосами, свайным или шпунтовым креплением. Возможно бетонирование стен в траншеях с последующим устройством перекрытия и разработкой под его защитой грунтового ядра между стенами тоннеля.
Информация о работе Искусственные сооружения на автомобильных дорогах