Деревянные конструкции. Деревянное зодчество Новониколаевска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Застройка Новониколаевска первых десятилетий была почти вся деревянная. Жилые здания с усадьбами располагались в кварталах, небольших по площади,— в среднем от 1,5 до 2 га. Кварталы были рассчитаны на одноэтажную усадебную застройку полусельского типа с размещением хозяйственных построек и огорода в глубине участка.

Файлы: 1 файл

дер конструкци.docx

— 114.07 Кб (Скачать файл)

В узорах пропильных декоративных элементов можно было разглядеть очень древние мотивы — вплетенные в орнаменты символы-обереги (охранительные знаки), сильно стилизованные  народные образы птиц, коней, чудищ-русалок. Другие фигуры — круги, розетки, звезды, ромбы, квадраты, крестообразные знаки  — символизировали огонь и  солнце. Они также играли магическую роль оберегов. Даже древнеязыческие  сюжеты дошли до нас в узорах порезок, такие, как старинный орнаментальный мотив богини-природы-женщины-дерева со спутниками или «птичьей ладьи» (две слитные птицы с человекоподобной фигурой между птичьими головами, повернутыми в разные стороны). Но в более поздние времена многие символические образы утеряли свой смысл и постепенно превратились в устойчивый орнаментальный узор чисто  декоративного назначения, многократно  воспроизводимый в силу традиции и устойчивости самого народного  искусства, донесшего до XX в. древние  образы с их забытым символическим  содержанием.

В народной мифологии  издревле сложились своего рода модели познаваемого мира, вселенной. И в  области искусства отражались некоторые  моменты познания вселенной, возникали  попытки приобщиться к идее мироздания. Так, согласно представлениям народной мифологии о делении мироздания, на три яруса делился дом и  соответственно украшался его фасад.

Подклетье (подполье) дома понимался в соответствии с  моделью мира как «подземная часть» вселенной. Подклет не украшался, оставаясь  обнаженным срубом. Жилая часть дома, особенно оконные обрамления — ставни, наличники, покрывалась иногда) изобильным растительным орнаментом, являющимся олицетворением жизни, урожая, благополучия. Жилая часть дома — это ярус земли, ее плодородия и всех ее жизненных  благ. Растительный орнамент иногда переходил  и на плоскость обшитых тесом  стен или на обшитые досками углы дома. В орнамент порой вкомпоновывались силуэтные изображения птиц-петухов, певцов утренней зари, или голубей  с распростертыми крыльями — символов надземного пространства. По народным поверьям, птицы связывали землю  с небом.

«Небесный ярус»  мира соответствовал завершению дома, его карнизу или фронтону (при  двускатном покрытии без карниза). Конец  конька крыши в крестьянском доме украшался фигуркой птицы или  головой коня — существ, связанных  с понятием солнца. На небе же была и  та живительная влага, которая питает дождем землю и ее растительность. Поэтому свисающие с карниза  узоры, ассоциируемые с дождем, изображают его в виде висящих вниз головой  уточек или крылатых фантастических существ — сирен-русалок. И выше всего на фронтонах помещалось солнце: либо в виде розетки или орнаментной  звезды, либо в виде круглого или  полукруглого слухового окна с обрамляющими его лучами, либо в виде лучеобразной обшивки фронтона досками. Человек, живущий в среднем ярусе (земле), находился в центре мироздания. Такова семантика народной архитектуры, сохранившаяся  в сильно завуалированной форме  в декоре городского дома.

Если рассматривать  по основным элементам декора жилые  деревянные дома Новониколаевска, то можно  отметить ряд общих композиционно-декоративных приемов. Многие дома при большом  выносе карнизов, необходимых для  защиты стен от дождя, имели небольшие  фронтончики в виде треугольных  подъемов карниза. Фронтончики устраивались или по оси симметрии фасада, или  равномерно по фасаду, если их было несколько. Они давали возможность в большей  мере осветить фасадные стены, придавали  фасадной композиции большую законченность  и нарядность. Фронтончики активно  выделяли дом в ряду других по улице. Чаще всего в треугольном поле фронтона помещалась резная розетка, солярный знак «солнышко». Очень разнообразны были розетки-солнышки по форме и  рисунку орнамента.

Карнизы домов украшались обильно пропильной резьбой, легким сквозным орнаментальным кружевом. Весьма четко выявляются общие приемы декора карнизов по степени сложности. Карниз дома мог быть украшен одной резной торцовой доской с городчатой или  пропильной порезкой по ее низу. Декор  карниза далее усложнялся введением  второй резной доски, располагаемой  за первой торцовой доской. Это был  мотив фестонов, возможно, пришедший  из архитектуры классицизма или  с резных деревянных иконостасов, где  мотивы драпировок с кистями часто  имели место. Или его происхождение  восходит к обычаям внутреннего  убранства крестьянского дома, где  рушниками драпировали верха  окон или красные углы.

Далее карниз дополнялся богато орнаментированным фризом —  лентой из вертикально поставленных дощечек на венцах сруба. Концы дощечек  были объектом резьбы весьма разнообразной  и тонкой. И, наконец, карниз подпирался прорезными декоративными кронштейнами, расположенными по фризу. Между кронштейнами часто размещалась накладная  орнаментальная прорезь, разнообразная  по рисунку. Часто это был мотив  того же солярного знака в различной  формальной интерпретации.

Так, усложняясь, дополняясь, карниз фасада приобретал необычайно богатый декоративный характер. В  прорезках карниза много вариантов  стилизованного цветка лилии, трилистника, колокольцев. Во фризах также можно  увидеть вариации трилистников в  различных сочетаниях. Здесь мы найдем и «уточек», висящих вниз головками  с распростертыми крыльями. Фризовые доски дополняются городчатыми  или объемными порезками, наложенными  на фриз как пояски на всю его  длину.

Как и карнизы, богато украшались оконные обрамления. Окна в городских домах имели большие  размеры и различную форму  — одиночные, сдвоенные, строенные  при среднем более широком  и узких боковых. Часто оконные  проемы имели лучковую верхнюю часть  с небольшим подъемом. Видимо, этот прием завершения оконного проема был  заимствован из каменной архитектуры, от дугообразных каменных перемычек, перекрывающих  проем окна. Оконные проемы обрамлялись  наличниками, служившими объектами  весьма богатого декора. Более всего  украшалась резьбой надоконная часть  наличников — доски, прикрывающие осадочный  шов между бревнами сруба и  оконной коробкой. Боковые части  обрамления окон украшались орнаментальной порезкой — плетенками, жгутами, токарными  фигурами, порезками в виде колонок  ордерной архитектуры, своеобразно  трактованными в пропорциях и  деталях. Подоконная доска также  украшалась, но несколько скромнее, чем надоконная. Резьба наличников по своей технике и пластическому  многообразию сложнее и богаче резьбы карнизов зданий. Здесь и пропильная, и рельефная накладная, и рельефная  сквозная, и городчатая резьба, а  также их всевозможные сочетания  в сложных и законченных композициях.

Силуэтные формы  верхних досок наличников весьма разнообразны: прямоугольные с волютами, лучковые двух- и трехъярусные, с  наложенными друг на друга досками (тип перспективного портала), килевидные, килевидные сложного волнообразного абриса, просто волнообразные, с волютами, с  замкнутыми между волютами «птичьей ладьей» или пучком из трилистников и т. д. Как правило, все разновидности  досок завершены профилированным  карнизом, содержащим в своем силуэте  четвертные валики, или выкружки с  полочками, или каблучки. Вероятно, в завершении наличников оконных  проемов также сказалось влияние  каменной архитектуры XVII— XVIII вв. на деревянную городскую архитектуру конца XIX в. — начала XX в. Барочные волюты, картуши  на фоне наличников, кронштейны, фланкирующие наличники, розетки, вкомпонованные в  квадрат, создают светотеневое богатство, пластическую законченность. За всем этим угадывается историческая преемственность  в развитии архитектуры деревянного  жилища. Пластика в иных композициях  весьма выразительна и динамична. Весь резной убор словно дышит органической жизнью, энергично заполняет фон  по всей его площади, буйно и жизнерадостно  развивается, выходя и за пределы  фона на торцы оконных обрамлений — наличников.

В надоконных досках, обрамленных карнизиками, часто  помещался резной вазон с растениями (старинный русский мотив), с виноградными лозами и кистями (или хмель), или  два побега растительного орнамента, расходящегося в симметричном рисунке  от оси симметрии тимпана. В растительный орнамент вкомпоновывались иногда стилизованные  изображения птиц, цветов, бутонов. Вертикальные (боковые) доски обрамления представлялись колонками с резными  капителями. Колонки покрывались  резной «чешуей» или каннелюрами; вместо ствола колонки можно было видеть иногда жгут, точеные полустолбики (балясинки), резную плетенку. Подоконные доски были небольшими по величине, иногда они также декорировались картушами, розетками, растительным орнаментом, цветами, часто переданными в  весьма реалистической манере. Нередко  встречались висячие кисти с  кольцами. Низ доски обычно вырезался  по плавным кривым; композиция подоконной доски всегда была симметричной, как  и верхняя часть оконного обрамления.

Но далеко не вся  деревянная архитектура города имела  высокий художественный уровень. Преобладали  все же примитивные сооружения, лишенные каких-либо эстетических начал, плохо  построенные технически, выполненные  из неполноценных строительных материалов. Весь деревянный жилой фонд был лишен  инженерно-технического оборудования—  водопровода, канализации, центрального отопления, в значительной части  электроосвещения. Отсюда появление  надворных уборных, выгребных, мусорных ям и свалок на территориях усадеб. Отсутствие общегородского благоустройства, большое количество хозяйственных  сооружений в жилых кварталах (сараев, конюшен, сеновалов, дровяных и угольных складов, ремесленных помещений) снижало  санитарно-гигиенический уровень  жилого фонда Новониколаевска.

В начале XX века в  городе появляются деревянные жилые  здания, построенные по проектам архитекторов или гражданских инженеров. Это  были более сложные в планах и  в объемном формообразовании сооружения, разрешаемые в стиле модерн или  с элементами декора в характере  архитектуры модернизированного классицизма. Такие дома часто имели ярко выраженную «всефасадность» общей композиции с отказом от симметрии тех  фасадов, которые были обращены на улицу. Они возводились на высоком техническом  уровне, отличались стилевой законченностью, хотя иногда в их оформлении ощущалась  доля рафинированной изощренности или  холодного профессионального индивидуализма. Эти здания отличались крупным масштабом  как общих объемов, так и отдельных  элементов архитектурного декора.

Среди деревянных зданий, построенных в начале века в Новониколаевске, встречались и весьма низкопробные образцы архитектуры, осуществленные с забвением народного опыта  и эстетики, с пошлой орнаментикой, облицованные тесом (вагонкой), окрашенные масляными красками. В декоре этих зданий можно увидеть неумеренную  аляповатую резьбу эклектического, мещанского характера, низкого художественного  вкуса, так называемого «стиля петербургских  дач». Эти жилые здания принадлежали прежде всего торгово-буржуазному  слою населения города, который стремился  выразить в архитектуре свое имущественное  и социальное превосходство. Ряд  таких сооружений — загородных дач  появился в лесу на берегу Оби за речкой Второй Ельцовкой. Строились  они и в центральных кварталах  города.

Информация о работе Деревянные конструкции. Деревянное зодчество Новониколаевска