Теоритические основы социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса особенностей социального страхования.
В работе были поставлены следующие задачи:
1)определить экономическое содержание фонда социального страхования и его функции;
2) определить место и роль социального страхования в системе социальной защиты;
3)выявить перспективы развития социального страхования в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВА-НИЯ……………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие, принципы и функции социального страхования……………….6
1.2 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты..10
ГЛАВА 2 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ………………………14
2.1 Задачи Фонда социального страхования…………………………………14
2.2 Пособия, выплачиваемые Фондом ……………………………………….15
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ………………………………………………….28
3.1 Проблемы социального страхования в России……………………………28
3.2 Перспективы развития социального страхования в стране………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 61.15 Кб (Скачать файл)

При уходе за двумя и  более детьми размер пособия суммируется.

6. Оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет

Оплата 4-х дополнительных выходных дней в месяц в связи  с уходом за детьми-инвалидами в  возрасте до 18 лет осуществляется на основании постановления Правительства  Российской Федерации от 24 декабря 2007 года  № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». 

7. Пособие на погребение

В соответствии с Федеральным  законом от 12.01.1996 года № 8 – ФЗ «О погребении и похоронном деле» пособие  на погребение за счет средств Фонда  социального страхования Российской Федерации выплачивается по месту  работы умершего одному из его родственников (иному лицу),  взявшему на себя обязанность осуществить погребение, с учетом уральского коэффициента в размере 4 600 рублей. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.[19]

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3  ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

 

 

3.1 Проблемы социального  страхования в России

 

Одной из первых проблем можно назвать — сохранение не страховых принципов: существуют выплаты не страхового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Так, например, за счет Фонда социального страхования осуществляется финансирование таких не страховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских спортивных школ. Кроме того, в системе пенсионного страхования объем поступлений сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии не обеспечивает в полной мере расходы Пенсионного фонда на выплату указанной части трудовых пенсий.

Второй проблемой является незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования. В частности, до настоящего времени не принят Федеральный закон «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Законодательно не утверждены порядок, процедуры, источники финансирования дефицита средств на выплату страховой части трудовых пенсий. Имеется ряд серьезных противоречий в Бюджетном кодексе и Налоговом кодексе в части, касающейся Единого социального.

Следующей проблемой можно  назвать недостаточное обоснование  уровня социальных выплат. По рискам, принимаемым на социальное страхование в связи со старостью, инвалидностью и потерей кормильца , уровень социальных выплат в Российской Федерации ниже, чем это предусмотрено Конвенцией Международной организации труда № 102. Так, если средний уровень замещения пенсией заработка в России составляет в среднем 30-33%, то по Конвенции МОТ этот показатель — 40%, а в ЕС — 50%. Вместе с тем уровень замещения доходов в результате временной потери нетрудоспособности в России может составлять 100%, тогда как в других европейских странах он не превышает 50%.

Еще одной проблемой является неблагоприятные демографические  тенденции, которые связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте.

Реформирование системы  ОСС должно осуществляться на основе соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации и четкого определения целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования, соблюдения страховых принципов и развития персонифицированного учета во всей системе ОСС, адекватности уровня социальной защиты размерам страховых платежей, устранения дублирования функций и создания условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС.

            Введение персонифицированного учета всех застрахованных граждан позволит избежать случаев получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделать систему социальной защиты более адресной.

В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую  модель социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При этом ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.[1,56]

 

3.2 Перспективы развития  социального страхования

 

Необходимость реформирования социального обеспечения в России давно уже ясна всем специалистам и политикам, которые занимаются вопросами социального обеспечения  в России. И первые попытки такого реформирования были проделаны сразу, как только в 1990 году был избран новый  состав Верховного Совета в России – изъятием из-под управления профсоюзов средств пенсионного обеспечения  и созданием Пенсионного фонда  России под управлением Правительства.

Следующим шагом в этом направлении было принятие законов  о занятости населения и об обязательном медицинском страховании  и создание вслед за этим фондов занятости и обязательного медицинского страхования. Завершился начальный  этап реформирования социального обеспечения  созданием в России государственного Фонда социального страхования  и окончательного выведения всех средств социального страхования  из-под контроля профсоюзов.Однако, этот этап не менял характера социальных платежей. Они фактически оставались различными видами социального налога. И таким образом, не смотря на свое название, никакой системы социального страхования в России по прежнему не было. Поэтому Правительством Российской Федерации было принято решение о введении вместо разного вида социальных платежей единого социального налога, что было осуществлено при принятии Государственной Думой второй части Налогового кодекса.

       Одновременно с этими процессами продолжалась работа над совершенствованием пенсионного обеспечения в России. Можно считать, что с момента принятия Правительством России решения о переходе к накопительной системе пенсионного обеспечения начался следующий этап общего реформирования социального обеспечения. Он характеризуется тем, что начинается постепенный переход от чисто налогового характера аккумулирования средств социального обеспечения к принципам действительно социального страхования.

Во-первых, следует обратить внимание на то, что наряду с чисто  государственной социальной пенсией  по старости предполагается ввести и  отраслевые трудовые пенсионные системы, а помимо них еще и возможность  дополнительного индивидуального  пенсионного страхования.

Во-вторых, на текущий момент на рынке пенсионных услуг уже  действуют ряд негосударственных  пенсионных фондов, деятельность которых  регламентируется специальным федеральным  законом. (В настоящих заметках мы не ставим своей целью обсуждение качества тех или иных нормативных  актов в области социального  обеспечения, мы только лишь отслеживаем  общие тенденции в развитии социального  обеспечения.)

Помимо системы пенсионного  обеспечения предполагается реформирование и других видов социального обеспечения. Из них на сегодня наиболее заметно  намерение слить два государственных  фонда – Фонд социального страхования  и Фонд обязательного медицинского страхования, что в конечном итоге  также ведет в направлении  усиления именно страховых тенденций.[3,68] 
           Так какой, с нашей точки зрения, должна быть эффективная система социального обеспечения? Каких принципов следует придерживаться при ее формировании? 

С точки зрения специалистов Российского объединения социальных технологий (РОСТ) общая направленность социального обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно последовательно  строить эффективную систему  социального страхования по всем видам социальных рисков. Как уже  отмечалось, для этого уже существуют реальные предпосылки. Теперь важно, чтобы  действия всех участников такого строительства носили системный и целенаправленный характер. А для этого необходимо уже в ближайшее время разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России. В частности в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования: пенсионное страхование по старости и по инвалидности, как врожденной, так и приобретенной; трудовое пенсионное страхование; медицинское социальное страхование и социальное страхование работников от временной нетрудоспособности в связи с заболеванием; социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страхование по безработице и неполной занятости; возможно, некоторые другие виды. Перечень видов социального страхования должен присутствовать в законе в явном виде, но он должен иметь открытый характер.

В законе должны быть точно  перечислены участники системы  социального страхования: застрахованные лица, в первую очередь – работники; страхователи – в первую очередь  работодатели, сами застрахованные лица, в том числе работники, в некоторых  случаях – государство в лице Правительства Российской Федерации; страховщики – в первую очередь  государственные фонды (пенсионный, медико-социального страхования  и другие), негосударственные фонды  и страховые компании; участником системы социального страхования  обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. 
В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании.  
В этом законе необходимо определить общие правила дополнительного социального страхования, которые будут касаться не только дополнительного пенсионного обеспечения, но и таких видов социального страхования как добровольное медицинское (помимо обязательного), дополнительное социальное страхование профилактических мероприятий и другие.[5,47] 
           Для нас очевидно, что многие наработки, которые уже проделаны сегодня при формировании накопительной пенсионной системы могут быть в полной мере использованы при разработке такого закона, однако столь же очевидно, что положения целого ряда законодательных актов должны будут пересматриваться и уточняться при приведении всей системы к единым правилам. И совершенно очевидно, что помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования. 
           В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.[12,78]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Совершенствование системы  социального страхования является сейчас не благими намерениями, а  насущной необходимостью. Примером тому являются постоянные сообщения о  акциях протеста , митингах пенсионеров, которые не получают пенсии в течение  нескольких месяцев, между тем они  являются для них единственных источником средств к существованию. При  трезвом взгляде на эту систему  и изучении как опыта Советского Союза, так и опыта развитых капиталистических  стран возможно формирование реальной системы социальной защиты населения  и его обеспечения. Таким образом  можно избежать многочисленных забастовок и митингов, на покрытие ущерба от которых  и поддержание порядка во время  их проведения уходит такое количестве денежных средств из российского  бюджета, что при вложении их в  социальную сферу их бы хватило на выдачу многих и многих пенсий и  пособий.[14,76]

Не секрет, что большинство  лозунгов коммунистов и национал-социалистов  основано на фразах “Проголосуйте  за нас и мы выплатим вам вашу зарплату и пенсию, накормим и вылечим  ваших детей и родителей”. Достаточно посмотреть на состав митингов оппозиции: голодные и плохо одетые пожилые  люди, прожившие всю свою жизнь  под лозунгом обеспеченной старости, а на ее пороге оказавшиеся без  куска хлеба. Родители, чьи дети больны и не могут получить надлежащего  медицинского обслуживания, госслужащие, не получающие заплату по несколько  месяцев, студенты и преподаватели, живущие на мизерные зарплаты и стипендии  и т.д.

Если удастся заставить  работать эту систему, то скорее всего  страну перестанут сотрясать постоянные акции протеста и опасность возврата к социалистическому прошлому, которой  так панически боится наше правительство (на региональных выборах 1997 года оппозиция  одержала убедительную победу; большинство парламента составляют отнюдь не прогрессивные демократы) значительно уменьшится. Кроме того, стабилизация политической обстановки резко поднимет рейтинг как страны в целом, так и ее правительства, сумевшего добиться таких результатов. Это, в свою очередь поможет нам получить необходимые инвестиции иностранного капитала на развитие промышленности, т.к. одним из главных условий, выдвигаемых инвесторами, по-прежнему остается политическая стабильность и, как следствие возвратность инвестиций, вложенных в страну.

Казалось бы, все так  просто, нужно лишь начать что-либо делать в данной области. Но нежелание  реально оценивать обстановку, использование  социальной сферы только как карты  в политической игре в разгар предвыборной борьбы приводит к тому, что начальные  подвижки в этой области погибли  так и не родившись, а неплохое наследие Советского Союза уже утрачено. Хочется надеяться, что что-либо в ближайшее время изменится, иначе это может привести к  последствиям такой тяжести, что  даже мы сейчас не в состоянии их реально предвидеть и оценить.[9,234]

Информация о работе Теоритические основы социального страхования