Теоритические основы социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса особенностей социального страхования.
В работе были поставлены следующие задачи:
1)определить экономическое содержание фонда социального страхования и его функции;
2) определить место и роль социального страхования в системе социальной защиты;
3)выявить перспективы развития социального страхования в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВА-НИЯ……………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие, принципы и функции социального страхования……………….6
1.2 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты..10
ГЛАВА 2 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ………………………14
2.1 Задачи Фонда социального страхования…………………………………14
2.2 Пособия, выплачиваемые Фондом ……………………………………….15
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ………………………………………………….28
3.1 Проблемы социального страхования в России……………………………28
3.2 Перспективы развития социального страхования в стране………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 61.15 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВА-НИЯ……………………………………………………………………………….6 
1.1 Понятие, принципы и функции социального страхования……………….6 
1.2 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты..10 
ГЛАВА 2 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ………………………14 
2.1 Задачи Фонда социального страхования…………………………………14 
2.2 Пособия, выплачиваемые Фондом ……………………………………….15 
ГЛАВА 3  ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ………………………………………………….28 
3.1 Проблемы социального страхования в России……………………………28  
3.2 Перспективы развития социального страхования в стране………………30 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В начале ХХ столетия средняя  продолжительность жизни была крайне низкой, трудовой жизни - весьма значительной, период же жизни после выхода на пенсию - коротким. При этом пожилые  люди почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей. Одним  словом, старость была синонимом бедности. 

Кроме того, практически  отсутствовала защита от других видов  социального риска: свирепствовали инфекционные заболевания; доступ к  медицинскому обслуживанию оставался  весьма ограниченным, к тому же оно  было дорогим; в результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи  сталкивались с нуждой, а нередко  и с понижением социального статуса; безработица вела к нищете. 

Введение социального  страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а в дальнейшем предпринять меры по их предупреждению и снижению. Уровень бедности среди  лиц пожилого возраста в западных странах сегодня зачастую ниже уровня бедности остальных групп населения, а продолжительность жизни после  выхода на пенсию составляет 10-20 и более  лет. 

Доступ к медицинскому обслуживанию получили практически  все работающие, его уровень существенно  повысился. Искоренены многие инфекционные заболевания, опасные в первую очередь  для детей и стариков. Материальная поддержка лиц, оказавшихся безработными, позволяет им избежать недопустимых лишений, найти в себе силы для  переобучения и поиска работы.[2,64]

Круг проблем, решаемых с  помощью социального страхования, впечатляет. Помимо прочной основы социальной защиты работающих, данный социальный институт способствует повышению  стабильности в обществе и экономике, содействует гармонизации отношений в трудовых коллективах. 

Обусловлено это тем, что  оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и  коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические  установки. Социальное страхование  выступает и как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и  самоуправлении), и как эффективный  инструмент его построения (демократический  характер организации, массовый масштаб  вовлеченности в него практически  всего трудозанятого населения, прозрачность финансовых потоков). Вот  почему социальное страхование - это  мощный механизм достижения социального  согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся. 

Приближая сферу социальной защиты непосредственно к тем, кто  трудится, их семьям и трудовым коллективам, социальное страхование фактически стабилизирует общество. Совместное участие работников и работодателей  в управлении деятельностью этого  института, взаимное доверие и сотрудничество - не роскошь, а необходимое условие  эффективно функционирующей экономики. Образно говоря, социальное страхование  без всякой натяжки можно сравнить с нервной системой общественного  организма, чутко реагирующей на его потребности в защите.  
При этом социальное страхование позволяет сбалансировать меру проявления и реализации двух базовых принципов построения цивилизованного общества - личной ответственности и солидарной взаимопомощи. Оно находит соответствующие сферы реализации их потенциалов на основе принципа субсидиарности: все, что отдельный человек или профессиональная группа работников могут достичь в сфере социальной защиты собственными силами, поощряется; в случаях, когда требуется солидарная взаимопомощь, она оказывается. 

Социальное страхование  защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты  предоставляют человеку возможность  реализовать свою ответственность  и свободу на основе социальной справедливости. 

На мой взгляд, в своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Вместе с тем очевидно, что форсированное формирование этого многоаспектного института - отнюдь не гарантия успеха: нужен комплекс экономических, социальных, организационных и правовых условий. Большую роль могут сыграть подготовка кадров специалистов и разъяснительная работа среди населения, нацеленные на формирование "культуры" социального страхования. 

Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса особенностей социального страхования. 

В работе были поставлены следующие  задачи:

1)определить экономическое  содержание фонда социального  страхования и его функции;

2) определить  место и роль социального страхования в системе социальной защиты;

3)выявить перспективы  развития социального страхования в России.

При написании курсовой работы я использовала следующие методы:

-анализ;

-классификация;

-наблюдение;

-обобщение;

-описание;

-прогнозирование;

             Источниками литературы являются научно-методическая и практическая литература по теме исследование, учебно-методическая литература ,периодические издания ,ресурсы Internet.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

 

 

1.2Понятие, принципы и функции социального страхования.

 

Социальное  страхование- важнейший элемент государственной  социальной политики в сфере управления рисками воспроизводства населения  и выполняет функции социальной защиты, обеспечения финансирования социальной помощи, регулирования доходов и уровня жизни различных групп населения, профилактики последствий наступления социальных рисков.[7,98]

К основным принципам обязательного  социального страхования относятся: устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и  исполнение обязательств по обязательному  социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.[6,165]

Субъектами обязательного  социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации  любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными  платежами. Страхователями выступают  также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые  взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения  прав застрахованных лиц по обязательному  социальному страхованию при  наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные  граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и  лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории  граждан, у которых возникают  отношения по обязательному социальному  страхованию.[16,37]

Функции страхования различаются  на уровнях индивидуального и  общественного воспроизводства.

На уровне индивидуального  воспроизводства страхование выполняет  следующие функции:

рисковую;

облегчения финансирования;

предупредительную;

обеспечения возможности  концентрации внимания на нестрахуемых рисках.

Рисковая функция, или  функция покрытия риска, состоит  в том, что страхователь через  договор страхования перекладывает  финансовые последствия определенных рисков на страховые компании. Такое  переложение риска является благом для лица, страхующего себя и свое имущество, даже тогда, когда страховой случай не наступает, потому что у него возникает чувство уверенности и защищенности.

Функция облегчения финансирования имеет несколько аспектов. Во-первых, при наступлении страхового случая страхователь получает средства, компенсирующие понесенный им ущерб на условиях, предусмотренных  в договоре страхования. Во-вторых, предприятие, застраховавшееся от пожара, кражи и других несчастий, делает эти риски величинами, оцениваемыми в деньгах, и в определенной мере может включить страховые взносы в цену своих товаров или услуг. В-третьих, страхование имущества  предприятий, как правило, является условием для получения кредита. Банки соглашаются кредитовать  только те предприятия, которые застрахованы от обычных рисков. Страхование жизни  и недвижимости является необходимым  условием для получения ипотечного кредита физическими лицами для  строительства или приобретения домов и квартир.

Предупредительная функция  страхования состоит в том, что  при заключении договора специалистами  страховой компании (андеррайтерами) проводится оценка риска и предлагается система мер предупредительного характера, позволяющих контролировать уровень риска на предприятии.

Возможность концентрации внимания на нестрахуемых рисках обеспечивается тем, что при заключении договора страхования предприниматель избавляет  себя от многих беспокойств и может  полностью обратиться к анализу  рисков рыночной конъюнктуры и к  вопросам стратегического менеджмента  своего предприятия.

На макроэкономическом уровне страхование выполняет следующие  функции:

1)обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;

2)освобождения государства от дополнительных расходов;

3)стимулирования научно-технического прогресса;

4)защиты интересов пострадавших лиц в системе отношений гражданской ответственности.

            Функция обеспечения непрерывности общественного воспроизводства состоит в том, что страхование создает финансовые условия для быстрого восстановления и возобновления деятельности предприятий, пострадавших в результате застрахованных событий. Ущерб, причиненный любому хозяйствующему субъекту, с народнохозяйственной точки зрения касается, как правило, не только его одного, но и многих других физических и юридических лиц. Например, остановка предприятия, разрушенного пожаром, приводит к ликвидации рабочих мест и увольнению работников, к прекращению производства и отгрузки продукции и по цепочке технологических связей вызывает сбои в работе многих других предприятий. Если пострадавшее предприятие застраховано, то оно скоро сможет возобновить свою деятельность, так как получит страховое возмещение. При отсутствии страхования остановка или разрушение крупного предприятия в результате аварии, пожара, стихийного бедствия может привести к кризису целых секторов национальной экономики. Таким образом, страхование обеспечивает восстановление разрушенной ячейки общественного производства и непрерывность всего воспроизводственного процесса.

           Освобождение государства от дополнительных расходов обеспечивается наличием страховых фондов. При отсутствии страхования все финансовые тяготы различных бедствий ложились бы на государство, которое имеет в своем распоряжении всегда ограниченные средства государственного бюджета и внебюджетных фондов. Развитая система страхования снимает с государства значительную часть этого финансового бремени.

Информация о работе Теоритические основы социального страхования