Тарифная политика в страховании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:22, реферат

Описание работы

Целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению, упорядочению и дифференциации страховых тарифов в интересах страхователей и безубыточного развития страхования базируется на следующих основных принципах:

Файлы: 1 файл

Тарифная политика в страховании.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тарифная политика в страховании

 

 

Целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению, упорядочению и дифференциации страховых тарифов в интересах страхователей и безубыточного развития страхования базируется на следующих основных принципах:

1. Эквивалентность нетто-платежей и выплат страхового возмещения и страховых сумм. Это означает, что нетто-ставки по каждому виду страхования должны максимально соответствовать вероятности ущерба. При таком условии обеспечивается возвратность средств страхового фонда для той совокупности страхователей и за такой тарифный период, исходя из которых были рассчитаны тарифные нетто-ставки.

2. Доступность размеров страховых тарифов для основной массы страхователей. Завышение тарифных ставок сдерживает широкое развитие страхования. Страховые платежи должны составлять такую часть дохода страхователя, которая не является для него обременительной. При доступных страховых тарифах достигается наибольшая эффективность страхования.

3. Стабильность размеров страховых тарифов. Если тарифные ставки остаются неизменными в течение многих лет, растет авторитет страховщика перед страхователями. Даже когда показатели убыточности страховой суммы как основы соответствующих тарифных нетто-ставок устойчиво снижаются, целесообразно в интересах страхователей расширение объема страховой ответственности при неизменных тарифах. Повышение тарифных ставок допустимо только в крайнем случае, когда невозможно другими путями стабилизировать рост показателей убыточности страховой суммы.

4. Стремление к расширению объема страховой ответственности. При стабильности тарифных ставок соблюдение данного принципа является приоритетным направлением страховой политики каждого страховщика в целях максимального удовлетворения страховых интересов.

5. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций.

Убытки. Выбирать страховку для своего автомобиля сегодня, вероятно, сложнее, чем когда-либо. Каско дорожает, а страховой рынок  еще далек от полного выздоровления. Он продолжает чихать и кашлять. Докашлялся до самого президента.

Объем рынка  добровольного автострахования  падал весь прошлый год, продолжает падать и сейчас. Даже рост продаж автомобилей, о котором сообщает Ассоциация европейского бизнеса (за 7 месяцев на 9%), не изменил  ситуацию – сборы страховщиков по-прежнему сокращаются. За первые шесть месяцев 2009-го по автокаско им досталось 68,3 млрд рублей, а за тот же период 2010 года – 63,3 млрд. При этом выплаты составили почти 52 млрд рублей, а коэффициент приблизился к критическому уровню – 82%.

«Действительно, в среднем убыточность в сегменте каско по рынку является высокой  и не соответствует необходимым  требованиям прибыльности этого  бизнеса. Связано это в первую очередь с демпингом и выставлением актуарно не обоснованных тарифов, в том числе и у ряда крупных компаний», – считает начальник отдела страхования физических лиц департамента страхования автотранспорта компании «Росно» Дмитрий Кузнецов. Как отмечает Росстрахнадзор, количество заключенных договоров по каско на протяжении двух кварталов росло, но средняя премия по ним не менялась – около 36 тыс. рублей.

«Согласно официальной  статистике, сборы рынка каско  снизились на 7%, при этом рынок  ОСАГО в первом полугодии 2010-го вырос на 9%. То есть количество автомобилей увеличивается, а объем рынка добровольного страхования снижается», – рассуждает первый заместитель гендиректора компании «Оранта Страхование» Владимир Черников. Тому есть простое объяснение – в целом по рынку падают тарифы. «При росте выплат по добровольному автострахованию снижение тарифов не может быть обоснованным», – предупреждает Владимир Черников.

Кредитный ступор. Ситуация осложняется еще и тем, что автопарк страны стареет, а рынок автокредитования не восстановился. По словам заместителя руководителя управления андеррайтинга «АльфаСтрахования» Дмитрия Вишнякова, до кризиса «кредитные страховки» составляли до 50% от общего объема продаж каско, а сейчас – не более 15%. Причем основная их доля падает на пролонгации по уже заключенным договорам – новых договоров пока немного. Нужно учесть, что и поток, который дают пролонгации, скоро иссякнет – ведь основная масса договоров заключалась в 2007–2008 годах, а кредиты выдавались по большей части на 2–3 года.

«Банки неактивно  ведут себя в этом сегменте. Кто-то не спешит его развивать вообще, кто-то возобновил выдачу кредитов, но ужесточил условия. Доля кредитных автомобилей в продажах дилеров пока невысока. Сложно прогнозировать восстановление в ближайший год», – комментирует вице-президент «Ренессанс-страхования» Федор Воронин. По мнению экспертов «Оранта Страхования», рынок кредитования может восстановиться к 2014 году.

И сами страховщики  в кризис ощутили все минусы банковских продуктов в своих портфелях. Убыточность по ним значительно  выше, и процент мошенничества  велик. Плюс к этому, по признанию руководителя управления автострахования «Ресо-гарантии» Сергея Масленкова, банки часто вводят свои ограничения для страховых продуктов. «Например, не любят франшизу. Свой отказ с ней работать банки объясняют рисками – из-за мелких повреждений, которые страхователь не станет ремонтировать за свой счет, предмет залога обесценится. Фактически я не сталкивался с ситуациями, когда пара царапин имели бы катастрофические последствия для банка», – замечает Сергей Масленков. По его словам, «Ресо-гарантия» никогда не делала упор на страхование кредитных авто – в ее портфеле банковские продукты составляли не более 20%, поэтому торможение на рынке кредитования не очень сильно повлияло на сборы.

Правда, некоторые  эксперты предсказывают, что осенью можно ожидать оживления на нем. Ряд банков готовит новые программы по автокредитованию с очень неплохими условиями. Но, скорее всего, рынок упрется в другую стену. «Если в период кризиса не было платежеспособного спроса, то теперь есть продукты, есть программы – нет только автомобилей. Опять появились очереди на авто», – говорит директор департамента автострахования компании «Эрго Русь» Алексей Якушин. По его словам, заказы на Chevrolet Captiva сейчас принимаются на декабрь. Примерно такие же очереди и на большинство марок массовых автомобилей – Opel, Ford, Mazda, Honda. «Два месяца – это минимальный срок ожидания. Если заводы не пересмотрят квоту на Россию, то не будет достаточного объема транспортных средств под розницу и кредитование», – полагает Алексей Якушин.

А был ли демпинг? Уже который год (началось задолго до кризиса) с рынка доносятся стенания по поводу царящего на нем демпинга. Якобы в кризис cash-андеррайтинг – чуть ли не самое опасное явление. Не очевидно. Во-первых, с точки зрения конечного потребителя, весь демпинг ушел в рекламные сказки, наяву же полисы особой кризисной дешевизной не отличались. Другое дело, насколько возросли комиссионные продавцов страховых продуктов. На стагнацию или сокращение сборов некоторые очень даже крупные компании ответили ростом (подчас резким) затрат по заключению договоров. Свидетельства тому – в отчетах о прибылях и убытках. То есть бенефициарами демпинга стали агенты и брокеры. В это легко поверить, зная специфику российского рынка. Во-вторых (и это тесно связано с «во-первых»), демпинг не мог превратиться в критическую проблему для рынка, если бы в него не были вовлечены компании из топ-10. Однако их руководители отвергали и отвергают малейшие подозрения на этот счет. В общем, несостыковка получается. И для полной путаницы следующие факты: большинство крупнейших федеральных страховщиков еще в прошлом году повысили цены на каско, при падении рынка на 7% сборы топ-20 сократились всего на 2%, а доля в общем объеме премий по автокаско увеличилась на 4%.

«В кризис мы подняли цены и теперь не испытываем трудностей с убыточностью и не чувствуем необходимости чистить портфель. Хотя, естественно, мы делаем необходимые уточняющие корректировки», – рассказывает вице-президент «Ренессанс-страхования» Федор Воронин. По его словам, в портфеле возросла доля договоров с использованием франшизы. Примечательно, что чаще франшизу выбирают при покупке полиса через интернет, поскольку в этом случае клиент быстрее может проанализировать изменение цены в зависимости от своего выбора.

В «АльфаСтраховании» цены на каско в среднем увеличились  на 10–15%. Дмитрий Вишняков объясняет  это несколькими обстоятельствами. Во-первых, дилеры еще в прошлом  году подняли цены на ремонт в среднем на 10–15%, а по некоторым маркам и на 20%. Во-вторых, выросла частота убытков, люди стали чаще обращаться за выплатами, пытаясь как-то отработать премию. Нельзя сбрасывать со счетов и рост мошенничества. Увеличение расценок компания постаралась нивелировать за счет глубокой сегментации продуктов: например, в некоторых стоимость определяется не только классическими параметрами, но и пробегом авто за время действия полиса.

В среднем на 12% с начала прошлого года подорожало каско и в «Ресо-гарантии». Хотя, по словам руководителя управления автострахования  компании Сергея Масленкова, тарифы пересматривались далеко не на все марки, а лишь на наиболее убыточные. В этот список попала, например, продукция GM, включая такие популярные модели, как Opel Astra и Chevrolet Aveo. «В 2008 году на рынке была запущена программа ”Джи Эм иншуранс“, страховщиком по которой был ”Ингосстрах“. И мы, к сожалению, под давлением продавцов, под влиянием хорошего результата этой программы установили конкурентный тариф по маркам автомобилей, участвовавшим в ней. Эти ставки дали нам убыток еще в 2008 году 130–140%. В 2009-м, несмотря на кризис и доводы продавцов, мы подняли тарифы на эти марки на 40–70%. Политика объема ради мифических доходов была закрыта. Надо сказать, что таких моделей у нас было штучное количество. Все-таки мы не стесняемся иметь собственные тарифы, они всегда маржинальные и всегда позволяют зарабатывать», – говорит Сергей Масленков. В итоге в первом полугодии 2010 года «Ресо» показала 15-процентный рост по портфелю автокаско.

Пересмотрели  тарифную политику и в компании «Эрго Русь». «У нас тарифы изменились в соответствии с профилем портфеля – на марки машин, по которым убыточность невелика, мы снизили тарифы до 30%, а на убыточные – подняли на 20-40%», – рассказывает Алексей Якушин. В разряд безубыточных, по его словам, попали преимущественно автомобили немецкого производства – Audi, BMW, Volkswagen, Mercedes. В группу «проблемных» вошли такие модели, как Nissan Almera Classic, Mazda 3 и 6, Mitsubishi Lancer, Renault Logan. «У нас регулярно проводится профессиональная актуарная оценка развития портфеля автострахования. Так что кризис мы пережили без потерь. В 2009 году портфель автокаско вырос на 40%. Этот тренд мы планируем сохранить и в 2010 году», – оптимистичен Алексей Якушин.

Дошло до президента. На минувшей неделе проблемы страховщиков, а точнее их клиентов, обсуждал с участниками рынка и руководством Высшего арбитражного суда президент Дмитрий Медведев. Глава ВАС Антон Иванов приводил примеры, когда автостраховщики так составляли договор, что были обязаны возмещать только несущественные убытки, а перед главными опасностями страхователь оставался беззащитен. По словам Антона Иванова, компании, отказываясь платить или затягивая выплаты, побуждают клиентов решать проблемы в судах, а эту практику необходимо прекратить. Глава ВАС предложил страховому сообществу разработать стандарты договора автокаско и определить минимальные требования к выплатам.

 

 

 

Расценки на каско некоторых крупных компаний по популярным моделям различных  классов (новые авто, руб.)

Компания

Тип страхователя

Toyota Camry при стоимости  1100 тыс. руб.

Nissan Qashqai при  стоимости 900 тыс. руб.

Volkswagen Раssat при  стоимости 1100 тыс.руб.

Mitsubishi Lancer 1.8 при  стоимости 

650 тыс. руб.

Оpel Astra при стоимости 

650 тыс. руб.

Honda Accord при стоимости 1150 тыс. руб.

Audi A8 при стоимости 

4000 тыс. руб.

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

АльфаСтрахование*

1

 

44400

 

34470

 

38060

 

42965

 

23985

 

39790

197200

116000

2

 

44400

 

34470

 

38060

 

42965

 

23985

 

39790

162400

96800

3

74360

44400

63990

34470

67650

38060

74650

42965

45305

23985

70725

39790

155600

93200

ВСК**

1

231000

167090

128700

88290

130130

89650

180050

123370

100750

68445

244950

168935

192400

112400

2

167420

124520

87390

60570

88880

62040

122135

84565

67600

46215

167555

117070

192400

112400

3

118800

91960

55800

39420

57310

40810

77870

54925

42250

29250

108330

77395

192400

112400

Оранта Страхование***

1

245157

164255

146205

84799

156332

104742

168948

97990

116831

67762

345230

231304

489440

411130

2

185803

124488

110808

64269

118483

79384

128045

74266

88546

51357

261648

175304

370944

311635

3

118708

79534

70794

41061

67470

45205

81806

47448

56571

32811

167164

112000

236992

199073

Ренессанс- страхование****

1

145102

123254

109317

82776

107315

88823

102338

72158

90573

64011

170758

139985

164262

151197

2

123287

105802

90387

69146

88851

74052

82896

58744

73462

52205

140031

115404

164262

151197

3

105830

91837

75239

58239

74075

62231

67339

48009

59769

42757

115442

95733

164262

151197

Ресо-гарантия

1

209100

95820

99400

42360

119830

55990

140250

53130

105500

39500

191300

98480

320000

179840

2

151500

78540

76400

36380

91830

43950

107250

41910

80500

31000

145800

76185

247000

141880

3

122700

61260

53400

26720

63830

31910

74250

30690

55500

22500

100300

53890

174000

103920

Росгосстрах

1

205040

143550

122580

85860

126170

88330

139815

97890

95160

66560

197915

138575

376000

263200

2

166650

116600

99630

69750

102520

71720

113620

79495

77285

54080

160770

112585

305600

214000

3

102520

71720

61290

42930

63140

55220

69940

48945

47580

33280

98900

69230

188000

131600

Росно*****

1

202400

114840

130590

66780

116270

65780

149500

75270

109330

55575

221145

122590

268400

158400

2

163240

93720

104850

54180

93720

53680

119600

60580

87685

44980

177100

98785

218000

130800

3

118030

69300

75150

36360

67650

39600

84955

43615

62595

32695

126155

71300

160000

98800

Согласие******

1

138270

96800

121410

84960

108130

86460

123395

85670

102245

71565

158470

110860

328400

167600

2

124630

87230

107640

75330

96140

76890

108810

76115

90545

63375

140530

98325

293200

162800

3

88330

61820

71190

49860

64680

51700

72670

50830

59475

41600

92920

64975

200000

168800

Эрго Русь

1

-

63360

-

61380

-

77440

-

60255

-

38740

-

66240

-

230000

2

97130

44660

94140

43290

118800

54670

108875

42445

70070

27300

101545

46690

246000

162400

3

70730

32560

68400

31500

86350

39710

79170

30875

50960

19890

73945

34040

178800

118000

Информация о работе Тарифная политика в страховании