Страхование пассажиров и ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей данного вида страхования, обязательного и добровольного страхования пассажиров, вопроса страхования пассажиров при международных перевозках и анализ ситуации на Российском рынке страхования. Данная цель будет достигнута с помощью решения следующих задач:
Изучить нормативно- правовую базу
изучить организационные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров на различных видах транспорта
Изучить виды ответственности на транспорте

Содержание работы

Введение 4
1 Страхование пассажиров 6
1.1 Нормативно – правовая база 6
1.1.1 Закон «Об обязательном личном страховании пассажиров» 6
1.1.2 Законодательство по отдельным видам личного страхования пассажиров 8
1.2 Обязательное личное страхование пассажиров 10
1.2.1 Размеры страхового тарифа 11
1.2.2 Страховая сумма 14
1.2.3 Расчет выплат 18
1.2.4 Программа обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении 19
1.3 Добровольное личное страхование пассажиров 22
1.3.1 Страховая сумма 24
2 Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте 26
2.1 Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом 27
2.2 Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на железнодорожном транспорте 29
2.3 Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на воздушном транспорте 30
2.4 Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на водном транспорте 32
2.5 Виды ответственности перевозчика за вред жизни и здоровья пассажира 33
2.6 Порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном 42
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложения 54

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ без рамок.docx

— 105.01 Кб (Скачать файл)

Предмет преступления - транспортные средства, указанные в диспозиции статьи. Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному - авиационный.

Уголовная ответственность наступает только лишь при установлении причинной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации рассматриваемых видов транспорта и наступившими вышеназванными последствиями.

Все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта с учетом их законодательной систематизации в самостоятельной главе мы классифицируем на две группы:

  • преступления, непосредственно связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263-266, 268, 271 УК);
  • иные преступления в сфере функционирования транспорта, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267, 269, 270 УК).

 

2.6 Порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном

 

В статье 25 Главы 6 закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитенов” определяет обязанность осуществляющего перевозки пассажиров метрополитеном выплатить компенсацию в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

Часть 1 статьи содержит вводную норму, закрепляющую обязанность юридического лица, осуществляющего перевозки пассажиров метрополитеном, в случае причинения при перевозке метрополитеном вреда жизни, здоровью имуществу пассажира выплатить выгодоприобретателю компенсацию. Порядок и условия выплаты такой компенсации определяются комментируемой главой.

При этом в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1164 юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью независимо от наличия (отсутствия) договора страхования. Таким образом, метрополитен обязан возместить причиненный вред, даже если его ответственность не застрахована в установленном порядке. Объем возмещения в таких случаях соответствует общему объему возмещения, подлежащему выплате при наличии страховых отношений между юридическим лицом, осуществляющим перевозки метрополитеном, и страховой организацией.

Часть 2 статьи определяет момент начала и окончания перевозки применительно к использованию пассажирами метрополитена. Причем законодатель разграничивает понятия «перевозки» и «нахождения на территории метрополитена». Как следует из содержания данной нормы, моментами начала и окончания перевозки считаются моменты входа пассажира в вагон и выхода пассажира из вагона соответственно. Метрополитен с точки зрения действующего законодательства рассматривается как опасный объект.

Страхование гражданской ответственности, как и возмещение вреда, в этом случае осуществляется в соответствии с нормами Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее — Закон № 225-ФЗ). Кроме того, законодатель в этом случае не исключает применения правил гл. 59 ГК РФ, которые используются в субсидиарном порядке.

Соответственно, нахождение пассажира на территории метрополитена исключает его нахождение в вагоне. Таким образом, если пассажир получает вред, находясь в вагоне, то возмещение вреда должно осуществляться по правилам комментируемого Закона, а получение вреда на территории метрополитена предполагает его возмещение в порядке, установленном Законом № 225-ФЗ.

Стоит отметить, что вопросам порядка выплаты компенсации выгодоприобретателям в Законе № 225-ФЗ посвящены ст. 8 «Страховая выплата» и положения гл. 3 «Компенсационные выплаты (ст. 14—16), которые применяются в случае недостаточности средств страховщиков для осуществления страховых выплат.

Требование о возмещении причиненного вреда потерпевший вправе предъявлять непосредственно страховщику.

Соответствующее заявление потерпевшего направляется страховщику вместе с документами, подтверждающими причинение вреда и его размер. Перечень указанных документов определяется правилами обязательного страхования.

При этом потерпевший обязан сообщить страховщику в соответствии с правилами обязательного страхования свои персональные данные, необходимые для осуществления страховой выплаты.

В указанную информацию непосредственно включаются:

  1. фамилия, имя, отчество;
  2. год, месяц, дата и место рождения;
  3. адрес;
  4. семейное, социальное, имущественное положение;
  5. образование;
  6. профессия;
  1. доходы;

  1. другая информация.

В случае, если размер вреда, причиненного потерпевшему, превышает предельный размер страховой выплаты, разницу между страховой выплатой и фактическим размером вреда возмещает владелец опасного объекта (ч. 3 ст. 8 Закона № 225-ФЗ).

В случае смерти потерпевшего страховая выплата производится имеющим на это право лицам (например, его родственникам) независимо от выплат, причитающихся потерпевшему по другим видам страхования. В данном случае имеется в виду личное страхование (например, страхование жизни и здоровья).

Размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного имуществу, определяется в соответствии с правилами обязательного страхования с учетом реального ущерба, причиненного повреждением имущества.

Категория «реальный ущерб» является составной частью понятия «убытки», которое раскрывается в ст. 15 ГК РФ. Убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. Реальный ущерб — это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. В свою очередь, упущенная выгода представляет собой неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Следовательно, при определении размера страховой выплаты исключается учет упущенной выгоды.

Размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности, определяется исходя из понесенных потерпевшим расходов, связанных с переездом к месту временного поселения и обратно, проживанием в месте временного поселения, приобретением жизненно важных материальных средств. Указанные расходы при отсутствии документов, подтверждающих размер расходов, учитываются при определении размера страховой выплаты по нормативам, устанавливаемым правилами обязательного страхования.

Правительство РФ определяет порядок установления факта нарушения условий жизнедеятельности и критерии, по которым устанавливается указанный факт.

Документы, подтверждающие факт нарушения условий жизнедеятельности на определенной территории, выдаются по требованию потерпевших органами местного самоуправления. При этом такие органы должны быть наделены полномочиями по решению вопросов организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в границах такой территории.

Закон № 225-ФЗ установил возможность потерпевшего получить страховые выплаты наличным путем (т.е. из кассы страховщика) либо в безналичном порядке (т.е. поступлением денежных средств на банковский счет). Выбор конкретного способа получения страховой выплаты осуществляется по усмотрению потерпевшего.

Как указано выше, законодатель отдельно выделяет условия и основания компенсационных выплат в отношении потерпевших — физических лиц и потерпевших — юридических лиц. Главным условием осуществления такой выплаты является невозможность страховой выплаты. Напомним, что компенсационные выплаты — это выплаты, осуществляемые профессиональным объединением страховщиков.

Законодатель устанавливает конкретный перечень случаев и обстоятельств, при наличии которых возникает обязательство по производству компенсационных выплат физическим лицам.

  1. Проведение в отношении страховщика процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве).
  2. Отзыв у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.
  3. Неизвестность лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред.
  4. Отсутствие договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной обязанности по страхованию.

Возмещение ущерба потерпевшим производится в заявительном порядке.

Компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков по требованиям потерпевших.

При этом субъектом, обязанным рассматривать требования о компенсационных выплатах, осуществлять выплаты и реализацию права требования, является не само профессиональное объединение страховщиков, а отдельные страховщики, уполномоченные на соответствующие действия. Полномочия на осуществление указанных действий передаются страховым организациям в соответствии с заключенными с профессиональным объединением страховщиков договорами.

В рамках таких договоров страховщики действуют за счет соответствующего профессионального объединения страховщиков. Таким образом, права и обязанности, вытекающие в рамках деятельности конкретного страховщика по договору, могут возникать непосредственно у объединения. Представляется, что в качестве гражданско-правовой конструкции оформления отношений между объединением и страховой организацией может служить договор поручения.

Законодатель распространяет правила регулирования отношений между потерпевшим и страховщиком также на отношения между профессиональным объединением страховщиков и потерпевшим. Таким образом, в данном случае механизм страхового регулирования является идентичным как для страховщика в рамках деятельности по обязательному страхованию, так и для профессионального объединения страховщиков в рамках обязанности производить компенсационные выплаты.

В целях четкого определения обязательств профессионального объединения страховщиков в рамках осуществления компенсационных выплат Закон № 225-ФЗ устанавливает четкий размер таких выплат для каждого последствия страхового случая.

При этом градация размеров выплат осуществляется исходя из тяжести нанесенного ущерба, а также категории потерпевшего. Кроме того, следует отметить, Закон № 225-ФЗ определяет как твердый размер компенсации, так и верхний (предельный) ее размер. В последнем случае предполагается, что компенсация выплачивается в размере реального ущерба, однако в любом случае не свыше предела, установленного Законом.

Законодатель закрепил субсидиарный характер компенсационных выплат. Компенсационные выплаты подлежат уменьшению на сумму, равную сумме произведенного страховщиком и (или) страхователем частичного возмещения вреда.

Часть 3 статьи закрепляет запрет распоряжения выгодоприобретателем своим правом требования о выплате компенсации в случае причинения вреда. Такое право не может быть изменено, преобразовано или передано (уступлено). Подобные нормативные требования имеют объективную основу, так как соответствующее право требования носит личный характер, поскольку, в том числе, неразрывно связаны с личностью выгодоприобретателя, по крайней мере, в тех случаях, когда потерпевший и выгодоприобретатель совпадают в одном лице.

Часть 4 комментируемой статьи закрепляет право юридического лица, осуществляющего перевозки пассажиров метрополитеном, отказать в выплате компенсации обратившемуся к нему лицу с соответствующим требованием.

При этом отказ возможен при соблюдении нескольких условий.

Во-первых, при непредоставлении со стороны выгодоприобретателя необходимых документов. Напомним, что выгодоприобретатель для получения компенсации должен направить юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, составленное в произвольной форме письменное заявление о выплате компенсации и перечень определенных Правительством РФ документов.

Во-вторых, при недоказанности выгодоприобретателем факта причинения вреда и (или) размера подлежащего возмещению вреда.

Стоит отметить, что фактически Закон допускает право выгодоприобретателя для получения соответствующей компенсации не представлять установленный перечень документов, а предоставить иные доказательства, (в том числе письменные), подтверждающие факт причинения вреда и (или) его размер.

С учетом того, что соответствующий перечень необходимых документов пока Правительством не определен, реализация права вы- годоприобретателя в таких условиях была бы весьма затруднена. При этом реализация механизма получения компенсации на данном этапе может вызывать известные трудности, связанные, в том числе, с правом отказа юридического лица в выплате компенсации. Несмотря на объективное стремление законодателя избежать возможности случаев злоупотребления правом сторон страховых отношений, более верным, на наш взгляд, было бы закрепить обязанность юридического лица выплачивать компенсацию при представлении выгодоприобретателем необходимых доказательств до принятия (вступления в силу) соответствующего постановления Правительства РФ, регулирующего вопросы представления документов для получения компенсации.

Информация о работе Страхование пассажиров и ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте