Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей данного вида страхования, обязательного и добровольного страхования пассажиров, вопроса страхования пассажиров при международных перевозках и анализ ситуации на Российском рынке страхования. Данная цель будет достигнута с помощью решения следующих задач:
Изучить нормативно- правовую базу
изучить организационные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров на различных видах транспорта
Изучить виды ответственности на транспорте
Введение 4
1 Страхование пассажиров 6
1.1 Нормативно – правовая база 6
1.1.1 Закон «Об обязательном личном страховании пассажиров» 6
1.1.2 Законодательство по отдельным видам личного страхования пассажиров 8
1.2 Обязательное личное страхование пассажиров 10
1.2.1 Размеры страхового тарифа 11
1.2.2 Страховая сумма 14
1.2.3 Расчет выплат 18
1.2.4 Программа обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении 19
1.3 Добровольное личное страхование пассажиров 22
1.3.1 Страховая сумма 24
2 Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте 26
2.1 Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом 27
2.2 Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на железнодорожном транспорте 29
2.3 Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на воздушном транспорте 30
2.4 Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на водном транспорте 32
2.5 Виды ответственности перевозчика за вред жизни и здоровья пассажира 33
2.6 Порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном 42
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложения 54
Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (за исключением метрополитена и легковых такси) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Полис ОСГОПП должен быть у каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего коммерческие перевозки пассажиров, за исключением метро и легковых такси (ТС категории «В»). Именно перевозчики являются в ОСГОПП страхователями.
Этот полис гарантирует пассажирам компенсацию вреда жизни, здоровью или имуществу, причиненного перевозчиком на таких видах транспорта как:
Транспортное законодательство по-разному отразило в уставах и кодексах вопрос об ответственности перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти пассажиру при аварии или крушении транспортного средства.
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ[5] статьей 98 установлено, что жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством РФ. Презюмируется, что, если подобная ситуация возникла, она должна регулироваться нормами гражданского законодательства, т.е. статья 800 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Это означает, что перевозчик как владелец источника повышенной опасности отвечает за сохранность жизни и здоровья пассажира независимо от наличия вины (ст. 1079 ГК), а причиненный вред возмещается перевозчиком в полном объеме (ст. 1064 ГК). Несмотря на договор между пассажиром и перевозчиком, ответственность последнего — в отличие от его ответственности за не сохранность груза или багажа — является внедоговорной (деликатной), следовательно, более строгой и неограниченной. Кроме того, статья 800 ГК устанавливает, что законом или договором перевозки может быть предусмотрена еще более высокая ответственность перевозчика. Согласно статье 1099 ГК, допускается также возмещение причиненного пассажиру морального вреда.
2.1 Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом
Понятие «контроль» имеет различные значения и в широком смысле понимается как составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному Законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями.
Контроль за исполнением обязанности по страхованию осуществляется со стороны органов исполнительной власти. Как следует из содержания пункта 1 статьи, контроль за исполнением перевозчиком обязанностей в рамках страховых правоотношений осуществляет орган транспортного контроля и надзора.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 государственным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление надзора и контроля за выполнением обязанностей перевозчика в области обязательного страхования, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Структурно данный орган находится в ведении Министерства транспорта РФ.
Следует отметить, что служба осуществляет функции по контролю (надзору) в сфере:
Комментируемая статья определяет направления и полномочия контрольно-надзорной деятельности применительно к сфере обеспечения страховых обязательств со стороны перевозчиков.
Во-первых, выполнение установленной обязанности перевозчиков застраховать свою ответственность контролируется через установление наличия у перевозчика договора обязательного страхования.
Во-вторых, контроль за выполнением перевозчиком так называемых информационных обязанностей (см. комментарий к ч. 6—9 ст. 5 Закона) осуществляется при проверках, проводимых в том числе по поступившим в орган транспортного контроля и надзора обращениям и заявлениям потребителей.
Необходимо учитывать, что комментируемая статья на данном этапе имеет перспективное действие, т.е. пока не применима на практике, поскольку ее положения вступают в силу с 1 апреля 2013 г.
2.2 Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на железнодорожном транспорте
Статья 113 Устава железнодорожного транспорта РФ[6] устанавливает, что железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законные интересы пассажиров обеспечиваются также ответственностью железных дорог по обязательствам вследствие причинения вреда. Железные дороги в одинаковой степени отвечают перед пассажиром, т.е. лицом, заключившим договор перевозки (имеющим проездной документ, билет), и перед безбилетным пассажиром. Причем ответственность железных дорог наступает независимо от того, в каком поезде следовал пассажир - дальнем, местном или пригородном.
Деятельность железных дорог связана с повышенной опасностью для окружающих (используются транспортные средства), поэтому они несут ответственность не только за виновное, но и за случайное причинение вреда пассажиру. В силу статье 1079 ГК, железные дороги обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В приложении 2 курсовой работы приведен образец Акта служебного расследования транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте.
2.3 Ответственность перевозчика
за вред жизни и здоровью
пассажира на воздушном
Статья 117 Воздушного кодекса РФ[7], предусматривает, что ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с правилами главы 59 ГК, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика (как это может быть сделано в соответствии со ст. 123 ВК).
Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан - родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, - гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.
Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством РФ - не может превышать 2 млн. руб.
В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.
В целях статьи 117 воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.
2.4 Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на водном транспорте
Кодекс торгового мореплавания РФ № 81-ФЗ от 30.04.1999 г.[8] более детально регулирует этот вопрос. Согласно главе 9 статьи 186, 195 КТМ РФ перевозчик несет ответственность за смерть пассажира и повреждение его здоровья, а также за утрату багажа пассажира или повреждение его багажа, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).
Вина перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий), предполагается, если не доказано иное, в случаях, если смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрата или повреждение каютного багажа произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна либо в связи с кораблекрушением, столкновением, посадкой судна на мель, взрывом или пожаром на судне или недостатками судна.
Соглашение, заключенное до возникновения происшествия, явившегося причиной смерти пассажира или повреждения его здоровья либо утраты или повреждения его багажа, об освобождении перевозчика от ответственности или установлении меньших пределов ответственности, чем те пределы ответственности, которые предусмотрены правилами, установленными настоящей главой, за исключением случая, предусмотренного пункт 5 статьи 190 КТМ РФ, либо о перенесении обязанности доказывания, лежащей на перевозчике, ничтожно.
Статья 190 КТМ гласит, что ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, не должна превышать 175 тысяч расчетных единиц в отношении перевозки в целом. В случае, если вред возмещается в форме периодических платежей, общая сумма таких платежей не должна превышать указанный предел ответственности перевозчика.
Таким образом, закон отдает приоритет интересам сохранности здоровья и жизни пассажиров над интересами транспортных организаций. Впрочем, соблюдение и тех и других обеспечивается институтом обязательного страхования ответственности перевозчика.
2.5 Виды ответственности перевозчика за вред жизни и здоровья пассажира
Выделяется следующие виды юридической ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации: гражданско-правовая, административная, уголовная и иная ответственность.
Под "иной" ответственностью подразумевается прежде всего дисциплинарная ответственность, предусмотренная Трудовым кодексом РФ, а для отдельных категорий работников - уставами и положениями о дисциплине, установленными федеральными законами.
Дисциплинарная ответственность – это ответственность, к которой работодатель вправе привлечь своего работника за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 22 и 192 Трудового кодекса РФ)[9].
Согласно ст. 328, 329 Трудового кодекса РФ (ч. 4 раздел 12, гл.51) особенностями регулирования труда работников транспорта являются работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.