Организационно-экономическая характеристика Фонда Социального Страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и все основные составляющие системы социального страхования в России.
2. Определить роль и значение социального страхования
3. Проанализировать основные проблемы системы социального страхования и возможные пути их устранения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования Фонда Социального Страхования РФ…………………………………………………………………5
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика Фонда Социального Страхования РФ…………………………………………………………………14
Глава 3. Экономико-статистический анализ Фонда Социального Страхования……………………………………………………………………...20
3.1. Анализ структуры рынка Социального Страхования……………………………………………………………………...20
3.2. Анализ динамики и структуры доходов Фонда Социального Страхования……………………………...………………………………………24
3.3. Анализ динамики и структуры расходов Фонда Социального Страхования ……………………………………………………….……………27
Глава 4. Экономическое обоснование результатов деятельности Фонда Социального Страхования……………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения ……………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

kursovaya1.docx

— 163.81 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования Фонда Социального Страхования РФ…………………………………………………………………5

Глава 2. Организационно-экономическая  характеристика Фонда Социального Страхования РФ…………………………………………………………………14

Глава 3. Экономико-статистический анализ Фонда Социального Страхования……………………………………………………………………...20

3.1. Анализ структуры рынка Социального Страхования……………………………………………………………………...20

3.2. Анализ динамики и структуры доходов Фонда Социального Страхования……………………………...………………………………………24

3.3. Анализ динамики и структуры расходов Фонда Социального Страхования ……………………………………………………….……………27

Глава 4. Экономическое обоснование результатов деятельности Фонда Социального Страхования……………………………………………………...30

Заключение………………………………………………………………………33

Список литературы………………………………………………………………35

Приложения ……………………………………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена  исследованию социального страхования.

Согласно действующему законодательству, страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Страхование выступает как  совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям и организациям или для оказания денежной помощи гражданам.

Актуальность  данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп  и всего населения имеют общегосударственное  значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения  их зависит социальное воспроизводство  населения, социально-психологическое  состояние людей, стабильность функционирования общества.

Основная цель работы заключается  в исследовании системы социального  страхования в России и поиск  путей роста ее эффективности.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

1. Изучить сущность и  все основные составляющие системы  социального страхования в России.

2. Определить роль и  значение социального страхования

3. Проанализировать основные  проблемы системы социального  страхования и возможные пути  их устранения.

4. Провести анализ динамики  доходов и расходов Фонда социального  страхования.

5. Выработать пути увеличения  доходов и направления оптимизации  расходов Фонда социального страхования.

 Предметом исследования данной курсовой работы является система социального страхования РФ.

Структура курсовой работы состоит из введения, 4 глав, которые  разделены на параграфы, заключения и списка используемой литературы.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое  обоснование исследования социального  страхования.

 

 Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

 Социальное страхование  образует систему создаваемых  государством правовых, экономических  и организационных мер, направленных  на компенсацию или минимизацию  последствий изменения материального  и социального положение работающих, граждан. А в случаях, предусмотренных  законодательством, других категорий  граждан вследствие признания  их безработными, трудового увечья  или профессионального заболевания,  инвалидности, болезни, травмы, беременности  и родов, потери кормильца,  а также наступления старости, необходимости получения медицинской  помощи, санитарно-курортного лечения  и наступления других установленных  законодательством социальных страховых  рисков, подлежащих обязательному  социальному страхованию.

 К основным принципам  обязательного социального страхования  относятся:

-устойчивость обязательного  социального страхования, поддерживаемая  на основе эквивалентности страхового  обеспечения и страховых взносов;

-всеобщий обязательный  характер социального страхования,  доступность для застрахованных  лиц реализации страховых гарантий;

- государственная гарантия  соблюдения прав застрахованных  лиц на защиту от социальных  страховых, рисков и исполнение  обязательств по обязательному  социальному страхованию независимо  от финансового положения страховщика;

- государственное регулирование  системы обязательного социального  страхования;

- паритетность участия  представителей субъекта обязательного  социального страхования в органах  управления системы обязательного  социального страхования;

- обязательность уплаты  страхователями страховых взносов  в бюджеты фондов конкретных  видов обязательного социального  страхования;

- ответственность за целевое  использование средств обязательного  социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного контроля;

- автономность финансовой  системы обязательного социального  страхования.

 Субъектами обязательного  социального страхования являются  страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

 Страхователи - организации  любой организационно-правовой формы,  а также граждане, которые должны  в соответствии с федеральными  законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать  страховые взносы, являющиеся обязательными  платежами. Страхователями выступают  также органы исполнительной  власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые  взносы.

 Страховщики - некоммерческие  организации, создаваемые для  обеспечения прав застрахованных  лиц по обязательному социальному  страхованию при наступлении  страховых случаев.

 Застрахованные лица  — граждане Российской Федерации,  а также иностранные граждане  и лица без гражданства, работающие  по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие  себя работой, или другие категории  граждан, у которых возникают  отношения по обязательному социальному  страхованию.

Социальное страхование  включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов  работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

 Государственное пенсионное  страхование. Для уплаты взносов  фиксируется некоторый верхний  предел доходов работника, выше  которого доход освобождается  от уплаты взносов. Взносы по  этому виду социального страхования  оплачиваются работником и работодателем  в равных долях.

 Страхование на случай  болезни. Здесь также взносы  производятся в равных долях  и работником, и работодателем.  Но превышение некоторого предела  дохода работника освобождает  его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право  страховаться на добровольной  основе. При заболевании работника  выплата пособия осуществляется  с третьего дня, в остальных  случаях – с первого дня  в соответствии с трудовым  стажем, но не более 18 720 рублей  в месяц.

 Страхование от несчастных  случаев. Взносы по этому виду  страхования уплачиваются только  работодателем (предприятием). Размер  взноса начисляется на фонд  заработной платы предприятия. За весь период временной нетрудоспособности пособия составляют 100 % среднего заработка, без ограничения максимальным размером. Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет в 2010 году 58 500 рублей.

 Страхование по безработице.  Принципы уплаты взносов здесь  такие же, как и в пенсионном  страховании: разделение размера  взносов поровну между работником  и работодателем и установление  предела дохода, свыше которого  он уже не подлежит "обложению".

 О страховании от  несчастных случаев население  в целом мало информировано,  так как взносы по нему уплачиваются  исключительно работодателем за работающих по найму. Задачами этого вида социального страхования являются: предотвращение несчастных случаев на производстве, восстановление трудоспособности пострадавшего, в том числе помощь в приобретении новой профессии, денежные страховые выплаты пострадавшему или его родственникам как возмещение понесенного работником ущерба.

 Таким образом, социальное  страхование – это один из  важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения.  Он способствует поддержанию  стабильности в обществе.

Обязательное социальное страхование проводит страховщики, создаваемые Правительством РФ, в  соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования. Средства обязательного социального страхования  являются федеральной государственной  собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

 Схема правоотношений  по обязательному социальному  страхованию представляет собой  замкнутый треугольник, в углах  которого находятся: работник (который  выступает одновременно и застрахованным, и страхователем), работодатель (страхователь) и страховщик (страховая организация). При этом страховые платежи  носят возвратный характер в  пользу застрахованных, так как  при наступлении страховых случаев  (утрата трудоспособности, старость) они возвращаются к застрахованным.

 Сильная сторона института  социального страхования заключена  в увязке индивидуального вклада  страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий  исходя из величины страховых  тарифов, размера заработной платы  и периода внесения страховых  взносов. Хотя в социальном  страховании есть и нестраховое перераспределение, но оно приближается к разумным пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны. И, напротив, в налоговых системах, для которых характерно полное отсутствие взаимосвязи по схеме взнос-выплата, интересы плательщиков по уплате взносов невелики, что объясняет стремление к уклонению от налогов.

 Профсоюзы и другие  социальные партнеры имеют право  на паритетное представительство  в органах, управления фондов  конкретных видов обязательного  социального страхования, бюджеты  которых формируются за счет  страховых взносов.

 Бюджеты фондов конкретных  видов обязательного социального  страхования на очередной финансовый  год утверждаются федеральными  законами. Они не входят в состав  федерального бюджета, бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного  социального страхования изъятию  не подлежат.

 Источники поступлений  денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

-страховые взносы:

-дотации, другие средства  федерального бюджета, а также  средства других бюджетов в  случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации;

Информация о работе Организационно-экономическая характеристика Фонда Социального Страхования РФ