Общая характеристика морского и авиационного страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучения вопросов морского и авиационного страхования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть понятия объектов и субъектов страхования;
2. Рассмотреть понятие страховых рисков;
3.Рассмотреть порядок установления страховых тарифов на морское и авиационное страхование;
4. Изучить порядок осуществления страховых выплат.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Общая характеристика морского страхования
1.1. Понятие морского страхования…………………………………………..4
1.2. Страхование морских судов………………………………….…………....4
1.3. Страхование грузов при морской перевозке…………………….……...8
1.4. Страхование фрахта………………………………………………….......10
1.5. Общая и частная аварии……………………………………………........10
1.6. Страхование ответственности судовладельцев………………....…11
3. Общая характеристика авиационного страхования
2.1. Нормативно-правовые документы, регулирующие авиационное страхование……………………………………………………….………….…..13
2.2. Понятие авиационного страхования……………………………….….14
2.3. Страхование каско воздушных судов…………………….……….…...15
2.4. Страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам ………………………………………………………………………….......15
2.5. Страхование ответственности за причинение вреда пассажирам…………………….………………………………………..….…...16
4. Заключение………………………………………...…………………… 22
5. Список использованной литературы…………………………………23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа .Вариант 8 (2003).doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)
>        района плавания;

        объема страхового покрытия, лимита ответственности;

        величины франшизы;

        менеджмента судна;

        статистических данных по аварийности за последние 3-5 лет.

Особенности урегулирования убытков.

При наступлении страхового случая страхователь обязан немедленно известить страховщика, принять все необходимые меры к предотвращению убытка, спасению и сохранению поврежденного судна, обеспечить права регресса страховщика к виновной стороне. Все обстоятельства аварии должны быть зафиксированы в судовом журнале, по прибытии в порт должно быть сделано заявление об аварии. Если причиной аварии явилось воздействие непреодолимой силы, капитан оформляет морской протест для снятия с судовладельца и команды ответственности за убытки. Для установления точной величины ущерба и страхового возмещения страховщик обычно прибегает к услугам специализированных компаний: сюрвейерских – для установления повреждений, их причин, стоимости ремонта, степени вины судовладельцев при столкновении и др.;  а также аджастерских – для расчетов понесенных расходов, полученного ущерба и т.п.

Страховое возмещение выплачивается в полной страховой сумме в следующих случаях:

- полная фактическая гибель судна;

- пропажа судна без вести;

- оформление абандона – отказа страхователя или выгодоприобретателя от своих прав на застрахованное имущество, если имущество застраховано от гибели.

Абандон может быть оформлен в случае:

- пропажи судна без вести;

- уничтожения судна и (или) груза (полной фактической гибели);

- экономической нецелесообразности  восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели);

- экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт  назначения;

- захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.

В перечисленных случаях к страховщику переходят все права на застрахованное имущество при страховании имущества в полной стоимости  либо права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости при страховании имущества не в полной стоимости.

При полной конструктивной гибели судна страховое возмещение выплачивается в размере страховой суммы за вычетом стоимости остатков судна, годных к реализации. Ремонт поврежденного судна в доке обычно оплачивается страховщиком. По договору морского страхования каско могут быть предусмотрены случаи возврата страховой премии.

1.3.           Страхование грузов при морской перевозке.

Порядок оформления страхового случая и рассмотрения претензий в морском страховании грузов имеет ряд особенностей.

При наступлении страхового случая перевозчик обязан предпринять все меры для доставки судна в ближайший порт. По прибытии в порт грузополучатель приглашает для осмотра поврежденного  или уничтоженного  специалиста – аварийного комиссара. Обычно страховщики используют систему аварийных комиссаров Lloyd`s, которые находятся в каждом порту. В связи с тем, что причиной страхового  случая не всегда является стихийное бедствие, для осмотра и оценки ущерба могут быть приглашены специальные эксперты. Для подтверждения характера, причин и размера убытка аварийным комиссаром составляется аварийный сертификат, который является приложением к заявлению страхователя о возмещении ущерба.

В аварийном сертификате указываются: лицо и время обращения за осмотром, страховщик, вид транспортного средства. Товаросопроводительные документы, наличие перегрузок в пути, соответствие  упаковки груза характеру перевозки, подробности убытка, причины его возникновения и т.д. Часто аварийный сертификат является единственным свидетельством, отражающим природу, степень и размер понесенного ущерба, которым располагает страховщик или другие заинтересованные лица. В силу этого к аварийному сертификату предъявляются высокие требования: четкость и ясность изложения, наличие деталей, позволяющих получить всестороннюю информацию о причинах и размере убытков и фотографий, наглядно демонстрирующих состояние пломб, груза и упаковки. Аварийный сертификат является документом,  на основании которого страховщик принимает решение об оплате или отклонении претензии страхователя. Однако оформление аварийного сертификата не гарантирует оплаты страховщиком убытков. Приложениями к аварийному сертификату являются «морской протест», выписки из судового журнала, другие документы, перечень которых установлен правилами страхования, в частности : оригинал страхового полиса; оригинал транспортного документа с необходимыми отметками; счет-фактура (или инвойс); упаковочный лист; претензия в адрес перевозчика; оригиналы актов осмотра и иных документов по перевозке; счета за ремонт, восстановление поврежденного груза, замену; переписка заинтересованных сторон; экспертные заключения. Кроме того, необходимо приложить документы, подтверждающие имущественные интерес в грузе.

Морской протест – письменное заявление капитана судна с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в случаях, когда имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления судовладельцу имущественных требований. Морской протест оформляется в установленном порядке и является первичным документом, содержащим основные данные об аварии.

Если имеет место смешанный фрахт с большим количеством грузополучателей, оформляется аварийная подписка – документ, который содержит обязательства всех грузополучателей до выдачи груза в порту совершить объявления груза и уплатить все расходы по составлению диспаши. Диспаша – это расчет стоимости ущерба и определение доли каждого участника перевозки в обеспечении возникшего ущерба по общей аварии. Диспаша составляется диспашером  - специалистом по составлению диспаши либо аварийным комиссаром (если он имеет на это право). Кроме того, при признании аварии общей участники перевозки должны представить гарантии платежеспособности  от банка, страховщика, Клуба взаимного страхования (P&I), депозитный сертификат. Эти документы необходимы на случай признания вины одного из участников перевозки, недостаточности страхового покрытия по полису или других убытков, которые могут быть отнесены на виновное лицо.

При повреждении груза страховое возмещение рассчитывается на основании сметной стоимости восстановления или величины фактических расходов по ремонту поврежденного груза. В случае уничтожения груза выплачивается его полная стоимость в пределах страховой суммы, кроме случаев общей аварии, при которой страховщик возмещает помимо стоимости груза расходы и взносы по общей аварии, подтвержденные экспертизой.

1.4.           Страхование фрахта.

Фрахт – аренда судна с целью получения прибыли. Объектом страхования фрахта является плата, взимаемая владельцем судна за перевозку. Страховая сумма по договору страхования фрахта состоит из суммы платежей по фрахту и запланированной прибыли страхователя. Страховым риском является   риск простоя и невозможности дальнейшей эксплуатации судна. Срок действия договора страхования фрахта соответствует сроку действия договора фрахта. По договору предусматривается франшиза, которая устанавливается в днях.

1.5.           Общая и частная аварии.

В морском страховании любые убытки, произошедшие в результате несчастного случая, называются аварией. Существуют два вида аварий: общая и частная.

Общая авария – убытки, произведенные вследствие намеренно и разумно проведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей для них опасности имущества, участвующего в морском предприятии,  - судна, фрахта и перевозимого судном груза.

Наиболее часто встречающиеся случаи общей аварии:

- убытки, вызванные выбрасыванием груза за борт;

- убытки, причиненные судну или грузу при тушении пожара на судне, включая убытки от произведенного для этой цели затопления горящего судна;

- убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой на мель;

- расходы и убытки, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища или возвращением в место погрузки вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, вызвавшего необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности;

- расходы, произведенные в целях получения помощи.

Убытки по общей аварии распределяются между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия.

Частная авария именуется таковой потому, что возникшие убытки падают на владельца поврежденного имущества или на того, кто ответственен за их причинение. Убытки несет страховщик виновного участника морского предприятия. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ не признаются общей аварией:

- стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

- убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

- убытки, причиненные обрубанием обломок или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;

- убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

- любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и др.).

Наличие общей аварии, расчет и распределение убытков по общей аварии документируются в диспаше диспашеров. Место и порядок составления диспаши указываются в коносаменте и иногда  - в чартере. Диспашер приступает к составления диспаши на основании заявления заинтересованной стороны. Диспашеру представляются документы, характеризующие сущность происшествия, величину убытков и расходов; копии актов осмотра; сведения о ремонте; копии коносаментов и др. Диспаша состоит из двух разделов: заключение относительно вида аварии (общая или частная); расчет убытка. Диспаша может быть оспорена в судебном порядке в установленные сроки.

С понятием общей аварии связаны понятия контрибуционной стоимости и контрибуционного капитала.

Контрибуционная стоимость – общая стоимость всего имущества, задействованного в морском предприятии. Она определяется для того,  чтобы определить долю каждого участника морского предприятия (судна, груза и фрахта) в возмещении расходов общей аварии. Принципы установления контрибуционной стоимости определены  в Кодексе торгового мореплавания РФ (ст. 304).

Контрибуционный капитал - общая стоимость имущества, участвующего в покрытии убытка.

Составление диспаши регулируется национальным законодательством (в России – Кодекс торгового мореплавания РФ), а также Йорк-Антверпенскими правилами, которые устанавливают порядок отнесения жертв и расходов к  общей аварии.

 

1.6.           Страхование ответственности судовладельцев.

 

Страхование ответственности судовладельцев обеспечивает страховую защиту владельцев, менеджеров, операторов, фрахтователей судов, а также иных лиц, связанных с эксплуатацией судов, по их обязательствам перед третьими лицами, включая команду судна.

Объекты страхования ответственности судовладельцев.

1)      В связи с карантином:

       карантинные и чрезвычайные расходы, связанные с возникновением на борту судна инфекционного заболевания.

2)      За причинение  вреда неподвижным или плавающим объектам:

       ответственность судовладельца за вред, причиненные его судном порту, доку, пристани, пирсу, молу, земле, воде или другому неподвижному или подвижному объектам за исключением другого судна и находящегося на нем имущества.

3)      За утрату и повреждение имущества:

       ответственность судовладельцев  за гибель, повреждение и недостачу груза или иного имущества, перевозимого страхуемым судном.

4)      За ущерб, вызванный нестолкновением:

       ответственность судовладельца за гибель и повреждение другого судна или находящегося на нем имущества, включая связанные с ним расходы, вызванные иной причиной, чем столкновение, и явившиеся следствием небрежности, допущенной в судовождении или управлении судном, либо следствием иной небрежности, выразившейся в действии или бездействии на борту застрахованного судна или в связи с этим судном.

5)      За штрафы различной причинности:

       различные штрафы, налагаемые на судовладельца соответствующими властями, судами, арбитражами и другими компетентными органами.

6)      За столкновение по расходам сверх обычного возмещения убытков:

       расходы и издержки, связанные со столкновением, сверх возмещения ущерба согласно страхованию ответственности при столкновении.

7)      По случаям буксировки:

       ответственность судовладельца, вытекающая из условий договора буксировки, при которой его судно может быть как буксируемым, так и буксирующим.

Страхование ответственности судовладельцев в основном осуществляется в форме взаимного страхования, при котором страхователи (судовладельцы) создают общий имущественный страховой фонд для возмещения убытков, возникающих у того ил иного страхователя. Взаимное страхование предназначено для покрытия  тех убытков, которые не обеспечиваются договором морского страхования и остаются на риске судовладельцев.

Современные клубы взаимного страхования предоставляют страховое покрытие на нелимитированной основе, т.е. не ограничивают ответственность заранее оговоренной страховой суммой, кроме страхования экологических рисков.

Высший орган клуба взаимного страхования – общее собрание судовладельцев, которые избирают совет директоров,  ревизионную комиссию и орган внутреннего арбитража. Текущая работа осуществляется фирмами-распорядителями или наемным управляющим агентом, в чьи функции входят расчеты страховой премии, оплата убытков, сюрвейерская работа и т.д.

Финансовую базу клубов составляют взносы его членов, из которых формируются страховые фонды, предназначенный для оплаты возможных претензий к судовладельцам – членам клуба и для покрытия расходов на ведение дела. Клубы не преследуют цели извлечения прибыли. Размер страховых взносов зависит от состава флотов, входящих в тот или иной клуб, - типа судна, района плавания, объема страховой ответственности, требований национального законодательства в отношении ответственности судовладельцев за действия членов экипажа судна и его агентов, индивидуальной репутации судовладельцев, среднестатистических показателей убыточности члена клубы за ряд лет и т.д. Страховые взносы подразделяются на предварительные, или авансовые; дополнительные; чрезвычайные.

Информация о работе Общая характеристика морского и авиационного страхования