Налогооблажение страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:26, контрольная работа

Описание работы

Во всем мире государством, обществом и гражданами страхование признается важнейшим институтом защиты их имущественных интересов. В последние годы в России наблюдается достаточно быстрое развитие страховой деятельности.

Содержание работы

1 Сущность налогообложения страховой деятельности……………...5
2 Особенности налогообложения в страховой организации…………7
2.1 Налог на прибыль…………………………………………………...7
2.2 Налог на добавленную стоимость………………………………….9
2.3 Налог на доходы физических лиц………………………………...11
2.4 Специальные налоговые режимы…………………………………15
2.5 Иные обязательные платежи страховой организации…………...15

Файлы: 1 файл

Страхование дубль 3.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО Уральский  государственный экономический  университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Страхование»

 Налогообложение страховой  деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка IV курса заочного факультета

специальности «Бухгалтерский учет, анализ, аудит в коммерческих организациях»

Якимова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012 год

Содержание

 

Введение………………………………………………………………....3

1 Сущность налогообложения  страховой деятельности……………...5

2 Особенности налогообложения в страховой организации…………7

2.1 Налог на прибыль…………………………………………………...7

2.2 Налог на добавленную стоимость………………………………….9

2.3 Налог на доходы физических лиц………………………………...11

2.4 Специальные налоговые режимы…………………………………15

2.5 Иные обязательные платежи страховой организации…………...15 

Заключение……………………………………………………………..18

Список использованной литературы………………………………....19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Во всем мире государством, обществом и гражданами страхование  признается важнейшим институтом защиты их имущественных интересов. В последние годы в России наблюдается достаточно быстрое развитие страховой деятельности. [4, с. 271]

 Современное рыночное  общество невозможно себе представить  без страхования как особого  вида экономических отношений. Существует прямая связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования. В странах, являющихся мировыми лидерами в области социальных и рыночных отношений (США, Япония, европейские государства и другие), страхование является одной из наиболее стабильных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства.

 Страхование – необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба. Однако предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей). Именно поэтому государственная политика в области страхования, и в частности налогообложение результатов деятельности страховых организаций должно иметь стимулирующее воздействие на данный сегмент экономики. Многовековой опыт и история страхования убедительно доказали, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику. Однако на пути развития страхования в России имеются разнообразные проблемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих условий. Одной из таких проблем является несовершенство действующего налогового законодательства. Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная государственная поддержка, в том числе в части налогообложения, и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентировочному рыночному росту. Несомненно, что государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества. Современный период функционирования страховых учреждений в Российской Федерации – это период изменения внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы в секторе страховых услуг (прежде всего с привлечением иностранных инвестиций); увеличении давления со стороны крупных страховых организаций, бывших государственных учреждений-монополистов. Функционирование государственных органов характеризуется наличием высоких издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность налогообложения страховой деятельности

 

Налоговое законодательство  устанавливает особый порядок налогообложения страховой  деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики.

Во-первых, поскольку  страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то, как следствие, страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом входной НДС страховая компания может в полном объеме относить на расходы,  либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Во-вторых,  налоговое законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.

Таким образом,  страховщику  дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог,  а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом,  страховые взносы не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства,  и принести страховщику дополнительный доход от вложения. [5]

Политика в области  налогообложения включает в себя как налогообложение самих страховых организаций, так и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы оно было не жестче, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности (с точки зрения, как применяемых ставок налогообложения, так и расчета налогооблагаемой базы).

 Что касается налогообложения  страховых операций для потребителей страховых услуг, оно может предусматривать, с одной стороны, предоставление налоговых льгот лицам, уплачивающим страховые взносы, а с другой – уплату налогов с сумм, внесенных страховых взносов или полученных страховых выплат. В связи с этим задача государства состоит в том, чтобы:

 1) Определить перечень видов страхования, по которым страховые взносы исключались бы из налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль юридическими лицами и подоходного налога физическими лицами.

 2) Уточнить перечень видов страхования, по которым заключаемые работодателями в отношении своих работников договоры давали бы право не включать страховые взносы расчета сумм в государственные внебюджетные фонды.

 3) Уточнить порядок налогообложения страховых выплат, получаемых страхователями или иными выгодоприобретателями в связи со страховыми случаями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности налогообложения в страховой организации

 

Страховые организации  подлежат налогообложению в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах.

Страховая организация  на основании ст. 19 НК РФ является налогоплательщиком, на которого в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Страховые организации  в соответствии с законодательством  Российской Федерации уплачивают федеральные, региональные и местные налоги.

К федеральным налогам относятся: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц.

К республиканским налогам  относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог.

К местным налогам  относят земельный налог. [6, с. 35]

 

 

2.1 Налог на прибыль

 

Доходы и расходы (табл.1) любой организации-налогоплательщика делятся на две основные группы: учитываемые и не учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Чем больше доходы, учитываемые при налогообложении, и расходы, не учитываемые при налогообложении, тем выше (при прочих равных условиях) будет налог на прибыль. Наоборот, чем больше сумма расходов, учитываемых при налогообложении (ячейка B), притом, что организация имеет доходы, не включаемые в налоговую базу (ячейка C), тем меньше будет налог на прибыль.

 

 

Таблица 1 – Классификация доходов и расходов

Доходы

Расходы

Учитываемые при определении налоговой  базы по налогу на прибыль

A. От реализации товаров (работ,  услуг), имущественных прав (ст. 249НК  РФ), внереализационные (ст. 250 НК РФ)

B. На производство и реализацию  товаров (работ, услуг) (ст. ст. 252 -264 НК РФ), внереализационные (ст. 265 НК РФ)

Не учитываемые при определении  налоговой базы по налогу на прибыль

C. Указанные в ст. 251 НК РФ

D. Указанные в ст. 270 НК РФ


 

Налог на прибыль – это самый специфический для страховщиков налог. Механизм налогообложения прибыли, установленный гл. 25 НК РФ, определяет страховую деятельность, выраженную в особом составе доходов и расходов, что нашло отражение в двух специальных нормах –  ст. 293 «Особенности определения доходов страховых организаций» и ст. 294 «Особенности определения расходов страховых организаций» НК РФ. Введение порядка налогообложения финансовых результатов упростило группировку доходов страховщиков в целях налогообложения.

Налоговой базой по налогу на прибыль страховых организаций  признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ и подлежащей налогообложению. Согласно п. 1 ст. 293 НК РФ к доходам страховой организации помимо доходов, предусмотренных ст. 249 (доходы от реализации), ст. 250 (внереализационные доходы), которые определяются с учетом особенностей, закрепленных в ст. 293, относятся доходы от страховой деятельности, установленные п. 2 той же статьи.

Отметим, что перечень доходов страховых организаций от осуществления страховой деятельности согласно пп. 12 п. 2 ст. 293 НК РФ является открытым.

Иной порядок признания  доходов предусмотрен только в отношении  страховых взносов по договорам  долгосрочного страхования жизни, по которым доходы в виде части страховых взносов признаются в момент возникновения у налогоплательщика права на получение очередного страхового взноса в соответствии с условиями договора.

Налоговое законодательство не ограничивает право страховых организаций на определение даты получения дохода по кассовому методу при соблюдении установленных условий согласно п. 1 ст. 273 НК РФ. Такое право у них может возникнуть, если за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации услуг без НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. Страховые организации, перешедшие на кассовый метод определения доходов и расходов, должны отслеживать сумму своей выручки. При превышении ее величины над установленным предельным размером (1 млн. руб.) налогоплательщик обязан перейти на метод начислений с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение. [4, с. 275]

Однако основным методом  учета доходов и расходов для  целей налогообложения прибыли у страховых организаций является метод начислений, который регулируется ст. 271 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 294 НК РФ расходы, установленные в статьях 254 - 269 НК РФ, для страховых организаций определяются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 294 НК РФ.

Перечень расходов, непосредственно  связанных со страховой деятельностью, так же как и перечень доходов, является открытым (пп. 10 п. 2 ст. 294 НК РФ).

 

 

3.2 Налог на добавленную  стоимость

 

По действующему налоговому законодательству операции по страхованию, сострахованию, перестрахованию свободны от НДС согласно ст. 149 НК РФ. Однако отдельные услуги страховых организаций подлежат обложению НДС.

Прежде всего, страховые организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. На такие организации имеются требования к получению освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика. Прежде всего, сумма выручки от реализации услуг за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета налога не должна превышать двух миллионов рублей (п. 1 ст. 145 НК РФ). Причем в этом ограничении имеется в виду общая сумма выручки как по облагаемым, так и не облагаемым НДС операциям. У страховых организаций выручка за три месяца, как правило, превышает 2 млн. руб. Поэтому эти организации вынуждены уплачивать НДС.

Для страховых организаций  во избежание неправомерной трактовки  в ст.149 НК РФ определены операции, на облагаемые НДС. Свободны от НДС операции по страхованию, сострахованию и перестрахованию, в результате которых страховая организация получает:

- страховые платежи  (вознаграждения по договорам  страхования сострахования и перестрахования, включая страховые взносы и выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);

- проценты, начисленные  на депо премии по договорам  перестрахования, и проценты, перечисленные перестраховщику перестрахователем;

- страховые взносы, полученные  уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

- средства, полученные  страховщиком в порядке суброгации  от лица, ответственного за причиненный  страхователю ущерб, в размере  страхового возмещения, выплаченного страхователю.

 Законодательством, регулирующим деятельность страховых организаций, установлено, что предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Вместе с тем страховщики вправе инвестировать или иным образом размещать страховые резервы, образованные из полученных страховых взносов для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств, и другие средства, а также выдавать ссуды страхователям, заключившим договора личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам. Страховые резервы размещаются в ценные бумаги (государственные, муниципальные, корпоративные облигации, векселя и др.) банковские вклады и т. д. Эти операции также НДС не облагаются.

Страховая организация  также имеет возможность заниматься посреднической деятельностью (услуги страховых агентов и страховых брокеров), оказывать услуга сюрвейера, консультационные и информационные. Эти услуги подлежат обложению НДС.

Страховые организации, как правило, при расчете суммы  НДС применяют расчетную ставку 18% / 118%, исчисленную исходя из основной ставки 18%.[4, с. 279]

Согласно пункту 5 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации страховые организации имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, уплачивается в бюджет.

Таким образом, страховые  организации, применяющие указанный  порядок исчисления налога на добавленную  стоимость, при реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, налог уплачивают в бюджет по мере получения оплаты от покупателей этих товаров (работ, услуг).[3]

Информация о работе Налогооблажение страховой деятельности