Лицензирование страховых компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава. 1. Современное состояние лицензирования страховой деятельности в России…………………………………………………………………………….5
1.1. Процедура лицензирования страховой деятельности…………………....5
1.2. Перечень документов, необходимых для получения лицензии………….9
1.3. Лицензирование добровольного и (или) обязательного страхования….15
1.4. Лицензирование деятельности на осуществление перестрахования…...17
1.5. Лицензирование деятельности на осуществление взаимного страхования……………………………………………………………………..17
1.6. Лицензирование на осуществление брокерской деятельности…………18
1.7. Принятие решения о выдаче либо об отказе выдачи лицензии…………20
1.8. Основание для отказа в выдачи лицензии……………………………….20
1.9. Аннулирование лицензии…………………………………………………22
1.10 Возобновление действия лицензии………………………………………22
Глава.2. Проблемы лицензирования страховой деятельности в России……23
Глава. 3. Перспективы развития лицензирования страховой деятельности в России…………………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..31
Приложения………………………………………………

Файлы: 1 файл

нирс по страхованию.docx

— 79.68 Кб (Скачать файл)

На страховом рынке  наблюдается активное вытеснение псевдостраховых  схем. В то же время, тем компаниям, которые занимаются схемами с  использованием механизмов страхования  и перестрахования, современная  внутренняя нормативно-правовая база не нужна, проблема ее реформирования им не известна, а проблемы лицензирования в органе страхового надзора неведомы. Многие из них свое дело «успешно»  реализуют как со старыми, 1994-го и  т.п. года, правилами, так и с правилами, пусть и относительно современными, но грешащими множеством неточностей, несоответствий.

Таким образом, сложившаяся  ситуация мотивирует псевдостраховщиков на расширения сферы своей деятельности, а тем, кто развивает рынок, создает  множество надуманных проблем и  препятствий.

Предлагается осуществить  реформирование системы лицензирования страховой деятельности в РФ, выделив  два этапа - переходный (пока соответствующие  изменения не будут внесены в  законодательные акты) и основной (реформирование законодательной базы).

В период переходного этапа (в течение ближайшего года) необходимо:

- сохранить процедуру  уведомления,

- не использовать процедуру  согласования,

- выделить процедуру лицензирования  стандартных правил и процедуру  лицензирования новых видов страхования.

Не использование процедуры согласования носит принципиальный характер, поскольку по трудоемкости для Департамента страхового надзора она такая же, а порой и более трудоемкая, чем процедура лицензирования. Кроме того, если при лицензировании страховая компания предоставляет пакет документов, свидетельствующий о ее финансовом положении, а также учитываются наличие предписаний, то при согласовании такие требования отсутствуют. Таким образом, опыт согласования показал, что объем обрабатываемой информации в Департаменте страхового надзора в рамках процедуры согласования увеличивался практически двое. Процедура лицензирования стандартных правил страхования предполагает следующее:

- в Департаменте страхового  надзора должна быть создана  отдельная группа специалистов, рассматривающих пакет документов  со стандартными правилами страхования,

- документы, подготовленные  с использованием стандартных  правил ВСС будут сопровождаться  соответствующей авторизацией и  сопроводительным письмом соответствующего  подразделения ВСС,

- такая авторизация будет  приниматься во внимание, а Департамент  страхового надзора будет проверять  лишь вопросы, связанные с возможностью  страховщика исполнять его обязательства  (финансовая устойчивость, платежеспособность).

Таким образом, в целом  можно сократить сроки получения  лицензии, а в будущем, благодаря  тому, что многие компании смогут удовлетворить  свои потребности в модернизации своей внутренней нормативно-правовой базы за счет стандартных правил страхования, - и вообще добиться соответствия реальных сроков лицензирования тем, которые  закреплены законодательно.

В период основного этапа реформирования системы лицензирования страховой деятельности целесообразно выделить следующие основные элементы:

а) подготовить и законодательно провести в жизнь надлежащую классификацию  в страховании, которая бы соответствовала  зарубежной практике и законодательству (лучшим примером здесь может служить  Европейский Союз),

б) ввести процедуру лицензирования на основе генеральной лицензии, предполагающей то, что:

- страховщик предоставит  максимально полные и в то  же время общие условия страхования,  на основе чего получит лицензию  на те или иные виды страхования,  выделенные законодательно в  новой  отраслевой и видовой  классификации,

- при выдаче лицензии  на каждый новый вид (отрасль)  страхования будут предъявляться  требования именно с точки  зрения финансовых показателей  деятельности компании, возможностей  компании осуществлять тот или  иной вид страхования (регионального  присутствия, материально-технической  базы,  IT-систем, количества  сотрудников, агентов, профессионального уровня менеджеров и т.п.), а также не противоречие предоставленных общих условий страхования действующему законодательству, практике и логике страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава. 3. Перспективы развития лицензирования страховой деятельности в России.

 

Ранее предусматриваемый законопроектом порядок лицензирования был во многом существенно доработан. В частности, уточнен состав лицензируемых видов  деятельности. Деятельность страховых  организаций, обществ взаимного  страхования, страховых брокеров, как  субъектов страхового дела в России, может осуществляться только по специальному разрешению и только в определенной сфере - в сфере страхового дела. Что касается страховых актуариев, то хотя им и придается особый статус, деятельность их не предполагается лицензировать. Зато, чтобы стать страховым актуарием, необходимо получить в устанавливаемом  порядке квалификационный аттестат, поскольку очевидно, что эта работа требует специальных знаний и  квалификации.

Для страховщиков предполагается несколько  упростить порядок лицензирования. Вводится новая система лицензирования, позволяющая получать лицензию не по каждому страховому продукту, а по 23 видам страховой деятельности. С учетом разделения страховых компаний по видам страховой деятельности, для получения лицензии одни страховщики  будут представлять правила страхования  в пределах 5 видов страхования, а  другие - в пределах 18. Предлагаемый порядок лицензирования значительно  упростит жизнь и страховым компаниям  и органу страхового надзора.

Во-вторых, активно разрабатываются  законопроекты по конкретным видам, в основном, обязательного страхования. К их числу можно отнести законопроекты "Об обязательном страховании ответственности  при эксплуатации особо опасных  производств", "Об обязательном медицинском  страховании", "Об обязательном страховании  ответственности производителей товаров (услуг) и работ", "Об обязательном страховании ответственности медицинских  работников".

В-третьих, существенно улучшаются условия деятельности за счет, принятия нормативных актов на уровне Минфина  РФ, позволяющих, в частности, вносить  изменения в документы в уведомительном порядке, совершенствовать статистическую отчетность и прочее.

Основные направления российского  законотворчества в страховой сфере  на ближайшие 3-5 лет также будут  связаны с модернизацией общего законодательства и нормативных  актов по обязательным видам страхования. В перспективе предстоит пересмотреть главу 48 Гражданского кодекса РФ, разработать  законопроекты "Об обязательном страховании  ответственности производителей товаров  и услуг" и некоторые другие законопроекты. О страховом кодексе  РФ можно говорить лишь в очень  далекой перспективе только после  полного формирования законодательной  базы в страховании и кодификации  всех нормативных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Стоит сказать, что необходимо совершенствовать Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", поскольку  абсолютное большинство специалистов отмечают крайне низкий правовой уровень  этого законодательного акта. Редкая из норм указанного Закона может быть квалифицирована как отвечающая объективным потребностям правового  регулирования страхового дела и  общепризнанным правилам законодательной  работы. Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации закрепил ряд принципиальных нововведений, значительная часть которых так или иначе  увязана с предстоящей специализацией страховых организаций, повышением требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых  организаций и упорядочением  системы лицензирования страховой  деятельности.

Институт лицензирования позволяет  публичной власти в интересах  всего общества в целом и каждого  конкретного индивида в частности, находясь в рамках правового поля, обеспечить относительную безопасность потенциально опасной деятельности, не прибегая к каким-либо чрезвычайным методам и непопулярным мерам.

Таким образом, лицензирование - это  своего рода компромисс, позволяющий  гарантировать права и законные интересы граждан и общества в  целом в условиях рыночной экономики 

Необходимо отметить, что новая  редакция Закона посвящает техническим  вопросам лицензирования деятельности субъектов страхового дела десять статей (ст. ст. 32 - 32.9 Закона). Установлены основания  для аннулирования (ст. 32.4 Закона), ограничения, приостановления (ст. 32.6 Закона) и отзыва лицензии (ст. 32.8 Закона), а также  основания для отказа в выдаче лицензии (ст. 32.3 Закона). Столь подробное  регулирование данных отношений  на законодательном уровне предпринимается  впервые.

Во-вторых, сведения о субъектах  страхового дела подлежат внесению в  Единый государственный реестр субъектов  страхового дела (абз. 3 п. 2 ст. 4.1 Закона). Порядок ведения Реестра устанавливается  органом страхового надзора. Ранее  орган страхового надзора осуществлял  ведение отдельного реестра страховых  организаций, а также страховых  брокеров.

В-третьих, Закон устанавливает  специальные требования к наименованию (фирменному наименованию) субъектов  страхового дела - юридических лиц. Эти положения не относятся к  страховым актуариям, которыми по определению  могут быть только физические лица.

В-четвертых, установлено, что за деятельностью  субъектов страхового дела осуществляется государственный надзор. В ранее  действовавшей редакции Закона определялось, что надзор осуществляется за страховой  деятельностью. В связи с тем, что в настоящее время страховая  деятельность определяется как деятельность субъектов страхового дела, данное изменение формулировки не имеет  принципиального значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 
Руководитель Федеральной  
службы России по надзору  
за страховой деятельностью  
Ю.С.БУГАЕВ

 
 

Приложение 1

 
 

                   ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

             ПО НАДЗОРУ ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 
 

                          ЛИЦЕНЗИЯ N

 
 

          на право  проведения страховой деятельности

 
 

  Выдана______________________________________________________

          (полное  и сокращенное наименование  страховщика   с

  ____________________________________________________________

            указанием организационно-правовой  формы)

  ____________________________________________________________

 
 

  Юридический адрес___________________________________________

  ____________________________________________________________

 
 

  Вид(ы) страховой деятельности:

  ____________________________________________________________

  ____________________________________________________________

  ____________________________________________________________

 
 

  Лицензия действует на территории____________________________

 
 

  Подпись Руководителя Росстрахнадзора  "___"______19__г.

 
 

  М.П.

                                    Регистрационный номер_____

 
 

Приложение 1-а

 
 

                   ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

             ПО НАДЗОРУ ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 
 

                     ВРЕМЕННАЯ ЛИЦЕНЗИЯ N

 
 

  Выдана______________________________________________________

          (полное  и сокращенное наименование  страховщика   с

  ____________________________________________________________

            указанием организационно-правовой  формы)

  ____________________________________________________________

 
 

  Юридический адрес___________________________________________

  ____________________________________________________________

 
 

  Вид(ы) страховой деятельности:

  ____________________________________________________________

  ____________________________________________________________

  ____________________________________________________________

  ____________________________________________________________

  ____________________________________________________________

 
 

  Срок действия лицензии______________________________________

 
 

  Лицензия действует на территории____________________________

 
 

  Подпись Руководителя Росстрахнадзора  "___"______19__г.

 
 

  М.П.

                                    Регистрационный номер_____

 
 

Приложение 2

 
 

                                     Федеральная служба России

                                     по надзору за страховой

                                     деятельностью

 
 

  О выдаче лицензии

  на право проведения

  страховой деятельности

 
 

                           ЗАЯВЛЕНИЕ

 
 

Информация о работе Лицензирование страховых компаний