Лекции по "Страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:20, курс лекций

Описание работы

Человечество живёт и трудится в определённых условиях природной и социальной среды. И в процессе своей жизнедеятельности оно постоянно сталкивается с различными стихийными силами природы, со случайными социальными явлениями. В процессе своей жизнедеятельности человек приобретает знания о природе некоторых рисков и с другой стороны само создаёт новые виды рисков, т.е. существование рисков постоянно меняется только их количество и степень нанесения им ущерба. Поэтому важными задачами общества является своевременное распознавание рисков и проведение соответствующих мероприятий по уменьшению степени риска.

Содержание работы

Социально-экономическая сущность страхования и её роль в рыночной экономике.
Правовые основы страховой деятельности. Страховой надзор и условия лицензирования страховой деятельности.
Понятие рисков страхования, классификация рисков и рискменеджмент.
Договор страхования и принципы страхования.
Метод и принципы расчёта страховой премии.
Имущественное страхование.
Страхование от огня.
Страхование от перерывов в производстве.
Страхование запасов товаров.
Морское страхование.
Страхование автотранспорта.
Личное страхование.
Перестрахование.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по курсу Страхование 1.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

В случае пропажи перевозящего средства без вести, то используется:

  • свидетельство о времени выхода из пункта отправления;
  • свидетельство о неприбытии в пункт прибытия, в установленный срок, установленный для признания перевозящего средства пропавшим без вести.

Документы для определении  размеров претензии по убыткам:

  • акты осмотра груза аварийным комиссаром;
  • акты экспертизы, оценки и другие документы, составленные согласно законам и обычаям того места, где определены убытки.
  • Оправдательные документы на производственные расходы, счета по убытку;

В случае требований о  возмещении убытков, расходов и взносов  по общей аварии. Предоставленный  обоснованный расчёт диспаша (диспашор – человек, занимающийся диспашей).

При этом на стороне требующего распределения убытков среди  участников, требуется доказать, что  заявленные убытки и расходы, действительно  должны быть признаны общей аварией.

 

  1. Страхование судов – КАСКО.

Это одна из древнейших и  сложных отраслей народного страхования.

Суда делятся на группы по:

  • назначению;
  • районам плавания;
  • материалам постройки;
  • ходу движения (парусные, колёсные, винтовые);
  • роду двигателя (ветровые, паровые);

Торговые суда делятся  на наливные и сухогрузы.

Страховщики принимают  на страхование любой имущественный интерес связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время или в период постройки судна.

Условия страхования  плавающих средств завися от цели их использования. Наиболее крупная  сфера деятельности это страхование торговых судов.

КАСКО страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения и  конструктивной гибели транспортного средства.

Страховое покрытие распространяется на:

  1. судно;
  2. машинное оборудование;
  3. оснащение;
  4. всё, что есть на борту.

Страхуя все убытки, которые произошли во время судовождения различают понятия полной гибели и полной конструктивной гибели судна.

Полная гибель судна – это означает, что судовладелец потерял судно безвозвратно.

Полная конструктивная гибель судна это собственность, находящаяся в состоянии не подлежащим восстановлению, она признаётся в случае если затраты на на ремонт большей стоимости корабля после ремонта.

Включение оплаты спасательных работ в объёме страхового покрытия было вызвано необходимостью защиты окружающей среды от вызванных аварий.

Характеристическими чертами  страхования судов является:

  1. ограничение области страхования, она является крайне конкурентной, т.к. в мире насчитывается около 80 тыс. судов;
  2. срок страхования обычно составляет один срок;
  3. в полисе обязательно указываются географические рамки планирования грузов;
  4. страховая сумма и тариф установлена в индивидуальной для каждого судна, т.к. нет одинаковых условий эксплуатации и характеристики судов, на тарифную ставку влияют следующие показатели:
      • стоимость судна;
      • возраст судна;
      • тип судна;
      • грузоподъёмность;
      • мощность двигателя;
      • классификация;
      • флаг, под которым ходит судно;
      • менеджмент (владения, капитал, экипаж);
      • район плавания;
      • условия страхового покрытия.

 

Объём страхового покрытия в зависимости от условий страхования.

Условия страхования судов

 

 

 

Объём страхового покрытия

С ответственностью за гибель и повреждения

С ответственностью за повреждение

С ответственностью только за полную гибель, включая расходы по спасанию

С ответственностью только за полную гибель

Убытки вследствие полной гибели судна

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

Расходы по устранению повреждений, его  корпуса, механизмов машин, оборудования

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

Убытки, расходы, взносы по общей1 аварии и доли риска

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

Необходимые расходы, связанные со спасением судна

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

Необходимые и целесообразно-производственные расходы по предварительному уменьшению и установленных убытков

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 


 

Не возмещаются убытки, произошедшие вследствие:

  • умысла, грубой неосторожности страхователя, выгодоприобретателя;
  • известной страхователю не мореходности судна до выхода судна в рейс;
  • износа, коррозии судна, его частей, машин, оборудования;
  • эксплуатация судна в условиях, не предусмотренных его ледовым классом;
  • прямого или косвенного воздействия радиации или радиоактивного заражения;
  • расходы по содержанию судна и экипажа, за некоторыми исключениями;
  • убытки и расходы, связанные с удалением остатков застрахованного судна, причин ущерба окружающей среде, здоровью людей и имуществу третьих лиц;
  • косвенные убытки страхователя.

Договор страхования судов заключается  на основании письменного заявления, в котором сообщаются точные сведения о судне, страховой сумме, условия страхования.

Если судно страхуется на один рейс, то указывается пункт  начала и окончания рейса, пункты захода и продолжительность рейса.

Если судно страхуется на определённый срок, то указывается  район плавания и срок страхования.

 

  1. Страхование ответственности судовладельца.

По мере развития судоходства  появилось большое количество судов, насыщение морей плавсредствами, а так же всё большее и лучшее оснащение портов, дорогостоящими, в основном, сооружениями, отсюда возрастает ответственность за возможное причинение ущерба третьим лицам. Эти риски, обычно, покрываются через клуб, взаимного страхования судовладельцев (P&I). Эти клубы взаимного страхования судовладельцев, менеджеров и других лиц связанных с эксплуатацией судов по отношению к третьим лицам. В настоящее время действует около 70 P&I клубов, которые расположены преимущественно в Англии, Швеции, Норвегии и США. Деятельность этой организации основана на международной организации представителей, т.е. корреспондентов клуба. Корреспонденты клуба защищают интересы членов клуба в определённой стране, а при необходимости привлекают специалистов и экспертов.  Финансовая база клуба состоит из взносов членов клуба, из которых формируются страховые фонды. Страховые взносы подразделяются:

  1. предварительные взносы.

Определяются советом директоров к началу полисного года (полисный год начинается 20.02 в 12:00 АМ по Гринвичу);

  1. дополнительные взносы.

Если в конце полисного года обнаруживается, что предъявленных  претензий больше, то тогда делаются дополнительные взносы;

  1. чрезвычайные взносы.

Они собираются при возникновения  катастрофических убытков.

 

Основные страховые  риски через P&I клубы

  1. груз;
  2. телесные повреждения;
  3. повреждения неподвижно плавающих объектов;
  4. столкновения;
  5. перемещение остатков судна;
  6. претензии со стороны команды;
  7. отсутствие возмещения по общей аварии;
  8. штрафы;
  9. расходы на буксировку;
  10. карантинные издержки;
  11. имущество на корабле;
  12. судебные издержки.

Крупнейший клуб: «Бермудская  ассоциация взаимного страхования  судовладельцев соединённого королевства  Великобритании и Северной Ирландии».

Суммарный тоннаж застрахованного  этим клубом – 200 БРУТТО регистрированных тонн. Наш «Ингосстрах» работает по правилам этого клуба.

Страхование грузов в международной  торговле

Информации не имеется!

Страхование автотранспорта.

В качестве страхователя могут выступать физические и  юридические лица.

Страхование автотранспорта производится в добровольной форме. Организации, как юридическое лицо, страхует автотранспорт, находящийся у них на балансе, либо арендуемое, либо приобретённое в лизинг. Объектом страхования может быть любой самоходный автотранспорт, который подлежит государственной регистрации. Все виды автотранспорта страхуются. При страховании на условиях КАСКО объектом является автотранспорт в комплекте завода изготовителя. Наши отечественные страховщики, обычно, предлагают страхование КАСКО и дополнительное оборудование в одном портфеле со страхованием багажа, находящегося в автотранспорте, и в принципе автотранспорт может быть застрахован:

  1. на сумму равной полной стоимости в новом состоянии, по рыночной цене на момент заключения договора;
  2. на сумму с учётом индекса для подержанного автотранспорта;
  3. на сумму ответственности страхователя перед организацией сдавшей автотранспорт в аренду;
  4. по неполной стоимости с установленной пропорцией ответственности.

Договор, по которому уже  выплачивалось страховое возмещение, но не в полном объёме, сохраняет своё действие до конца срока в размере разности между страховой суммой и страховой выплатой.

Риски, от которых страхуется автотранспорт, оговариваются со страховщиком и часто из набора рисков исключается  кража.

Личное страхование.

 

Личное страхование  представляет собой важный финансовый механизм обеспечения благосостояния населения. Предметом личного страхования  выступают риск, связанные с жизнью человека.

  1. риск смерти;
  2. риск заболевания;
  3. риск несчастного случая;
  4. риск утраты трудоспособности по старости.

По условиям лицензирования в РФ существует три под отрасли, которые образуют систему личного  страхования.

 

  1. Страхование жизни.

(XVIIв. в Англии)

в современных условиях страхование жизни представляет собой обязанности страховщика по страховым выплатам в случаях:

  1. обеспечение человека в старости или при утрате трудоспособности;
  2. обеспечение кредита и, прежде всего ипотечного;
  3. накопление средств для оплаты образования детей или для оказания им финансовой поддержке при достижении ими совершеннолетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система страхования  жизни и благополучия человека

 

Государственное 
социальное страхование

Коллективное 
страхование

Личное страхование

Цель

Гарантирование минимально-необходимого уровня жизни

Гарантирование привычного уровня жизни

Гарантирование достигнутого уровня благосостояния его увеличение

Правовая форма

Обязательное (установленное законом)

Обязательное или добровольное

Добровольное

Источники поступлений денежных средств

Взносы работодателей, работников и дотации из государственного бюджета

Взносы работников и работодателей

Индивидуальные взносы граждан

Причины возмещения

Принцип солидарности, т.е. взносы по доходам, выплаты по нуждаемости

Принцип субсидиарности, т.е. самостоятельности в установлении правил уплаты взносов и осуществления выплат

Принцип эквивалентности, т.е. размер выплат зависит от размера взносов

Формы и размеры страхового покрытия

Компенсации и пособия, размер которых  закреплён законом

Определяются в коллективном договоре или уставом органа коллективного страхования

Определяется по выбору страхователя и закрепляется в страховом договоре

Информация о работе Лекции по "Страхованию"