Экономический механизм социального страхования и его эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

В соответствии с темой реферата, необходимо решить следующие задачи:
- изучить социальное страхование в Украине: эффективность и направления реформирования;
- рассмотреть иностранный опыт социального страхования.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................
1. Экономический механизм социального страхования и его эффективность....................................................................................................
2. Направления реформирования социального страхования.........................
3. Иностранный опыт социального страхования............................................
Заключение.........................................................................................................
Список использованной литературы................................................................

Файлы: 1 файл

6.Соц.страх.вар.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Иностранный  опыт социального страхования 

 

Германия

В Германии юридические основы государственного регулирования и контроля за деятельностью  страховых организаций определены в законе о страховом надзоре, который был принят в 1901 г., а последние изменения в закон были внесены в 1991 г. Закон об учреждении федерального ведомства по надзору за страховой деятельностью, определяющий правовые основы, статус, функции и права федерального ведомства, был принят в 1951 г. Представляется важным в германском опыте использование общих условий страхования, утверждаемых по каждому виду страхования и имеющих силу федерального нормативного акта. Отсутствие таковых в современной Украине сдерживает развитие страховых отношений, затрудняет заключение договоров страхования и урегулирование убытков при наступлении страховых случаев. Кроме того, в советское время у населения был сформирован менталитет страхования на общих условиях. Можно отметить, что по многим видам страховой деятельности подготовлены типовые правила страхования, разработанные ВСС, между тем они не обязательны для всех страховых организаций, а используются для ускорения процедуры получения лицензии на соответствующие виды страхования.

 

Франция

Страховое законодательство Франции представлено "Страховым кодексом", последние  изменения и дополнения в который  были внесены в 1976 г. В кодексе  объединены все правовые нормы, касающиеся страхования. Наличие такого кодекса выстраивает все страховые правовые нормы в соответствии с общей философией и принципами, устраняет разночтения, дублирование и возможную противоречивость. Отмеченные возможные негативные свойства страхового законодательства присутствуют в развивающемся российском страховом праве. Поэтому построение соответствующего украинского страхового кодекса представляется заслуживающим внимание и перспективным.

Для Франции характерна высокая степень  взаимосвязи государственного регулирования  и саморегулирования страховой деятельности. Например, в лицензировании страховщиков активное участие принимают объединения страховщиков, включая разработку рекомендуемых страховщикам типовых документов, правил страхования. В Украине отмеченное направление взаимодействия органов государственного регулирования и саморегулирования получило определенное развитие. Что касается регулирования брокерской деятельности во Франции, то она полностью подконтрольна саморегулируемым организациям.

Великобритания

В Великобритании сформировалась система регулирования страхового рынка, имеющая черты либерального надзора, стимулирующая налогообложение и отсутствие серьезных ограничений на участие в международных инвестициях. При этом черты либеральности сочетаются с достаточно жесткими требованиями к руководителям страховых организаций, включающими высокий профессионализм, компетентность и деловую репутацию управленческого состава страховых организаций и страховых брокеров. При получении лицензии представляются подробные сведения о руководителе, включая биографические данные, квалификацию, опыт, информацию о судимости, фактах неисполнения финансовых обязательств, в том числе объявлении банкротом, случаи неисполнения своих обязательств по долгам и т.п. Для получения лицензии страховщика в Украине требования к руководителю компании весьма сдержанны и, по сути, не содержат многих важных параметров, учитываемых в английской практике, что весьма важно для социально-экономического института страхования.

 

Заключение

 

Уникальность  института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки

В своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в Украине еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется принять не просто отдельные меры по совершенствованию отдельных механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.

Сложившаяся система  государственного социального обеспечения  в Украине не отвечает современным  вызовам, которые встают перед ней  во все больших масштабах: демографическим  тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования. Уровни пенсионного обеспечения крайне низки, а качество медицинской помощи неудовлетворительно.

Базовые положения  данных конвенций, регулирующие минимальный  прожиточный минимум застрахованных и демократичные формы управления в данной сфере – злободневные темы сегодняшней Украины. Их ратификация позволит провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение консенсуса социальных партнеров в данной сфере.

Так как каждый вид социального риска имеет  свою природу и по-разному проявляется  для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация  социального страхования развиваются  по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Украины  // Ведомости Верховной Рады Украины. - 1996. - № 30. - Ст. 141.
  2. Закон Украины «О страховании» от 07.03.96г. // Ведомости Верховной Рады Украины. - 1996. - №18.
  3. Закон Украины «О сборе на обязательное социальное страхование» от 26 июня 1997 г. // Ведомости Верховной Рады, 1997. - № 37. - c. 238.
  4. Базилевич В.Д. Страховой рынок Украины. / В.Д.Базилевич, К.С.Базилевич. - К: «Вища школа», -1998.
  5. Все о пенсиях, пособиях, социальной защите граждан Украины: / Сирота И. М., 4-е изд., перераб. и доп. - Х.: Одиссей: Фолио, -2003. - 687 с.
  6. Гинзбург А.И. Краткий курс. Страхование. / А.И.Гинзбург. -Х.: Одиссей, -2002. - 175с.
  7. Левін П. Інноваційні підходи до розвитку соціальної інфраструктури та людського потенціалу / Левін П. // Україна: аспекти праці. - 2007. - № 2. -С.21-26.
  8. Норми права соціального забезпечення. [Б. Сташкін] // Право України. - 2002. - № 2. - с. 74 - 78.
  9. Про державну соціальну допомогу малозабезпеченим сім’ям: Затв. 1 червня 2000 р. № 1768 – III. / Від Верх. Ради України. – 2000. - № 35. – с. 662 – 665.
  10. Сирота И.М. Право социального обеспечения в Украине: Учебник. / И.М.Сирота. - Х.: Одиссей, -2000. - 384 с.
  11. Соціальний захист громадян: проблеми та гарантії. // Право України. - 1993. - № 3. - с. 18 - 20.
  12. Трудове право України: Підр. / [Н.Б. Болотіна, Т.М. Додіна та ін.]; За ред. Н.Б. Болотіної, Г.І. Чанишевої. - К.: Знання, 2000. - 563 с.
  13. Трудове право України: Збірник нормативно-правових актів. Видання 2-е випр. та доп./ Упоряд. П.А. Бущенко, І.А. Вєтухова. - Х.: Консул, -2002. - 464 с.
  14. Трудове право України: Навч. Посіб. / [Пилипенко П.Д., Бурак В.Я., та ін.]; За ред. Пилипенко. Львів. нац. ун-т ім. І. Франка - К.: Істина, -2005. -206с.
  15. Юрiй С.I. Пiдручник. Соцiальне страхування / С.I.Юрiй, М.П.Шаварина, Н.В.Шаманська. -Х.: Одиссей, -2002. - 464с.
  16. http://izvestia.com.ua/ru/news. (по материалам  газеты «Известия» в Украине, 22.04.2011)

 


Информация о работе Экономический механизм социального страхования и его эффективность