Экономический механизм социального страхования и его эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

В соответствии с темой реферата, необходимо решить следующие задачи:
- изучить социальное страхование в Украине: эффективность и направления реформирования;
- рассмотреть иностранный опыт социального страхования.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................
1. Экономический механизм социального страхования и его эффективность....................................................................................................
2. Направления реформирования социального страхования.........................
3. Иностранный опыт социального страхования............................................
Заключение.........................................................................................................
Список использованной литературы................................................................

Файлы: 1 файл

6.Соц.страх.вар.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Вариант 13.

 

 

Содержание

 

Введение..............................................................................................................

3

1. Экономический  механизм социального страхования  и его эффективность....................................................................................................

 

4

2. Направления  реформирования социального страхования.........................

9

3. Иностранный опыт социального страхования............................................

10

Заключение.........................................................................................................

13

Список использованной литературы................................................................

15


 

Введение

 

Одним из столпов  социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков.

Уникальность  института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного  «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости.

Эти факты обуславливают  актуальность выбранной темы данной работы. В этой связи, целью работы является изучение организации социального  страхования в Украине, определение  перспектив его развития.

В соответствии с темой реферата, необходимо решить следующие задачи:

- изучить социальное  страхование в Украине: эффективность  и направления реформирования;

- рассмотреть  иностранный опыт социального  страхования.

 

1. Экономический  механизм социального страхования  и его эффективность

 

К экономическим регуляторам финансового механизма социального страхования принадлежат регуляторы поступлений, регуляторы распределения и регуляторы страхового резервирования. Отметим, что финансовым источником регуляторов поступлений и регуляторов распределения выступают соответствующие статьи доходов и расходов в бюджетах страховых социальных фондов. Вместе с тем регуляторы страхового резервирования формируются за счет суммы страховых взносов страхователей к соответствующим фондам. Вместе с тем с целью обеспечения финансовой стабильности фондов образовывается резерв средств каждого из таких фондов.

Подчеркнем, что  базовыми составляющими имеющейся  в Украине системы экономических  инструментов социального страхования  являются многочисленные сборы/взносы/платежи  социального характера. Именно за последние годы существенным образом выросшее количество разновидностей платежей по социальному страхованию, поскольку за 1999-2003 года были законодательно утверждены новые виды социального страхования. Отметим, что размеры взносов на общеобязательное государственное социальное страхование (в зависимости от его вида) ежегодно устанавливаются Верховной Радой Украины соответственно работодателям и застрахованным лицам по каждому виду страхования на календарный год одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины. Средства целевых страховых фондов не включаются в государственный бюджет.

Относительно  регуляторов механизма экономической  ответственности, то следует отметить: на сегодня в Украине существует две разновидности ответственности плательщиков социального страхового сбора - финансовая и административная. Существуют определенные виды правонарушений, к которым применяются штрафные санкции и пеня. Все вопросы относительно порядка уплаты пени и штрафа регламентируются статьями 16 и 17 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетными и государственными целевыми фондами" (с изменениями и дополнениями) № 2181-III от 20 декабря 2000 года. Так, размер санкции колеблется в зависимости от диапазона правонарушения.

К важным экономическим  регуляторам механизма стимулирования страховой деятельности относятся  скидки и надбавки к страховому взносу, а также налоговые льготы. Механизм стимулирования страховой деятельности характеризуется тем, что скидки или надбавки к страховому взносу могут начисляться соответствующим целевым фондом как непосредственным страховщиком. При этом он учитывает результаты работы предприятия за прошлый календарный год [7, c.22].

Теперь относительно механизма  инвестиционной деятельности системы социального страхования. На сегодня инвестиционная деятельность в сфере социального страхования осуществляется в пенсионном страховании. Она базируется на соответствующей законодательной базе: относительно накопительной системы обязательного пенсионного страхования – Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" № 1058- ІV от 9 июля 2003 года; относительно системы негосударственного пенсионного страхования - Закон Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении" № 1057- ІV от 9 июля 2003 года.

Отметим, что создание Накопительного пенсионного фонда является важным фактором новой пенсионной системы. Согласно статье 79 Закона Украины № 1058- ІV Накопительный фонд формируется  за счет:

1) страховых взносов застрахованных лиц;

2) инвестиционного дохода, который образовывается вследствие  размещения и инвестирования  средств Накопительного фонда; 

3) суммы от  финансовых и административных  санкций [3, c.78-79].

В свою очередь, совокупный инвестиционный доход формируется за счет, во-первых, прибыли, полученной от инвестирования пенсионных активов Накопительного фонда в ценные бумаги, во-вторых, процентов, которые будут начисляться на пенсионные активы, размещенные на банковских депозитных счетах, в-третьих, дохода от других видов инвестирования, разрешенных законодательством. Важным является то, что страховые взносы в Накопительный фонд и инвестиционный доход, полученный от их инвестирования, не будет подпадать под налогообложение. Кроме того, за счет средств, аккумулированных в Накопительном фонде и перечисленных в избранную застрахованным лицом страховую компанию, будут выплачиваться, соответственно статье 57 Закона № 1058- ІV, такие виды пожизненных пенсий (аннуитетов): пожизненная пенсия с установленным периодом, пожизненная обусловленная пенсия, пожизненная пенсия супругов.

Заметим, что  добровольная накопительная система  осуществляется через страховые  компании и негосударственные пенсионные фонды. В современных условиях негосударственное  пенсионное обеспечение является неотъемлемой составляющей пенсионной системы Украины. Следует отметить, что на протяжении последних лет в Украине действуют негосударственные пенсионные фонды – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, которая основывается на началах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами дополнительных к общеобязательному государственному пенсионному страхованию пенсионных выплат за счет отчислений на негосударственное пенсионное обеспечение и инвестиционного дохода, начисленного на них.

Обратим внимание на то, что  на сегодня в системе негосударственного пенсионного обеспечения наблюдается  тенденция к увеличению количества предоставляющих услуг в этой сфере. Так, состоянием на 1 апреля 2006 года Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг согласованы 77 уставов негосударственных пенсионных фондов, а в Государственный реестр финансовых учреждений внесено информацию о 58 негосударственных пенсионных фондов. Поскольку Закон Украины № 1057-ІV от 9 июля 2003 года предусматривает три типа организации негосударственных пенсионных фондов, то распределение негосударственных пенсионных фондов по видам (состоянием на 1 апреля 2006 года) имел такой вид: 9% - профессиональные, 16 % - корпоративные, 75 % - открытые. Кстати, и корпоративные, и профессиональные схемы требуют обязательных взносов работодателей, которые в размере до 15 % заработной платы освобождаются от налогообложения. Работодатели имеют право устанавливать неодинаковые размеры взносов за отдельных работников, лишь исходя из возраста и стажа, но не из статуса.

Делаем ударение на том, что  источниками формирования активов  негосударственных пенсионных фондов являются пенсионные взносы и инвестиционный доход. Определяющим является то, что наибольшая часть пенсионных активов негосударственных пенсионных фондов (70,0 %) общей суммой 32303,2 тыс. грн размещена на депозитных счетах банков (в одном или нескольких) по средней процентной ставке 14,2 % на срок от 3 месяцев до 3 лет; в облигации предприятий, эмитентами которых являются резиденты Украины, инвестировано 4856,1 тыс. грн. При этом ближайший срок погашения по облигациям – 12 июня 2006 года, самый дальний – 14 сентября 2015 года, а в банковские металлы инвестировано 722,6 тыс. грн, или 1,6 % объема активов негосударственных пенсионных фондов; в ценные бумаги, доход по которым гарантирован Советом Министров АРК, местными советами соответственно законодательству, вложено 208,6 тыс. грн (0,5 % объема активов негосударственных пенсионных фондов); в акции украинских эмитентов инвестированы 3 280,1 тыс. грн (7,1% объема активов негосударственных пенсионных фондов).

Учитывая положительное  развитие инвестиционной деятельности в сфере социального пенсионного страхования, следует определить и присущие ему отрицательные позиции. Так, сейчас в Украине существуют определенные ограничения на инвестиции в отечественные государственные облигации (50 % на банковские депозиты, 50 % на украинские государственные облигации, 20 % на украинские корпоративные облигации, 10 % на муниципальные облигации, 40 % на акции украинских эмитентов). По региональным стандартам негосударственного пенсионного фонда разрешено инвестировать в частный сектор большую часть своих активов, однако банкротство одного из наибольших банков государства – банка "Украина" в 1998 году и предложения более чем 150 отечественных банков по привлечению средств ставок по депозитам, которые превышают рыночные, порождают беспокойство относительно итоговой безопасности пенсионных активов. Вместе с тем доверие украинских граждан к негосударственным пенсионным фондам незначительно. Граждане уже теряли свои сбережения из-за гиперинфляции и несовершенства законодательства, которое обусловило злоупотребление на финансовых рынках. Кроме того, следует обратить внимание и на отрицательный результат внедрения накопительной системы в России.

Проведенное исследование комплекса инструментария экономического механизма социального страхования убеждает, что этот комплекс является разносторонним, сложным, насыщенным большим количеством рычагов, необходимых для перераспределения национального дохода в части возмещения потери трудового дохода в результате наступления определенного вида социального риска. Этот комплекс инструментария регулирования социального страхования представляется довольно благоустроенным и компактным, что предопределяет согласованное и степенное функционирования экономического механизма социального страхования. В самом деле, этот комплекс инструментария является тем средством, которое, во-первых, обеспечивает поступление финансовых ресурсов, необходимых для возмещения ущерба, причиненного вследствие наступления страхового случая в сфере социального страхования; во-вторых, гарантирует применение ответственности к участникам процесса страхования в случае наступления определенных экономических правонарушений; в-третьих, дает возможность снижать объемы соответствующих социальных угроз; в-четвертых, создает необходимые условия гражданам для долгосрочного инвестирования, и, наконец, оказывает содействие конструктивности и результативности существующей системы социального страхования [11, c.108-111].

 

2. Направления  реформирования социального страхования

 

Реформирование  системы социального страхования  предусматривает внедрение пяти отдельных программ обязательного  государственного страхования (пенсионного, медицинского, в связи с временной  утратой трудоспособности, на случай безработицы, а также при несчастном случае на производстве и профессиональных заболеваний). Выделение таких видов социального страхования содействует повышению эффективности организации защиты от конкретных социальных рисков. В этом случае обеспечивается полный учет природы социального риска, учет финансовых расходов, однородность интересов застрахованных лиц.

Уже внедрены четыре вида общеобязательного  государственного социального страхования: в связи с временной утратой  трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и похоронами; от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые стали причиной утраты трудоспособности; на случай безработицы, пенсионное. Организационно- правовые системы страхования от безработицы и от временной нетрудоспособности в Украине уже существовали, поэтому принципиальным моментом реформы было формирование социального страхования от несчастных случаев на производстве (в 2001 году) [6, c.54].

В Украине  с 2004 года внедрена трехуровневая модель как основа для реформирования действующей пенсионной системы в составе: солидарной системы, системы обязательного и добровольного накопления. Солидарная система (первый уровень) должна быть сохранена, однако существенно реформирована. Относительный размер и важность каждого уровня будут зависеть от экономических и финансовых факторов.

Информация о работе Экономический механизм социального страхования и его эффективность