Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:43, курсовая работа
Целью данной исследовательской работы является изучение имущественного страхования в РБ и рассмотрение путей совершенствования организации имущественного страхования в Республике Беларусь.
Основные задачи исследовательской работы:
- изучение теоретических аспектов имущественного страхования;
- анализ состояния имущественного страхования;
- предложение путей совершенствования организации имущественного страхования в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ………………………………………………………………….4
2.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………18
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РБ…………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….40
Примечание. Источник: [12]
По сравнению с предыдущим 2010 годом общий рост заключенных договоров составил почти 60 тыс., или 3,9%. Снижение количества заключенных договоров зафиксировано по страхованию животных. Сокращение составило 12,2 %. По остальным видам страхования была отмечена положительная динамика. Так, по страхованию строений заключено 646,1 тыс. договоров (рост - 0,2 %), домашнего имущества - 505 тыс. договоров (рост - 1,7 %), транспортных средств - 85,8 тыс. договоров (рост - 10,2 %). Существенный рост получен также по прочим видам страхования, где увеличение составило 41,6 % (более 203 тыс. договоров).
Средняя страховая сумма в 2011 году по добровольному страхованию транспортных средств физических лиц составила 37,7 млн. руб. В 2010 году средняя страховая сумма составила 32,7 млн. руб.
Средняя страховая сумма по добровольному страхованию строений в 2011 году составила 9,9 млн. руб. (в 2009 г. - 8,3 млн. руб.), домашнего имущества - 5,2 млн. руб. (в 2010 году - 4,1 млн. руб.), животных - 2,1 млн. руб. (в 2010 г. - 1,5 млн. руб.).
Число прекращенных досрочно договоров по добровольному страхованию строений в 2011 году составило 0,02 % от заключенных договоров, домашнего имущества - 0,02 %, животных - 0,2 %, прочих видов страхования имущества граждан - 0,02 %. Число прекращенных досрочно договоров по добровольному страхованию транспортных средств заметно выше и составило за 2011 год 7 %.
В 2011 году по добровольному страхованию имущества физических лиц произведена 127 971 выплата, из них по добровольному страхованию транспортных средств – 84 668, строений - 14 522, домашнего имущества – 7 593, животных – 10 856.
За год было выплачено по данному сегменту страхования более 164 млрд. руб. 82,2 % все выплат пришлось на добровольное страхование транспортных средств, 5,7 % - на страхование строений, 7,8 % - на страхование животных, 2,2 % - на страхование домашнего имущества. Уровень выплат по добровольному страхованию имущества физических лиц составил 81,4 %, причем по страхованию транспортных средств - 98,2 %.
Касаясь динамики роста выплат за год, то стоит отметить явное увеличение в сегменте добровольного страхования транспортных средств, где рост составил 78,2 %. Динамика роста выплат по страхованию строений - 35,75 %, домашнего имущества - 21,4 %, животных - 37,7 %.[12]
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
Страховой рынок, являясь частью финансово-кредитной системы, затрагивает практически все аспекты деятельности общества и относится к важнейшим национальным приоритетам, поскольку призван способствовать обеспечению стабильного развития экономики и социальной сферы.
Главным предназначением страхования является защита интересов граждан и организаций при наступлении различных неблагоприятных событий за счет средств страховых резервов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов. В республике в основном создана нормативная правовая база, регулирующая отношения в сфере страхования и страховой деятельности, образован национальный институт перестраховочной защиты. В то же время для усиления защищенности граждан и организаций, формирования долгосрочных ресурсов для экономики, а также создания условий для притока иностранного капитала необходимо повысить интенсивность развития отечественного страхового рынка.[13]
Развитие страховой деятельности в Республике Беларусь в 2013–2015 годах будет направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны.
Необходимые для этого качественные и количественные изменения состояния страхового рынка республики предполагается осуществить путем достижения следующих стратегических целей:
Достижению
указанных целей будет
Важная роль в достижении намеченных целей будет отведена Белорусской ассоциации страховщиков, призванной объединять участников страхового рынка в целях тесного взаимодействия с государственными органами по вопросам развития и устойчивости функционирования страхового рынка, разработки новых и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты по проблемным аспектам страховой деятельности.
Основные направления достижения целей и задач развития страховой деятельности в Республике Беларусь в 2013–2015 годах
Одним из важнейших
условий обеспечения
Капитализация страховых организаций будет повышаться за счет внутренних и внешних источников. Внутренними источниками увеличения капитала страховых организаций будут их прибыль и инвестиции в страховую деятельность резидентов Республики Беларусь. Внешние источники увеличения капитала отечественных страховых организаций — инвестиции нерезидентов Республики Беларусь.
Основными направлениями реализации данной задачи являются: повышение статуса и привлекательности на международном уровне страховых организаций за счет стимулирования притока средств инвесторов и постепенного снятия ограничений по доступу иностранного капитала на страховой рынок республики;
В возмещении ущерба
и смягчении последствий
Одним из приоритетных
направлений современной
В части развития добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, в первую очередь требуется дальнейшее совершенствование системы налогообложения, мотивирующей граждан на страхование жизни и юридических лиц — на осуществление страхования жизни сотрудников.[13]
Совершенствование системы налогового стимулирования предусматривает изучение вопросов возможности применения налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, заключивших долгосрочные договоры добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, а также рассмотрение возможности отмены ограничений по включению в состав затрат на производство товаров (работ, услуг) страховых взносов по долгосрочным договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, заключенным нанимателями в пользу своих работников.
Кроме того, необходимо, с одной стороны, проводить политику, направленную на повышение страховой культуры населения и восприятие страховых организаций как надежных защитников при чрезвычайных ситуациях, а с другой стороны — страховым организациям обеспечивать высокие стандарты качества предоставляемых услуг.
Основными направлениями обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования, являются:
Состояние конкурентной
среды на страховом рынке призвано
способствовать повышению качества
страховых услуг, снижению их стоимости,
активному внедрению новых
Формирование конкурентной среды является комплексной задачей и предполагает реализацию следующих мер:
Развитие страхового законодательства должно осуществляться путем создания единой системы законодательных актов в сфере страхования, определения четких условий взаимодействия страхователей и страховых организаций, предоставления всем субъектам страховых отношений возможности защищать свои права в равной мере.
Рост роли страхования будет сопровождаться повышением требований к надежности и устойчивости страховых организаций. При этом основное внимание должно уделяться степени их подверженности рискам, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.[13]
Главная задача развития страхового надзора, обеспечивающего повышение финансовой стабильности страхового рынка, — расширение системы требований, определяющих допустимые параметры рисков, принимаемых страховыми организациями.
Основные направления реализации задачи перехода на риск- ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций:
определение ключевых рисков, присущих страховому рынку, с учетом изучения основных подходов и методов их анализа в соответствии с международными нормами;
сбор и систематизация данных, необходимых для определения показателей, позволяющих количественно оценить уровень подверженности страховых организаций рискам;
поэтапный переход
на международные стандарты
разработка методологической базы по расчету показателей финансовой устойчивости;
внедрение в практику анализа специальных методов и алгоритмов оценки рисков на страховом рынке (стресс-тестирование);
оценка уровня
достаточности собственных
Кроме того, предусматривается повышение ответственности за несоблюдение страховыми организациями законодательства в части выполнения нормативов безопасного функционирования.
Рост объемов
полученных страховых взносов и
повышение капитализации