Государственный надзор за страховой деятельностью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 22:44, реферат

Описание работы

Современное состояние национальной системы страхования свидетельствует о ее динамичном развитии и характеризуется активным спросом на страховые услуги.
Целью данной контрольной работы является изучение страхового рынка России. При этом будут решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции, участники и структура; разобран государственный надзор за страховой деятельностью нашей страны, а также правовой аспект функционирования страхового рынка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Страховой рынок Российской Федерации…………………………………….4
2.Функции, участники и структура страхового рынка…………………………6
3.Государственный надзор за страховой деятельностью в России ………..….9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………15

Файлы: 1 файл

СТРАХОВОЙ РЫНОК И ЕГО УЧАСТНИКИ.docx

— 115.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Страховой  рынок Российской Федерации…………………………………….4

2.Функции,  участники и структура страхового  рынка…………………………6

3.Государственный надзор за страховой деятельностью в России ………..….9

Заключение……………………………………………………………………….14

Список  использованной литературы…………………………………………15

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Страхование является одним из стратегических факторов эффективного функционирования и успешного развития экономических отношений в стране. Страхование позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения, способствует росту благосостояния граждан, а также повышает инвестиционный потенциал государства. Одним из ключевых моментов при выработке и принятии стратегических решений является формирование и развитие национальной страховой системы, соответствующей мировым стандартам и удовлетворяющей потребностям страхователей и государства.

Современное состояние национальной системы  страхования свидетельствует о  ее динамичном развитии и характеризуется  активным спросом на страховые услуги.

Целью данной контрольной работы является изучение страхового рынка России. При этом будут решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции, участники и структура; разобран государственный надзор за страховой деятельностью нашей страны, а также правовой аспект функционирования страхового рынка.

Статистический  материал к работе подобран в Интернет, в частности на сайте Федеральной службы страхового надзора Российской Федерации http://www.fssn.ru/. Представленные в работе нормативно-правовые акты были использованы с помощью справочно-информационной программы «Консультант Плюс». Обращаясь к информации, содержащейся в журнальной и газетной периодике, автор ставит перед собой задачу осветить современные проблемы, относящиеся к изучаемой теме.

 

 

 

1.Страховой  рынок Российской Федерации

 

В рыночной экономике России и соответствующей  ей инфраструктуре как отдельную  структуру можно выделить страхование, или рынок страховщиков, в котором  фиксируется, кто и каким видом  страхования занимается, какова степень  развития филиальной сети, капитализации  и т.д.

В нашей стране страхование еще  не стало механизмом, обеспечивающим равновесное состояние общества в условиях становления рыночных отношений. Тем не менее, если на начальном  этапе страхование не было востребовано обществом, то сегодня есть все признаки того, что страхование становится одним из наиболее значимых сегментов  рыночных отношений. Страховой институт обеспечивает безопасность, стабильность, социальные гарантии в обществе посредством механизма финансовой защиты. Котировка российских страховщиков соответствует определенным международным страховым стандартам, страховые продукты и в количественном, и в качественном отношении отвечают потребностям населения. Возможен их выход на внешний рынок, а страховая отрасль вписывается в экономику страны. Страховой рынок представляет собой определенную сферу денежных отношений, в которой объектом купли-продажи являются страховые услуги и формируются спрос, предложение на них. Он характеризуется как сложная многофакторная динамическая система, состоящая из постоянно взаимодействующих и взаимозависящих экономических элементов, отдельных групп участников и субъектов рынка. Страховой рынок формируется из диалектического единства двух систем – внутренней системы и внешнего окружения, которые непрерывно взаимодействуют друг на друга в процессе их развития. Внутренняя система является полностью управляемой со стороны страховщика. При этом внешняя среда окружает внутреннюю систему и ограничивает ее.

Страхование возникло и развивалось как осознанная объективная потребность человека и общества в защите от случайных  опасностей. Потребность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства, все звенья социально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъектов и все население. Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности (рис. 1).

 

Рис. 1 –  Место страхового рынка в финансовой системе

 

         Основой формирования страхового рынка является необходимость осуществления воспроизводственного процесса, обеспечения его непрерывности и стабильности путем предоставления денежной компенсации пострадавшим экономическим субъектам и гражданам при неблагоприятных обстоятельствах в их жизнедеятельности.

 

 

 

2. Функции, участники и структура страхового рынка

 

Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных  функций: компенсационную, накопительную, распределительную, предупредительную и инвестиционную.

Основная  функция страхового рынка — компенсационная  функция, благодаря которой существует институт страхования. Содержание функции  выражается в обеспечении страховой  защиты юридическим и физическим людям в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных  явлений, которое и было объектом страхования.

Накопительная или сберегательная функция обеспечивается страхованием жизни и позволяет  накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную  страховую сумму.

Распределительная функция страхового рынка реализует  механизм страховой защиты. Сущность функции выражается в формировании и целевом использовании страхового фонда.

Предупредительная функция страхового рынка непосредственно  не связана с осуществлением страховой  деятельности. Данная функция работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба. Реализация предупредительной  функции обеспечивается финансированием  мероприятий по недопущению или  уменьшению негативных последствий  несчастных случаев и стихийных  бедствий. Соответствующее финансирование осуществляется из фонда предупредительных  мероприятий. Осуществление предупредительных  функций способствует повышению  финансовой устойчивости страховщиков и выступает важным фактором обеспечения  бесперебойности процесса общественного  воспроизводства.

Инвестиционная  функция страхового рынка реализуется  через размещение временно свободных  средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т.д.

В соответствии с Законом РФ «Об  организации страхового дела в Российской Федерации» участниками страхового рынка являются:

  • страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели – это любые юридические или физические лица, которые страхуют какое-либо вероятное событие или случай, где имеется риск ущерба, потери прибыли и иного, на условиях договора);
  • страховые организации;
  • общества взаимного страхования – форма организации страхового фонда на основе централизации средств через паевое участие его членов;
  • страховые агенты – физическое или юридическое лицо, действующее от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными ему полномочиями;
  • страховые брокеры – юридическое или физическое лицо, которое должно зарегистрироваться в установленном порядке в качестве предпринимателя, осуществляющее посредническую деятельность по страхованию от своего имени на базе поручений страхователя или страховщика;
  • страховые актуарии – это граждане РФ, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора ( гражданско-правового договора со страховщиком) деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов;
  • федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности;
  • объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.

Субъектами  страхового дела являются страховые  организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые  актуарии. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением  деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации. Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в Единый государственный  реестр субъектов страхового дела в  порядке, установленном органом  страхового надзора.

Субъекты  страхового дела в целях координации  своей деятельности, представления  и защиты общих интересов своих  членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения. Сведения об объединении  субъектов страхового дела подлежат внесению в реестр объединений субъектов  страхового дела на основании представляемых в орган страхового надзора копий свидетельств о государственной регистрации таких объединений и их учредительных документов. Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга. Потребительская ее стоимость характеризуется обеспечением страховой защиты в форме страхового покрытия.

Региональный  страховой рынок объединяет страховые  организации отдельных регионов страны, связанных между собой  тесными интеграционными связями. В России крупнейшим региональным рынком является страховой рынок Центрального федерального округа

Государственный надзор за деятельностью субъектов  страхового дела (страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками  отношений, регулируемых Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

 

 

3.Государственный  надзор за страховой деятельностью  в России

 

Страхование представляет собой объективно обусловленный  вид экономической и социальной деятельности. В этом качестве оно  может существовать и функционировать  без всякого регулирования или  влияния со стороны государства, развиваясь под влиянием собственных  экономических законов, носящих  объективный характер.

Но  это было характерно для первого  этапа формирования страхования  в обществе, когда в основном действовали  социальные нормы. С появлением государства  и вместе с ним правовых норм возникает  необходимость регулирования этой важной сферы экономики со стороны  государства.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие  государства на участников страховых  обязательств, которое проводится по нескольким направлениям:

  1. прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
  2. законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;
  3. государственный надзор за страховой деятельностью;
  4. защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Прямое  участие государства в становлении  страховой системы защиты имущественных  интересов обусловливается:1)необходимостью предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; 2)определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций;3) предоставлением дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Государственный надзор за страховой деятельностью  осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Направлениями государственного регулирования страховой  деятельности являются:

  1. установление правосубъектности субъектов страховой деятельности;
  2. правовое регулирование страховых отношений;
  3. государственный надзор за осуществлением страховой деятельности;
  4. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;
  5. пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке страховых услуг;
  6. обеспечение исполнения предписаний норм страхового законодательства.

Методами  осуществления государственного регулирования  страховой деятельности выступают  те конкретные приемы и способы, посредством  которых государство осуществляет это регулирование (Рис. 2).

 

 

Рис. 2. Государственное регулирование  страхового рынка 

 

Государственный надзор за страховой деятельностью  осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Государственный надзор за страховой деятельностью  на территории Российской Федерации  осуществляется Федеральной службой  страхового надзора. Государственное  регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и осуществлять контроль за страховым сектором экономики.

В соответствии с законодательством  основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью являются:

  1. выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
  2. ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
  3. контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
  4. установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности.

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  на страховом рынке обеспечивается Министерством по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур в соответствии с антимонопольным  законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью в России