Фонд социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.
Целью данной работы является рассмотрение сущности, экономического содержания и функций внебюджетного фонда социального страхования.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ 6
1.1 Формирование, структура и управление фонда социального страхования РФ 6
1.2 Задачи Фонда социального страхования РФ 8
1.3 Функции Фонда социального страхования Российской Федерации 8
1.4 Средства Фонда 9
2. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации 13
2.1 Анализ изменения структуры доходов фонда социального страхования РФ 13
2.2 Анализ изменения структуры расходов фонда социального страхования РФ 17
2.3 Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ 19
3. Проблемы и пути совершенствования Фонда социального страхования РФ 244
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложения 33

Файлы: 1 файл

Курсовая Гусейнова.docx

— 330.35 Кб (Скачать файл)

3. Проблемы и пути совершенствования Фонда социального страхования РФ

В условиях рыночных преобразований особое место  занимают проблемы социального обеспечения  граждан. Социальное обеспечение связано  с защитой со стороны общества в лице государства от рисков потери трудоспособности и безработицы, потери кормильца. Социальное страхование  выступает одним из методов такой  защиты. Реформирование в области  социального обеспечения, и социального  страхования в том числе, должно быть направлено на повышение социальной защищенности населения от возрастающих в условиях рынка рисков. С другой стороны, следует учитывать, что  данная цель не должна противоречить  стимулированию деловой активности и стабильности государственных  финансов.

В настоящее  время Россия находится в стадии выхода из кризиса. В соответствии с этим, существует ряд трудностей с уплатой налогов и взносов. И в этой связи есть проблема: как сбалансировать доходы и расходы системы внебюджетных социальных фондов?

Когда Департамента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации начинал подготовку предложений по реформированию социального страхования, в том числе и вопросов сбалансированности бюджетов государственных социальных фондов, было принято решение, что их несбалансированность и наличие дефицита с кризисом никак не связаны. Вызваны они другими причинами.

Дефицит бюджета Фонда социального страхования  носит системный характер, который  сразу проявился, как только начали отказываться от прямого ограничения размеров пособий. Его причина — в существовании специальных налоговых режимов, установленных в свое время в целях поддержки ряда страхователей, в том числе сельхозтоваропроизводителей, представителей малого бизнеса. Суть этих режимов в том, что страхователь осуществляет платежи в ФСС не от фонда оплаты труда, а в форме составной части специального налога — единого сельхозналога, единого налога на вмененный доход и т.п.

Выплаты из ФСС застрахованные из этих организаций  получают в полном объеме в соответствии с нормами российского законодательства. Хотя обеспечены эти выплаты платежами  самих организаций менее чем на 50%. Следует отметить, что когда вводились нормы о льготном обложении этих категорий плательщиков, предполагалось, что речь будет идти о 3-5 млн человек, занятых на малых предприятиях. Но сейчас в подобных организациях, зачастую созданных вычленением отдельных участков крупных предприятий, занято гораздо больше — 13 млн человек, и каждый год прибавляется практически по миллиону. При этом число рабочих мест в стране не увеличилось — по-прежнему в экономике занято около 62 млн работников среднесписочного состава. Поэтому чем дольше эта ситуация сохранялась бы, тем дольше сохранялся бы и рос дисбаланс бюджета Фонда социального страхования.

С принятием  нового законодательства о страховых  взносах законодатель уравнял организации, ранее использовавшие специальные  налоговые режимы, со всеми остальными плательщиками и ввел переходный период для реализации этой нормы. Уже  с 2011 года, когда норма начала вводиться в действие, ситуация с поступлением доходов в бюджет ФСС начала улучшаться. А к 2015 году, когда норма будет применяться в полном объеме, проблемы несбалансированности его бюджета в этой части уже не будет.

Одно  из важных направлений социального  страхования, как известно, — страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По этому виду социального страхования  доходов для выполнения обязательств государства в принципе достаточно. Стоит что-то менять в системе тарификации?

Формально оснований для беспокойства по поводу этого вида социального страхования  вроде бы нет — ведь бюджет здесь  сбалансирован и исполняется  даже с некоторым профицитом. Однако на деле без модернизации тарифной политики, изменения целей и задач социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не обойтись.

Перемены  здесь нужны, и главное в них  — переориентация тарифной политики на позитивные задачи. Сегодня целью  этого вида страхования по-прежнему остается обеспечение страховых  выплат в возмещение вреда по факту  возникших случаев причинения вреда  жизни и здоровью работника. Такая  цель ставилась при передаче этих выплат от предприятий фонду. А в  перспективе целью страховщика  должны также являться профилактика и предотвращение возникновения  страховых случаев, особенно если речь идет о профессиональных заболеваниях, а также реабилитация пострадавших, имея в виду их возвращение к трудовой деятельности и активной жизни.

Должны  измениться и классификация рисков, принципы их оценки. Сегодня оценка производится по двум показателям —  объему выплат по имеющимся страховым  случаям и размерам фонда оплаты труда по виду экономической деятельности. Чем больше фонд оплаты труда, тем ниже «риски», чем меньше, — тем выше. По этим же принципам производятся классификация рисков и установление страховых тарифов. Но фонд оплаты труда на деле никак не связан с условиями труда и их влиянием на жизнь и здоровье работника.

Иными словами, целью модернизации тарифной политики в этой сфере социального страхования  должны стать ее конкретизация и  адресность.

Принципы  тарификации в этом виде страхования следует пересмотреть — вплоть до того, чтобы устанавливать свои тарифы для каждого конкретного предприятия, с учетом того, какие вредные условия производства имеются на нем и что делается для того, чтобы эти условия не наносили непоправимый вред здоровью работников. Тем самым это побуждает работодателя к модернизации технологии, снижению вредности производства. При невозможности таких решений — к своевременному выводу работников с вредных производств.

Недостатки  существуют также и в Законе о  Бюджете Фонда социального страхования, в частности Законом не предусмотрены бюджетные ассигнования на:

    • детский оздоровительный отдых и на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам для долечивания в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения;
    • расходы по проведению углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
    • осуществление мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных и ассигнования для проведения научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда.

Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на проект Федерального Закона "О Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации" предлагает обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения в ближайшей перспективе следующих вопросов:

1. Рекомендовать Минздравсоцразвития России как координатору деятельности государственных внебюджетных фондов разработать методику прогнозирования объемов поступлений в Фонд страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

2. В целях более обоснованного подхода к формированию показателей по объему поступлений страховых взносов на очередной финансовый год рекомендовать Фонду как главному администратору поступлений страховых взносов на основе представляемых страхователями расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам разработать форму отчетности о базе для начислений по страховым взносам, включающей, в том числе, информацию по распределению начисленной облагаемой базы по категориям плательщиков, а также объему выплат, не облагаемых страховыми взносами.

В целях  совершенствования процесса управления средствами бюджета Фонда социального  страхования РФ предполагается целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений  в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые позволят Фонду  финансировать расходы на разработку и обеспечение реализации системы  мероприятий по снижению профессионального  риска застрахованного по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых  тарифов за счет средств обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Также в  целях реализации положений статьи 8 Федерального закона «Об основах  обязательного социального страхования», предусматривающей страховое обеспечение  по виду обязательного социального  страхования «Оплата путевок  на санаторно-курортное лечение  и оздоровление работников и членов их семей», следует найти возможность  осуществления финансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принять  в целях законодательного обеспечения  прав граждан в области санаторно-курортного лечения соответствующий федеральный  закон.

Немаловажным  аспектом совершенствования управления средствами бюджета Фонда являются возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности.

Кроме того, необходимо принять меры по разработке федерального закона, определяющего  статус Фонда с учетом современного состояния системы социального  страхования и перспектив ее развития. Именно потому, что, как уже сказано  было ранее, отсутствие полноценной  законодательной базы негативно  сказывается на функционировании системы  государственного социального страхования  в целом.

 

Заключение

Расширение  деятельности государства привело  к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых  сохранили свою самостоятельность  даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении  различных фондов. Среди них ведущую  роль заняли государственные внебюджетные фонды.

Обязательное  социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию последствий изменения  материального и (или) социального  положения работающих граждан, а  в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, иных категорий  граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или  профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления  старости, необходимости получения  медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных  законодательством Российской Федерации  социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Фонд  социального страхования создан для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.

Основными задачами Фонда социального страхования являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий;
  • участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников;
  • подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

В отличие  от бюджетной системы государственные  внебюджетные фонды социального  назначения префицитны, т.е. доходы превышают расходы.

Доходная часть внебюджетных фондов социального назначения формируется  главным образом за счет социальных отчислений.

Совершенствование системы социального страхования  является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть  у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых  нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться  на то, что сложившаяся система  внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении  государственного социального страхования.

 

Список использованной литературы

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция)
  2. «Федеральный Закон о Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 28.11.2009 г. № 292-ФЗ
  3. «Федеральный Закон о Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2010 годов» от 08.12.2010 г. № 334-ФЗ
  4. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
  5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101 «Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации
  8. Заключение Счетной палаты Российской Федерации от 9 октября 2009 г. N ЗАМ-33/14 на проект Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
  9. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2006.
  10. Бюджет и бюджетная система / Мст.П.Афанасьев, А.А.Беленчук, И.В.Кривогов. – Юрайт, 2013
  11. Социальное страхование: время модернизации / В.Иванов «Вестник государственного социального страхования» №6/10
  12. www.fss.ru – Официальный сайт фонда социального страхования РФ.
  13. www.consultant.ru – Консультант.
  14. www.info.minfin.ru/fss - Сайт министерства финансов РФ.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ