Авиационное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Авиационное страхование - страхование на случай риска аварии, повреждения или гибели воздушного судна;
- страхование авиагрузов;
- страхование ответственности за жизнь и здоровье пассажиров на время воздушного перелета, а также багажа на случай его потери или повреждения;
- страхование ответственности владельцев аэропортов;
- страхование потери прибыли вследствие невозможности эксплуатировать авиационное средство транспорта в результате аварии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………….3
1 Страхование авиационного транспорта……………………………………..4
2 Развитие авиационного страхования в 2009 году…………………………15
Заключение …………………………………………………………………….20
Список использованных источников и литературы…………………………21

Файлы: 1 файл

Авиационное страхование.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Страховая сумма (лимит ответственности) при страховании ответственности аэропорта, зависит от типов воздушных судов, принимаемых аэропортом, и выбирается исходя из возможного ущерба при катастрофе полностью загруженного воздушного судна имеющего наибольшую стоимость.

Тарифы по страхованию ответственности служб аэропорта изменяются в весьма широком диапазоне, в зависимости от видов рисков и конкретной реальной деятельности данных служб.

При страховании аэропортов, расположенных в горной местности, и страховании дополнительных рисков вводится поправочных коэффициент - К = от 1,2 до 3.

Страхование гражданской ответственности владельца ВС перед третьими лицами избавит авиапредприятие от возникшей по закону обязанности возмещения ущерба причиненного третьим лицам в результате летного происшествия. Часть страховых взносов клиентов компания использует для создания резерва предупредительных мероприятий направленных на финансирование программ, связанных с безопасностью полетов. Тариф по данному виду страхования составляет от 0,12 до 0,3% от страховой суммы при полетах над территорией России и стран СНГ. При выполнении международных полетов величина тарифа зависит от законодательства стран над территорией которых осуществляются полеты.

Страхование жизни и здоровья членов экипажа ВС, производственного и обслуживающего персонала позволит возместить ущерб причиненный им во время исполнения служебных обязанностей. Тариф по данному виду страхования составляет до 0,7%.

Страхование ответственности перевозчика перед пассажирами за вред причиненный их жизни и здоровью, а также за вред причиненный их багажу и вещам позволит авиапредприятию возместить убытки возникшие в результате летного происшествия или других неблагоприятных обстоятельств возникших по независящим от него (предприятия) причинам. Тариф по этому виду страхования составляет до 0,5% от страховой суммы при полетах над территорией России. При выполнении международных полетов величина тарифа определяется законодательством соответствующего иностранного государства или международными договорами Российской Федерации.

Страхование ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем позволит произвести возмещение убытков понесенных авиапредприятием в результате утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза. Тариф по данному виду страхования составляет до 0,4%.

Страхование ответственности эксплуатанта при выполнении авиационных работ позволит возместить ущерб, который может быть причинен им при выполнении авиационных работ. Тариф по данному виду страхования определяется в каждом конкретном случае в зависимости от вида авиационных работ.

Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты позволит авиапредприятию возместить убытки, связанные с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии при эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". К опасным производственным объектам относятся топливохранилища, подъемные устройства, котлы и др. объекты.

Страхование ответственности

По договору добровольного страхования ответственности авиапредприятие может застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в процессе выполнения работ и оказания услуг. Объектом страхования в этом случае являются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы авиапредприятия, связанные с их обязанностью в порядке, установленном Гражданским законодательством РФ, возместить убытки, причиненные третьим лицам в процессе выполнения работ, оказания услуг. Тариф по этому виду страхования составляет 0,2-3% от страховой суммы и зависит от конкретных условий страхования.

Страхование работников авиапредприятия:

  • страхование работников от несчастных случаев;
  • добровольное медицинское страхование;
  • страхование имущества работников;
  • страхование работников выезжающих за рубеж.

 

 

2 Развитие авиационного страхования в 2009 году

 

Совокупная премия на рынке авиационного страхования (каско воздушных судов + ответственность авиаперевозчика + некоторые другие виды страхования ответственности, вытекающей из правоотношений в авиационной отрасли) в России по итогам 2008 года составила приблизительно 4,6 млрд. и снизилась по сравнению с 2007 г. на 11,6%.

Участники рынка на протяжении нескольких лет предрекали падение сборов, но связывали этот процесс не с экономическим кризисом, а с падением тарифных ставок по страхованию. Однако что-то все время мешало сбыться данным прогнозам, например, рост количества лизинговых сделок по самолетам иностранного производства, доступность кредитных ресурсов для авиакомпаний и предприятий наземного сервиса, увеличение лимитов ответственности по страхованию ответственности авиаперевозчиков и т.д. Вполне вероятно, что тарифные ставки действительно падали, т.к. рынок авиационного страхования является привлекательным для страховщиков и конкуренция на нем довольно острая. Но при этом и сам рынок расширялся, увеличивалось количество объектов страхования.

Объем рынка авиастрахования в России

Рис.1 - Авиационное страхование в 2005-2008 году




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
           К концу 2008 г ситуация стала меняться. По данным Транспортной клиринговой палаты, объем гражданских авиаперевозок в 4 квартале 2008 г сократился на 4% по сравнению с аналогичным периодом. При этом снижение количества пассажиров в наибольшей степени затронуло внутренние перевозки.

Авиакомпании занялись оптимизацией издержек, что не замедлило сказаться и на объеме страховых платежей:

  • постепенное выведение из эксплуатации старой и неэкономичной отечественной техники и отсутствие (из-за шаткого финансового положения большинства отечественных авиаперевозчиков) замещающих самолетов иностранного производства проявилось в уменьшении страхуемых объектов по каско;
  • в результате сокращения интенсивности использования воздушных судов и реорганизации авиамаршрутов из-за уменьшения пассажиропотока уменьшились тарифы по страхованию ответственности авиаперевозчиков;
  • банкротство ряда авиаперевозчиков, сокращение и консолидация операторов рынка авиационных перевозок также повлияли на уменьшение объема премии как по направлению страхования каско, так и по страхованию ответственности.

Влияние вышеуказанных факторов на рынок страхования авиационных рисков прослеживается и в показателях страховщиков – лидеров по объему премии: сокращение премии на рынке вызвано, в первую очередь, снижением объемов сборов у Ингосстраха (-35,2%), Военно-страховой компании (-62%) и СК "Лексгарант" (-22,8%). Именно клиенты данных страховщиков, — авиакомпании "S7", "Трансаэро", авиаперевозчики, входящие в AirUnion, региональные авиаперевозчики, а также военные авиаперевозчики и зарубежные миссии (например, выполняемые по линии ООН), во втором полугодии 2008 г начали испытывать существенные проблемы с финансированием деятельности.

В текущем году, несмотря на падение цен на авиационный керосин, ситуация не изменится к лучшему. Сокращение топливных издержек, возможно, позволит авиакомпаниям создать определенную финансовую подушку, но рынок авиационного страхования продолжит "планирование" на минимальном уровне, отражая лишь минимальные страховые потребности клиентов. Положительную динамику рынка, увеличение числа договоров страхования мы сможем увидеть лишь при росте спроса на услуги авиаперевозчиков, что, в свою очередь, произойдет лишь при улучшении экономической ситуации в стране.

 По итогам 1 полугодия 2009 г объём  премии на рынке авиационного  страхования России, включая каско  воздушных судов и ответственность  владельцев средств воздушного  транспорта, составил 3,6 млрд руб.

 

Рис.1 -  Структура рынка авиационного страхования

По сравнению с 1 полугодием 2008 г прирост премии превысил 60% (оценка объёмов рынка 1 полугодием 2008 г производилась на основании данных рейтингового агентства "Эксперт" и Всероссийского союза страховщиков). При этом если раньше в структуре рынка риски "каско" и "ответственность" занимали приблизительно равные доли, то в настоящий момент на долю рисков "каско" пришлось почти 62% премии.

Среди факторов, повлиявших на падение рынка авиационного страхования в 2008 г., можно назвать: постепенное выведение из эксплуатации старой и неэкономичной отечественной техники, а также банкротство ряда авиаперевозчиков, сокращение и консолидация операторов рынка авиаперевозок.

Как ни странно, но именно эти факторы повлияли на рост рынка страхования авиакаско в 1 полугодии 2009 г:

  • парк эксплуатируемых советских самолетов активно списывается (например, в настоящий момент авиакомпаниями России эксплуатируется всего 17 ИЛ-86 и менее 160 ТУ-154 различных модификаций), но, несмотря на кризис, растет число лизинговых сделок по приобретаемым самолетам иностранного производства, что, в свою очередь, ведет к увеличению страховых сумм;
  • с начала года свою деятельность прекратили 14 российских авиакомпаний. На наш взгляд, количественное сокращение авиакомпаний и консолидация рынка в сложных экономических условиях привели к тому, что в отношении устаревших и изношенных воздушных судов договоры страхования прекратились, а эксплуатируемые суда были дострахованы до реальных страховых сумм. Как неоднократно отмечалось ранее экспертами, существенной проблемой в авиационном страховании было недострахование, происходившее из-за нежелания авиаперевозчиков страховать воздушные суда до действительной страховой стоимости: страховое покрытие по каско сужалось, страховые премии снижались.

В отношении рынка страхования ответственности воздушных перевозчиков действовали противоположные силы: с одной стороны, сокращение интенсивности использования воздушных судов и реорганизации авиамаршрутов из-за уменьшения пассажиропотока и ограничений "по шуму" не позволили совокупной премии на рынке вырасти. С другой стороны, обновление воздушного парка требовало приобретения страхового покрытия по ответственности перед пассажирами и третьими лицами в соответствии с Воздушным кодексом и международными конвенциями. Как следствие, незначительное увеличение объёмов премии по страхованию ответственности воздушных перевозчиков по сравнению с 1 полугодием 2008 г.

Таблица 1 - ТОП-10 по авиационному страхованию в 1 полугодии 2009 г.  

Наименование

Премия всего, тыс руб

Премия авиакаско, тыс руб

Премия ответственность, тыс руб

Прирост премии к 1 пг 2008

Всего, рынок

3 619 549

2 237 193

1 382 356

60%

СОГАЗ

830 478

540 130

290 348

263,7%

АВИКОС-АФЕС (консолидация в целях сравнения)

417 229

160 043

257 186

45,4%

ИНГОССТРАХ (включая Чрезвычайную СК)

409 886

235 049

174 837

20,4%

РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

254 941

233 754

21 187

23,7%

ТИТ

216 036

115 611

100 425

н/д

ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

213 774

84 567

129 207

81,1%

КАПИТАЛ СТРАХОВАНИЕ

173 161

165 637

7 524

34,4%

СУРГУТНЕФТЕГАЗ

139 550

84 818

54 732

169,2%

СПАССКИЕ ВОРОТА

118 636

70 849

47 787

192,9%

НИК

112 148

67 275

44 873

н/д

Информация о работе Авиационное страхование