Анализ современного состояния ОСАГО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ любой договор считается заключенным с момента согласования сторонами его существенных условий. Особенностью договора ОСАГО (см. прил. 2) является определение всех его существенных условий в Федеральном законе от 25.04.2002 г. № 40ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО). В силу ст. 942 ГК РФ для любых договоров имущественного страхования, к которым относятся и договоры страхования ответственности, существенными являются условия об объекте страхования, страховом риске, страховой сумме и сроке действия. Объектом страхования в данном случае являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности вследствие причинения вреда другим лицам в ходе эксплуатации транспорта.

Содержание работы

1. Теоретические основы организации ОСАГО…………………………...3
1.1 Экономическое содержание и небходимость ОСАГО………………..3
1.2 Правовые основы организации ОСАГО………………………………..9
1.3 Порядок заключения и исполнения договора страхования ОСАГО..14
2. Анализ современного состояния ОСАГО……………………………...21
2.1 Оценка ОСАГО на отечественном страховом рынке……………….21
2.2 Анализ рынка ОСАГО в оренбургской области……………………...26
2.3 Проблемы развития рынка ОСАГО в России………………………...28
3. Направление развития ОСАГО в России………………………………31
Заклюение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников……………………………………..42
Приложение А………………………………………………………………44
Приложение Б………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсач страховое.docx

— 136.54 Кб (Скачать файл)

Важный нюанс

Суд может освободить владельца транспортного средства от обязанности возмещать причиненный вред, если тот сумеет доказать, что источник повышенной опасности выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Под владельцем в данном случае понимается, в т. ч. и юридическое лицо, которое владеет транспортным средством на праве оперативного управления. 

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ). При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50% заработной платы. 

Налогообложение страхового возмещения

Суммы страхового возмещения относятся к внереализационным доходам, которые учитываются при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 250 НК РФ). При методе начисления сумма страхового возмещения будет признаваться доходом на дату признания страховщиком размера причиненного ущерба. 

Документом, который подтверждает факт признания, может быть, например, соответствующее уведомление от страховой компании.  
Доход в этом случае признается на дату, указанную в уведомлении.  
Однако форма уведомления ни одним нормативным актом не утверждена. И обязанность страховой компании подтверждать свой долг перед учреждением Правилами № 263 не установлена. Поэтому на практике доходы, как правило, признаются лишь при выплате страхового возмещения.  
Затраты на ремонт рассматриваются в налоговом учете как прочие расходы (п. 1 ст. 260 НК РФ). Возможны ситуации, когда денежных средств, выплаченных страховой компанией, недостаточно для оплаты ремонта автомобиля. 

В этом случае учреждение вынуждено самостоятельно доплачивать организации, проводящей ремонт. Потраченные учреждением суммы в полном объеме учитываются в составе расходов на ремонт основных средств (п. 1 ст. 260 НК РФ). 

Дополнительные средства, потраченные учреждением на ремонт, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (письмо Минфина России от 31.03.2009 № 03-03-06/2/70). Правомерность данной позиции подтверждается и арбитражной практикой. Например, постановлениями ФАС Московского округа от 14.05.2010 № КА-А40/ 4457-10 по делу № А40-11861/09-107-921, ФАС Уральского округа от 07.07.2008 № Ф09-4771/08-С3.  
НДС

Согласно подп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ оказание услуг по страхованию НДС не облагается. Кроме того, в соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является реализация продукции (работ, услуг). Выплата страхового возмещения таковой не признается. Соответственно полученное государственным (муниципальным) учреждением страховое возмещение в базу по НДС включать не нужно. Правомерность данного подхода подтверждается письмом ФНС России от 29.12.2006 № 14-2-05/2354@.  
Автосервис, ремонтирующий автомобиль компании, должен выставить на сумму выполненных работ счет-фактуру, в котором, как правило, выделена сумма НДС. В устных разъяснениях сотрудники налоговых инспекций нередко отказывают в принятии налога к вычету на основании таких счетов-фактур. Их логика такова: поскольку суммы страхового возмещения в налоговую базу по НДС не включаются, то и налог с таких расходов принять к вычету нельзя. 

Минфин России в письме от 29.07.2010 № 03-07-11/321 с таким обоснованием не согласился. По мнению финансового ведомства, суммы НДС принимаются к вычету на основании полученных счетов-фактур независимо от того, что их стоимость компенсируется страховой организацией. Вычет применяется при соблюдении следующих условий: 

  1. автомобиль используется в деятельности, облагаемой НДС;
  1. результаты работ приняты учреждением к учету;

  1. от автосервиса получен счет-фактура с выделенной суммой НДС.

 

    1. Порядок заключения и исполнения договора страхования ОСАГО

 

Исходя из общих положений ст. 940 ГК РФ, договор об обязательном страховании заключается только в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Письменная форма договора страхования считается соблюденной, если письменное предложение страховщика страхователю заключить договор (оферта) принято в форме акцепта. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (ст. 434, 438 ГК РФ). Согласно ч. 3 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (ч. 3 ст. 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. Обязательное страхование осуществляется посредством выдачи страхователю на основании его заявления страхового полиса.

Законом об изменении ОСАГО от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ уточнен порядок заключения договора обязательного страхования. 
Порядок и условия, на которых заключается договор обязательного страхования, определяются в первую очередь Законом об ОСАГО, а также Правилами ОСАГО. Кроме того, основы заключения договора обязательного страхования, как и любого страхового договора, определяются ГК РФ и Законом о страховании.

С принятием указанных изменений в Законе об ОСАГО был закреплен перечень документов, необходимый для заключения договора обязательного страхования, ранее предусматриваемый лишь в Правилах ОСАГО. В соответствии с установленным порядком страхователь должен представить страховщику следующие оригиналы документов (или по согласию со страховщиком - копии документов):

1. Заявление о заключении  договора обязательного страхования  по форме, утверждаемой федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере страховой  деятельности (п. 15 Правил ОСАГО). Данная форма утверждена Приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2009 N 67н "Об установлении формы заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования" (зарег. в Минюсте России от 28.07.2009 N 14427) (с изм. от 02.08.2011).

До момента вступления в силу Изменений, внесенных в Правила ОСАГО Постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 N 653 (Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 N 653 "О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"), вступивших в силу 24 августа 2009 г., принятых в развитие новой редакции п. 11 ст. 15 Закона об ОСАГО, форма заявления утверждалась Правительством РФ и устанавливалась в приложении N 1 к Правилам ОСАГО. Однако со сменой органа, уполномоченного на утверждение формы заявления на заключение договора, сама форма изменений не претерпела.

В заявлении должны быть указаны все необходимые сведения относительно объекта страхования: полные сведения о страхователе и транспортном средстве, в том числе цели его использования, о фактах заключения предыдущих договоров и фактах осуществления предыдущих страховых выплат, о водителях - лицах, допущенных к управлению транспортным средством, о расчете страховой премии. Заполнение страхователем заявления на страхование следует признать его офертой страховщику. Поэтому заявление о заключении договора является важной частью договора обязательного страхования, а содержащиеся в нем условия индивидуализируют содержание договора об обязательном страховании и важны для определения объемов регламентации взаимоотношений сторон.

2. Документы, подтверждающие  правосубъектность страхователя:

  1. паспорт или иной удостоверяющий личность документ, если страхователем является физическое лицо;
  1. свидетельство о государственной регистрации юридического лица - о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, если страхователем является юридическое лицо.

Данные документы необходимы также для определения коэффициента страховых тарифов, определяемого в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, принадлежащего гражданину. Коэффициент устанавливается в зависимости от места жительства гражданина, а в отношении транспортных средств, принадлежащих организации, - по месту регистрации транспортного средства.

3. Документ о регистрации  транспортного средства, выданный  органом, осуществляющим регистрацию  транспортного средств (паспорт  транспортного средства, свидетельство  о регистрации транспортного  средства, технический паспорт или  технический талон либо аналогичные  документы).

В связи с тем что в Законе об ОСАГО содержится указание на то, что представляется документ о регистрации транспортного средства, а не документы, то достаточно представить не все, а один из документов о регистрации транспортного средства. Данный документ подтверждает факт наличия транспортного средства и важен при расчете размера страховой премии и определения базового страхового тарифа и страховых коэффициентов.

4. Документы, подтверждающие  правомочие лиц управления транспортным  средством данной категории, - водительское  удостоверение страхователя и (или) копии водительских удостоверений  лиц, допущенных к управлению  транспортным средством. (Последнее - в том случае, если договор  обязательного страхования заключается  при условии, что к управлению  транспортным средством допущены  только определенные лица.)

В том случае, когда договор обязательного страхования заключается владельцем транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве, страховщику должны быть представлены паспорт или иной документ, удостоверяющий личность страхователя, документ о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение лица, которое будет управлять транспортным средством.

Указанные документы необходимы для заполнения графы полиса о водителях - лицах, допущенных к управлению транспортным средством, и правильного расчета страховой премии с учетом применяемых коэффициентов страховых тарифов в зависимости от ограничения числа лиц, допущенных к управлению, а также возраста и стажа водителей.

Из перечня документов, представляемых при заключении первоначального договора обязательного страхования, Законом об изменении ОСАГО от 1 декабря 2007 г. исключен документ, содержащий сведения о предыдущем страховании, в частности информацию о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных и предстоящих страховых выплатах, рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших, страховых выплатах в период действия прежнего договора обязательного страхования.

Эти сведения предоставляются страховщиком страхователю при прекращении договора обязательного страхования.

Впоследствии эти сведения предоставляются владельцем транспортного средства - страхователем страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

На практике даже в том случае, когда страхователь меняет страховую компанию и заключает новый договор страхования на следующий период и подтверждает, что в предыдущем периоде выплат по его вине не было, новый страховщик нередко сам запрашивает от прежнего страховщика соответствующую информацию, избавляя страхователя от необходимости похода в прежнюю компанию, а равно преследуя цель перепроверить предоставленную информацию.

5. В связи с вступлением  в силу Закона о техническом  осмотре с 1 января 2012 г. к указанным  документам добавился также документ  о техническом осмотре.

Отметим, что в период с 1 января 2012 г. по 30 июля 2012 г. к таким документам относился талон технического осмотра, или талон о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев).

Информация о работе Анализ современного состояния ОСАГО