Защита коммерческой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:29, реферат

Описание работы

По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность.
В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 38.43 Кб (Скачать файл)

Введение

По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность.

В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности, в целях их уяснения, можно условно сгруппировать по направлениям :

a)предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель)

b)правовая  информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур)

c)специально-оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).

 

 

Сущность и значение коммерческой информации

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

Информация, используемая в предпринимательской деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить на два вида: промышленная и коммерческая

 К промышленной относится: информация о технологии и способе производства, технических открытиях и изобретениях, “ноу-хау”, конструкторская документация, программное обеспечение и т.п. Коммерческая информация – о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и пр.

Вся эта информация представляет различную ценность для самого предпринимателя и, соответственно, ее разглашение может привести (либо не привести) к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести.

Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

a) информация  для открытого пользования любым  потребителем в любой форме;

b) информация  ограниченного доступа – только  для органов, имеющих соответствующие  законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);

c) информация  только для работников (либо руководителей) фирмы.

Информация относящаяся ко второй и третьей группам является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении.

Конфиденциальная информация – это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Часть этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

Коммерческая тайна предприятия - это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Такова общая характеристика категории «коммерческая тайна» предприятия, определенная законодательно .

 

При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.

Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях.

Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ст.139, п.1 информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки :

a) их открытое  использование связано с ущербом для предприятия

b) они не  являются общеизвестными или  общедоступными на законных основаниях 

c) предприятие  сможет осуществить надлежащие  меры по сохранению их конфиденциальности  по соображениям экономической  и иной выгоды 

d) эти сведения  нуждаются в защите, так как  они не являются государственными  секретами и не защищены авторским и патентным правом

e) сокрытие  этих сведений не наносит ущерба  обществу.

Анализ законодательных актов промышленно развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

a)о нерациональном природопользовании  
b)о сверхнормативном загрязнении окружающей среды

c)о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей

d) о нарушении  специального законодательства, регулирующего  деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции  и защите прав потребителя)

e) о занятии  деятельностью, не предусмотренной  уставом данного предприятия  или запрещенной законами данной  страны 

f) о злоупотреблении  и недобросовестности руководителей  и работников фирмы

g) о фактах  проявления недобросовестной конкуренции 

h) о возможностях  и реальных случаях, уклонения  от правильной уплаты налогов 

i) о причинах  и фактах невыполнения договоров  и др.

Гражданским кодексом Российской Федерации [1, ст. 139, п. 1] установлено, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами». В настоящее время в Российской Федерации действует постановление

Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

В нашей стране, по оценкам специалистов, неоправданная секретность приносит народному хозяйству большой ущерб. Современное общество заинтересовано в раскрытии многих «тайн» производства в целях обмена информацией и ускорения научно-технического прогресса.

Следует иметь в виду, что при охране государственных секретов во многих случаях невозможно определить количественно стоимость защищаемой информации. Поэтому уровень затрат общества на защиту государственных секретов определяется необходимостью обеспечить максимально высокую степень защиты. Несколько иным должен быть подход к обоснованию размеров затрат предприятия на защиту своей информации. Практика показывает, что при охране коммерческой тайны возможные потери от утечки информации часто имеют конкретную стоимостную оценку. Поэтому и затраты на защиту такой информации должны быть экономически ограничены суммой возможных потерь.

При излишнем засекречивании коммерческой информации рост расходов на эти цели неадекватен снижению вероятности утечки наиболее ценных сведений.

Целесообразно охранять как коммерческую тайну только ту часть информации предприятия, которая обеспечивает возможность расширять рынок сбыта продукции, существенно улучшать ее качество, заключать особо выгодные сделки с партнерами.

Если государство при размещении госзаказа на промышленном объекте считает необходимым засекретить какую-либо информацию, то оно обязано за это платить предприятию. В подобной ситуации специальным договором определяется перечень сведений, сохраняемых в тайне, оговариваются расходы предприятия на обеспечение защиты и степень участия государства в этих расходах.

На практике довольно часто руководители и предприниматели не вполне четко, представляют себе, что входит в понятие «коммерческая тайна», как ее следует охранять и как результаты подобной работы могут влиять на экономическое положение предприятия.

По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений.

Право на тайну означает ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь предприятия и защиту его интересов при взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений. В отличие от государственных и военных секретов, коммерческая тайна является собственностью конкретного предприятия. Ее главное назначение - обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе.

В сегодняшних условиях рыночных конкурентных отношений утечка такой информации может негативно отразиться положении предприятия в борьбе за потребителя. Именно поэтому в настоящее время целесообразно юридически точно определить категорию и правовой статус коммерческой тайны, разработать механизм ответственности за ее разглашение. Интересы отдельных предприятий должны быть безусловно подчинены интересам страны.

Экономическая безопасность предприятий нарушается прежде всего, в том случае, когда его сотрудники подрабатывают по совместительству в других местах, используя при этом документацию (методики, чертежи, программы и другую созданную на основном предприятии, но юридически не закрепленную в его собственности. А ведь именно эта интеллектуальная продукция (знания и технология) нередко составляет наиболее ценный капитал предприятия. Любой субъект хозяйственных отношений, использующий данную информацию обязан при этом заключать с предприятием договор и отдавать ему часть прибыли, получаемой от использования достижений. Однако нынешняя экономическая и правовая проработка данного вопроса не позволяет предприятию – собственнику информации заявить и реализовать свои претензии.

Для решения этой проблемы целесообразно законодательно ограничить (а в отдельных случаях - полностью запретить) бесплатный доступ к опыту отдельных предприятий. В то же время необходимо регламентировать порядок купли-продажи приоритетных разработок с учетом их реальной рыночной стоимости. Предприниматели должны подготовиться к переходу внутреннего рынка на патентно-лицензионную систему охраны промышленной собственности.

На предприятиях целесообразно укрепить соответствующие подразделения патентно-лицензионных отделов, ввести необходимых специалистов в маркетинговые службы, организовать собственными усилиями эффективную систему защиты информации.

В перспективе на макро уровне необходимо разработать и принять специальный закон о коммерческой тайне. Именно при переходе к рыночным отношениям может стать надежным гарантом защиты интересов отдельных предприятий с страны в целом.

Специалисты научно-технических, производственных, экономических и других служб предприятия должны научиться правильно и конкретно (в стоимостной форме) оценивать предполагаемые и реальные потери фирмы вследствие утечки информации, относимой к категории коммерческой тайны.

В наиболее общем виде потери предприятия от несоблюдения условий конфиденциальности сводятся к тому, что:

a) снижаются  возможности продажи лицензий  на собственные научные разработки, теряется приоритет в освоенных  областях научно- технического прогресса, растут затраты на переориентации  деятельности исследовательских  подразделений 

b) появляются (или искусственно создаются конкурентами) трудности в закупках сырья, технологии, оборудования и других компонентов  нормальной производственной деятельности 

c) ограничивается  сотрудничество предприятия с  деловыми партнерами, снижается  вероятность заключения выгодных  контрактов, возникают проблемы  в выполнении договорных обязательств d) растут затраты предприятия  на создание новой рыночной  стратегии, изменение структуры  маркетинговых исследований и  др.

e) возникает  реальная угроза применения экономических  санкций к виновным в разглашении  коммерческой тайны.

Понятие коммерческой тайны

Коммерческая тайна - это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну это ограничение государственных возможностей командовать в экономике.

Информация о работе Защита коммерческой тайны