Виды рисков и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность-«риск» потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск-это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли.

Файлы: 1 файл

курсовая!!!.docx

— 113.99 Кб (Скачать файл)

На основании данных таблицы 10 видно, что рентабельность собственного капитала предприятия снизилась на 5,09% за счет снижения прибыли до налогообложения, а чистая рентабельность собственного капитала снизилась на 0,10%.

Рентабельность активов предприятия снизилась на 39,33% за анализируемый период, а чистая рентабельность активов снизилась на 36,77%.

Таким образом, анализ свидетельствует, что эффективность использования капитала предприятия за анализируемый период снизилась.

На основании проведенного в данной главе анализа можно сделать вывод, что выбранная агрессивная политика в управлении активами и пассивами предприятия приводит к снижению его финансовой устойчивости, низкому уровню ликвидности и платежеспособности, низкой эффективности использования финансовых ресурсов предприятия; и в конечном итоге отражается на снижении эффективности всей его финансово-хозяйственной деятельности и приводит к значительному росту риска, связанного с финансово-хозяйственной деятельностью данного предприятия.

 

 

 

 

 

3. Пути повышения эффективности механизма управления рисками

Процесс построения комплексной системы управления рисками АО НК «КТЖ» нужно начать с формирования приказом генерального директора рабочей группы в целях разработки следующих документов:

· политики предприятия в области управления рисками,

· карты рисков предприятия по основным бизнес-процессам,

· стандарта предприятия по управлению рисками, который должен включать единую терминологию при оценке и управлении рисками, перечень методологий качественной и количественной оценки рисков в соответствии с картой рисков, порядок установления лимитов по выявленным рискам, систему контроля показателей риска, регламенты взаимодействия подразделений при управлении рисками.

Состав рабочей группы формируется из ключевых специалистов подразделений по основным бизнес процессам, имеющих опыт и авторитет в компании и специалистов отдела управления рисками.

Основная цель работы рабочей группы — формирование эффективной непрерывно действующей системы выявления, оценки и управления рисками, интегрированной в систему управления предприятия, и позволяющей своевременно предупреждать потенциальные потери и выявлять дополнительные возможности при ведении бизнеса на основе формализованных процедур идентификации, оценки и управления.

Реализация задачи производится под руководством руководителя рабочей группы — заместителя генерального директора по стратегическому планированию и собственности. Заместителем руководителя и организатором оперативных совещаний выступал начальник отдела управления рисками.

Дополнительной задачей данного проекта также можно назвать дальнейшее продвижение культуры риск-менеджмента как единого комплекса мероприятий, доведение до каждого сотрудника основных принципов и процедур анализа рисков для более эффективной деятельности при принятии решений.

Первым этапом работ должна разработка единой Политики предприятия в области управления рисками. Этот документ в краткой, лаконичной форме должен отражать основные цели и принципы управления рисками. Основой его составления является согласовательный процесс сначала между членами рабочей группы, затем — с основными топ-менеджерами. Именно согласовательная форма разработки политики делает ее реально мнением и видением системы управления рисками всем менеджментом компании и позволяет решить в дальнейшем ряд задач по внедрению системы.

Первоначальный вариант Политики в области управления рисками должен быть составлен специалистами подразделения по управлению рисками, однако в процессе обсуждения и согласования он должен быть  дополнен и усовершенствован. В работе представлен проект утвержденного генеральным директором текст Политики в окончательном варианте, который должен быть доведен до сведения всех подразделений, помещен на внутреннем сайте компании и размещен в приемных и кабинетах руководителей всех структурных подразделений.

Политика в области управления рисками помимо вышеназванных целей также позволяет показать готовность менеджеров и собственников предприятия признавать наличие рисков и необходимость управления ими в деятельности компании перед третьими лицами (контрагентами, банкирами, инвесторами, рейтинговыми агентствами, государственными и общественными структурами) и повысить инвестиционную привлекательность компании за счет большей уверенности инвесторов в надежности и непрерывности работы компании.

Второй этап работы заключается в формировании единой терминологии по управлению рисками, выявлении всех рисков компании и составлении Карты рисков АО НК «КТЖ». Основной проблемой при постановке риск - менеджмента в компании является отсутствие единой терминологии рисков не только на уровне отдельной компании, но и в риск - менеджменте в целом как новой, динамично развивающейся части науки управления. Этот вопрос был решен путем составления членами рабочей группы перечня рисков, их единых определений в рамках компании и подробных факторов каждого риска. Такой перечень, содержащий виды и факторы рисков, стал основой для формирования анкет в целях проведения качественной оценки рисков. Анкетирование необходимо производить обязательно после подробного инструктажа всех привлеченных экспертов. На качество заполненных анкет может повлиять неправильно подобранный состав экспертов, отсутствие заинтересованности, форма предложенной анкеты. На АО НК «КТЖ» необходимо выбрать вариант подбора ряда экспертов по каждому бизнес процессу отдельно, формирование анкет и перечень видов и факторов риска формировались также отдельно по каждому бизнес-процессу. Это позволило в большей мере исключить возможность ошибок и неверных оценок рисков специалистами разных направлений других бизнес-процессов, которые не являются для них прозрачными.

Карта рисков отражает мнение менеджмента компании о рисках и их значимости и отражает первоочередные задачи по управлению ими. Карты рисков, составленные по отдельным бизнес-процессам, дают более детальную оценку рисков и способствуют принятию решений более оперативного уровня.

Третьим этапом формирования системы управления рисками является разработка основного нормативного документа (регламента, стандарта), регулирующего в компании процесс управления рисками с момента выявления до момента контроля, определения ответственных лиц в компании за процесс управления рисками, процедуры взаимодействия с подразделениями, участвующими в процессе на разных этапах управления рисками, а также процедуры учета и отчетности. Стандарт, разработанный специалистами подразделения по управления рисками, с использованием консультаций членов рабочей группы, также содержит набор типовых методов количественной и качественной оценки рисков и основные типовые решения по управлению рисками для использования в подразделениях компании. Система управления рисками в АО НК «КТЖ» в соответствии со Стандартом предприятия "Управление рисками" имеет следующую структуру .

Предлагаемая система управления рисками состоит из трех уровней:

1) первый уровень  – совет директоров, ответственных  за управление рисками;

2) второй уровень  – подразделения предприятия, осуществляющие  управления рисками;

3) третий уровень  – исполнители, осуществляют оперативный  контроль над факторами риска.

Все три уровня взаимосвязаны между собой посредством функциональных организационных связей, что обеспечивает взаимосвязь в принимаемых решениях на каждом из уровней управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Заключение

 

Подводя итоги проведенного исследования, следует отметить:

Данная работа была посвящена вопросу организации системы управления рисками на предприятии.

Риск определяется как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Основными элементами, составляющими сущность понятия «риск» являются:

1. Возможность отклонения от  предполагаемой цели, ради которой  осуществлялась выбранная альтернатива (отклонения как отрицательного, так и положительного свойства).

2. Вероятность достижения желаемого  результата.

3. Отсутствие уверенности в достижении  поставленной цели.

4. Возможность материальных, нравственных  и других потерь, связанных с  осуществлением выбранной в условиях  неопределенности альтернативы.

По причине возникновения риск выступает как следствие, он вызван неопределенностью будущего.

Процесс управления риском может быть разбит на шесть стадий: определения цели, выяснения риска, оценки риска, выбора методов управления риском, применения выбранного метода, оценки результатов. При этом оценка риска является важнейшей составляющей общей системы управления риском. Она представляет собой процесс определения количественным или качественным способом величины (степени) риска.

Можно выделить следующие способы оценки степени риска:

- оценка риска на основе финансового  анализа;

- оценка риска на основе целесообразности  затрат;

- оценка риска с помощью леммы  Маркова и неравенства Чебышева;

Анализ многочисленных определений риска позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, такие как:

- случайный характер события, который  определяет, какой из возможных  исходов реализуется на практике (наличие неопределенности);

- наличие альтернативных решений;

- известны или можно определить  вероятности исходов и ожидаемые  результаты;

- вероятность возникновения убытков;

- вероятность получения дополнительной  прибыли. Остановимся на следующем  определении риска, которое, наиболее  полно отражает понятие «риск».

Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Под классификацией рисков следует понимать их распределение на отдельные группы по определенным признакам для достижения определенных целей. Научно обоснованная классификация рисков позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. Каждому риску соответствует свой прием управления риском.

Квалификационная система рисков включает в себя категории, группы, виды, подвиды и разновидности рисков.

Анализ рисков можно подразделить на два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

Качественный анализ позволяет определить факторы и потенциальные области риска, выявить возможные его виды.

Количественный анализ - это определение конкретного размера денежного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансового риска в совокупности.

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

- диверсификация;

- лимитирование;

- самострахование;

- страхование;

- хеджирование и др.

Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Список использованной литературы

 

1.       Грабовой П. Г. . Риски в современном бизнесе. – М.: Аланс, 2004. -  240c.

2.       Абрютина М.С.,Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия :Учебно-практическое пособие.-3-е издание, переработанное и дополненное. -М.:Издательство «Дело и сервис», 2006.-272с.

3.       Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. – 2-е изд., перераб. и доп. –К.: Эльга, Ника-Центр, 2006.- 512с. – (серия «Библиотека финансового менеджера»; Вып. 3)

4.      Ван Хорн Дж. К Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 800 с.

5.       Выборова Е.Н. Диагностика финансовой устойчивости субъектов хозяйствования//Аудитор. – 2002. – №12. – с.37.

6.       Гранатуров В.М.Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. Учеб. пособие. - М.: Издательство "Дело и Сервис",2005.

7.       Замуруев А. Время определиться в терминах // Риск. – 1998. - №1. – с. 36.

8.  Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768с.

9.  Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2006. – 424 с.

10..  Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие – М.: Издательство: Финпресс, 2004 - 400 с.

11.  Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М.: ИНФРА – М, 2003. с.389

12.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 425с.

Информация о работе Виды рисков и управление