Види юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:04, дипломная работа

Описание работы

Перечень организационно-правовых форм, содержащийся Гражданском Кодексе, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что организации могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами. На сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность организаций, появилось множество организационно-правовых форм, как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения. Именно поэтому для того, чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации,
Цель работы – исследование института юридического лица и его организационно-правовых форм по российскому законодательству.

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

- обучение религии  и религиозное воспитание своих  последователей.

Религиозные объединения  могут создаваться в форме  религиозных групп и религиозных  организаций.

 

3.4 Фонды

 

Фонды – относительно новый вид юридических лиц, успевший широко распространиться в нашем имущественном обороте, и в связи с многозначностью термина «фонд» и наличием многообразных организаций, действующих под этим наименованием, ГК РФ определяет понятие фонда лишь для правового регулирования имущественного оборота, т.е. в качестве юридического лица.

Особенностью фонда  является то обстоятельство, что эта  организация не основана на членстве участников и последние не обязаны  участвовать в его деятельности, а поэтому лишены возможности  прямо участвовать в управлении ее делами. Данное юридическое лицо является собственником своего имущества, на которое у его учредителей (участников) отсутствуют какие-либо права (ст. 48 ГК РФ). Учредители фонда вынуждены доверять его руководящим органам в вопросе использования имущества, и в целях исключения возможных злоупотреблений введены два важных требования: во-первых, создание попечительского совета, контролирующего его деятельность и его должностных лиц (ст. 118 ГК РФ); во-вторых, фонд обязан публично вести свои имущественные дела (ст. 118 ГК РФ).

В отличие от других некоммерческих организаций, учредителями фонда могут  быть не только граждане, но и юридические  лица. При этом законодательство допускает  создание фондов только юридическими лицами, без участия граждан. Фонд как некоммерческая организация может быть создан одним лицом.

Фонд осуществляет свою деятельность на основании устава, в котором должны быть определены порядок формирования органов управления фондом и их компетенция, а также  иные сведения, предусмотренные законом (см. п. 4 ст. 118 ГК РФ). Законодательство устанавливает особый порядок изменения устава фонда. Устав фонда может быть изменен органами фонда только в том случае, если возможность его изменения предусмотрена уставом. В противном случае устав фонда может быть изменен только по решению суда, право обращения в который с подобными заявлениями принадлежит органам управления фондом или попечительскому совету.

Фонды позволяют аккумулировать крупные денежные средства, могут  заниматься предпринимательской деятельностью как самостоятельно, так и через создание хозяйственных обществ. Отказавшись от регулярных отчислений граждан и юридических лиц, фонды избегают обязательных ежегодных аудиторских проверок. Они могут не формировать уставный капитал и не иметь имущества.

Большая часть денежных средств, заработанных фондом, может  квалифицироваться как доход  от уставной, а не от предпринимательской  деятельности и, следовательно, не облагаться налогом на прибыль.

В целях контроля за деятельностью  фонда предусмотрен особый порядок изменения устава и ликвидации фонда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

 

3.5 Учреждение

 

Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждения представляют собой разнообразные виды некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты, основанных на государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, созданные и финансируемые юридическими или физическими лицами – собственниками.

Учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества, представляет собой остатки прежней экономической системы и не свойственно развитому товарному обороту. Опасность участия в гражданском обороте таких юридических лиц для третьих лиц смягчается правилом о дополнительной ответственности финансирующего их собственника по их долговым обязательствам.

С учетом этого закон  не определяет даже наименования учредительных  документов этих организаций: это может  быть как устав, так и общее  положение об организациях данного вида (ст. 52 ГК РФ), либо даже положение о конкретной организации, утвержденное ее собственником. С учетом многообразия видов учреждений ГК РФ допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами, так и подзаконными актами, которые могут определять статус государственных и муниципальных учреждений (ст. 120 ГК РФ).

В зависимости от собственника выделяют:

- государственные учреждения  – учредителями выступают различные государственные органы,

 - муниципальные учреждения – учредителями выступают различные муниципальные образования,

- частные учреждения – учредителями выступают физические или юридические лица.

Как правило, большая  часть учреждений является государственными или муниципальными, то есть их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования. 
Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации.  
Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие - на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые - в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Государственное или  муниципальное учреждение бывают: бюджетными, автономными и казёнными.

Правовое положение  учреждений определяется в статьях 120, 296 - 299 ГК, ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 11 Федерального закона "Об общественных объединениях", ст. 12 Закона "Об образовании" , ст. ст. 8, 9 Федерального закона от 22 августа 1996г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и др.

 

3.6 Ассоциации и союзы

 

Ассоциации или союзы  – объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя создаваться они могут как  коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Анализ ст. 121 ГК РФ говорит о том, что не допускается одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций.

В Российской Федерации деятельность ассоциаций регламентируется Гражданским Кодексом и законом «О некоммерческих организациях».

Ассоциации — объединения, основанные на членстве. Члены ассоциации, при этом, сохраняют свою юридическую самостоятельность, однако, несут субсидиарную ответственность по её обязательствам. Высшим органом управления Ассоциации является Общее собрание членов.

Ассоциации и союзы  как коммерческих, так и некоммерческих организаций создаются для целей координации их деятельности, а также представления и защиты общих интересов, причем исключительно на добровольной основе. Участники такого объединения сохраняют полную самостоятельность (п. 3 ст. 121 ГК РФ), сами определяют характер созданного ими объединения и управляют его деятельностью, поэтому одно и то же юридическое лицо может состоять одновременно в нескольких ассоциациях и союзах.

Ассоциация или союз, как некоммерческая организация, не вправе участвовать в предпринимательской  деятельности, но она может создать  хозяйственное общество либо участвовать в нем, а полученные доходы должны использоваться на нужды ассоциации (союза) и не могут распределяться между ее участниками. Если же участники ассоциации возлагают на нее ведение какой-либо предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, участниками которого становятся члены ассоциации (п. 1 ст. 121 ГК РФ).

Ассоциации (союзы) юридических  лиц не вправе заниматься самостоятельной  коммерческой деятельностью. Но нередко  они намеренно создаются для  координации коммерческой деятельности своих членов. Как показывает практика, ассоциации часто концентрируют в своих руках значительную рыночную власть. Поэтому большое внимание их деятельности уделяют антимонопольные органы. Не осуществляя коммерческой деятельности как таковой, они могут координировать деятельность своих членов и тем самым заниматься монополистической деятельностью.

Ассоциация предполагает два вида учредительных документов:

1) учредительный договор, подписанный входящими в ее состав членами

2) устав, утвержденный всеми входящими в нее членами. Для создания ассоциации (союза) необходимо наличие обоих документов.

Ликвидация ассоциации производится либо по решению общего собрания членов ассоциации, либо по решению судебных или иных уполномоченных на то органов. Руководство ассоциации или орган, принявший решение о ликвидации назначает ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

Источниками формирования имущества ассоциация в денежной и иных формах являются:

- регулярные и единовременные  поступления от учредителей (членов);

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- доходы, получаемые  от собственности Ассоциации; - другие, не запрещенные законом поступления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Юридическое лицо в российском гражданском праве – это признанная государством в качестве субъекта права  организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

В Гражданском кодексе РФ указана классификация, где в зависимости от характера деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие, имеющие основной целью извлечение прибыли, и некоммерческие организации, которые такой цели не предусматривают, но вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные  товарищества (полные товарищества, товарищества на вере) и общества (общества с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества) производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, а к некоммерческим – потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, фонды, учреждения, а также некоторые иные обладающие указанными признаками юридические лица, предусмотренные законом. В то же время некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью при одновременном наличии трех условий: она должна служить достижению целей, поставленных перед организацией, и по своему характеру соответствовать этим целям, а полученная прибыль не должна распределяться между ее участниками.

Закон закрепляет организационно-структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц данных организационно-правовых форм.

Таким образом, решая  вопрос о выборе формы деятельности в той или иной сфере (осуществлять её как гражданин – физическое лицо или же создать организацию – юридическое лицо, и какую организационно-правовую форму выбрать), необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще (в качестве субъектов гражданских прав и обязанностей), и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный Закон от 14.11.2002г. № 161-ФЗ (с изменениями от 3.12.2012г.) «О государственных и муниципальных образованиях».
  4. Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ (с изменениями от 02.01.2013г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
  5. Федеральный закон от 08.02.1998г. № 14-ФЗ (с изменениями от 29.12.2012г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  6. Федеральный закон от 26.12.1995г. № 208-ФЗ (с изменениями от 05.04.2013) «Об акционерных обществах».
  7. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 93-ФЗ (с изменениями от 29.12.2012г.) "О рынке ценных бумаг".
  8. Федеральный закон от 5.05.1999 г. № 46-ФЗ (с изменениями от 29.12.2012г.) "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
  9. Федеральный закон от 08.05.1996г. №41-ФЗ (с изменениями от 30.11.2011г.) «О производственных кооперативах».
  10. Федеральный закон от 14.11.2002г. № 161-ФЗ (с изменениями от 03.12.2012г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях
  11. Федеральный закон от 12.01.1996г. № 7-ФЗ (с изменениями от 11.02.2013г.) «О некоммерческих организациях».
  12. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (с изменениями от 26.07.2006г.)  «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  13. Федеральный закон  от 19.06.1992г. № 3085-1ФЗ (с изменениями от 23.04.2012г.) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)».
  14. Федеральный закон от 15.04.1998г. № 66-ФЗ (с изменениями от 07.12.2011г.) «О садоводческих, огороднических и  дачных некоммерческих объединениях граждан».
  15. Федеральный закон от 01.07.2011г. № 169-ФЗ (с изменениями от 15.12.2012г.) «О свободе совести и религиозных организациях».
  16. Федеральный закон от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (с изменениями от 20.07.2012) «Об общественных объединениях».
  17. Федеральный закон от 22.08.1996г. №125-ФЗ (с изменениями от 01.02.2012) «О высшем и послевузовском образовании».
  18. Федеральный закон от 23.08.1996г. №127-ФЗ (с изменениями от 07.05.2013) «О науке и государственной научно-технической политике».
  19. Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев. Российское предпринимательское право. М. 2009г.

Информация о работе Види юридических лиц