Види юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:04, дипломная работа

Описание работы

Перечень организационно-правовых форм, содержащийся Гражданском Кодексе, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что организации могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами. На сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность организаций, появилось множество организационно-правовых форм, как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения. Именно поэтому для того, чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации,
Цель работы – исследование института юридического лица и его организационно-правовых форм по российскому законодательству.

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей  в группы, союзы разных видов, без  соединения их личных усилий и капиталов  для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица - особого образования, обладающего рядом специфических признаков, образуемого и прекращающегося в специальном порядке.

По этому, в условиях современной рыночной экономики весьма актуальна тема выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Наличие различных организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и России.

Перечень организационно-правовых форм, содержащийся Гражданском Кодексе, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что организации могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами. На сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность организаций, появилось множество организационно-правовых форм, как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения. Именно поэтому для того, чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации,

Цель работы – исследование института юридического лица и его организационно-правовых форм по российскому законодательству.

Задачи работы: общая  характеристика юридического лица, его классификация, рассмотрение отдельных организационно-правовых форм организации.

1. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

 

1.1 Понятие 

 

Самостоятельными участниками  предпринимательских отношений  являются специально созданные организации – юридические лица. В соответствии со статьей 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или  иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). 
         Согласно ст.52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава (акционерные общества), либо учредительного договора и устава (общество с ограниченной ответственностью), либо только учредительного договора (хозяйственные товарищества). В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида (это характерно для многих государственных и муниципальных учреждений).

Юридическое лицо приобретает  гражданские права и принимает  на себя гражданские обязанности  через свои органы, действующие в  соответствии с законом, иными правовыми  актами и учредительными документами.

Порядок назначения или  избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (ст.53 ГК РФ).

 

1.2 Признаки

 

  Ст. 48 определяет общее понятие юридического лица. Эта дефиниция складывается из четырех признаков, традиционно выделяемых отечественной правовой доктриной: а) организационного единства; б) имущественной обособленности; в) самостоятельной имущественной ответственности; г) выступления организации в гражданском обороте от своего имени.

Наличие каждого из этих признаков безусловно необходимо, а  их совокупности достаточно для признания  организации юридическим лицом. Любые другие внешние атрибуты организации - печать, банковский счет, офисное помещение и т. п. - для существования юридического лица не обязательны.

Выделение признаков  юридического лица обусловлено не только доктринальными, но и сугубо практическими целями, поскольку перечень этих признаков задает общие требования к содержанию учредительных документов любого юридического лица. Так, деятельность организации, учредительные документы которой противоречат определению юридического лица (даже если их содержание формально соответствует требованиям специальных норм, напр. п. 2 ст. 52, п. 2 ст. 89, п. 3 ст. 98 ГК), может влечь за собой ее ликвидацию по мотивам грубого нарушения закона (п. 2 ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц).

1) Организационное единство юридического лица проявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, а также в четкой регламентации отношений между его участниками, с одной стороны, и между участниками и самой организацией - с другой. Благодаря этому становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в целом и непротиворечиво выразить эту волю вовне. Таким образом, множество лиц, объединенных в организацию, выступает в гражданском обороте как одно лицо, один субъект права.

Организационное единство юридического лица закрепляется его  учредительными документами (уставом  и (или) учредительным договором  или общим положением об организациях данного вида) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.

  2) Под имущественной обособленностью юридического лица понимается его способность в принципе обладать обособленным имуществом, т.е. способность быть единственным носителем единого самостоятельного нерасчлененного имущественного права того или иного вида. Другими словами, принцип имущественной обособленности позволяет объединить различные объекты гражданских прав в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничить его от имуществ, принадлежащих другим лицам. Таким образом, оформляется создание материальной базы, необходимой для практической деятельности любого юридического лица.

Буквальное толкование определения юридического лица в  п. 1 ст. 48 приводит к выводу о том, что в отсутствие имущества, принадлежащего организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, юридическое лицо существовать не может, что очевидно противоречит и правоприменительной практике, и здравому смыслу. И дело здесь не только в том, что право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления не являются единственно возможными формами обособления имущества юридического лица. Главный аргумент против буквального толкования абз. 1 п. 1 ст. 48 ГК заключается в том, что на момент государственной регистрации большинство юридических лиц вообще не обладает никаким имуществом: не имеет ни вещей, ни прав требования, ни тем более обязательств. Более того, многие организации, прежде всего некоммерческие, умудряются обходиться без имущества весьма продолжительное время, не теряя, однако, статуса юридического лица.

Распространительное толкование п. 1 ст. 48 позволяет снять отмеченное противоречие и сделать вывод  о том, что признаком юридического лица является не фактическое наличие у него обособленного имущества (в каждый конкретный момент времени), а такой принцип функционирования организации, как имущественная обособленность.

3) Согласно признаку самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица, предусмотренному п. 1 ст. 48, участники или собственники его имущества не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Таким образом, каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам. Существующие исключения из этого правила (например, для казенных предприятий - п. 5 ст. 115 ГК, учреждений - п. 2 ст. 120 ГК и некоторых случаев банкротства юридических лиц - абз. 2 п. 3 ст. 56 ГК) не колеблют общего принципа, поскольку ответственность иных субъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной.

В юридической науке  неоднократно обращалось внимание на недопустимость буквального толкования абз. 1 п. 1 ст. 48, поскольку в этом случае ответственность юридического лица по его обязательствам ограничивалась бы только имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. В действительности же круг объектов взыскания гораздо шире (права требования, права на результаты творческой деятельности, на средства индивидуализации юридического лица или его продукции и т. п.) и чаще всего взыскание обращается не на вещи, принадлежащие организации, а на ее денежные средства на банковском счете.

4) Выступление юридического лица в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это - итоговый признак юридического лица и в известном смысле та цель, ради которой оно и создается. Использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и поэтому является необходимой предпосылкой его гражданской правосубъектности.

В отличие от физических лиц юридическое лицо не только имеет  право, но и обязано выступать  в гражданском обороте только под своим именем. Использование  каких-либо "псевдонимов" или их аналогов, равно как и анонимное  выступление в обороте для  юридического лица в принципе невозможны.

 

1.3 Классификация 

 

В настоящее время  юридические лица классифицируют по нескольким критериям:

  1. по форме собственности.

В зависимости от формы  собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные  и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (в широком смысле, то есть включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. Значение такого деления становится понятным если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организаций на юридические лица публичного и частного права.

  1. по цели деятельности.

Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение  между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК).

Классификация юридических  лиц на коммерческие и некоммерческие позволяет выявить все разновидности  юридических лиц, определить (выделить) правовой статус конкретных их групп  и провести разграничение организаций с неодинаковыми типами правосубъектности, предусмотреть их организационно-правовые формы.

  1. по составу учредителей.

В зависимости от состава  учредителей можно выделять: юридические  лица, учредителями которых могут  выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия и государственные корпорации) или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).

  1. по характеру прав участников.

Различный характер прав участников в отношении имущества юридического лица позволяет выделить:

– организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;

– организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства, государственные корпорпорации.

– организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и автономные некоммерческие организации.

  1. по объему вещных прав организации.

В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно различать:

  – юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество: учреждения и казенные предприятия;

– юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных);

Информация о работе Види юридических лиц