Валютное регулирование в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Представленная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса валютного регулирования в Республике Беларусь.
Валютное регулирование страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должно способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Файлы: 1 файл

Характеристика валютного регулирования в РБ.docx

— 41.34 Кб (Скачать файл)

В случае неденежной формы прекращения обязательств поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) может осуществляться путем обмена на эквивалентное по стоимости количество других товаров (работ, услуг), оформленных двусторонним внешнеторговым договором (за исключением договоров, по которым осуществляется уступка требования или перевод долга), а по иным операциям при неденежной форме прекращения обязательств резидент Республики Беларусь имеет право получить только сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь.  

Расчеты по внешнеторговым договорам, по которым юридические  лица и индивидуальные предприниматели  оформили паспорта сделок, осуществляются только через обслуживающие банки, где завизированы такие паспорта сделок.  

Расчеты в белорусских  рублях между резидентами в оплату обязательств по экспорту товаров (работ, услуг) не допускаются, если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком.  

Продажа (реализация) нерезиденту Республики Беларусь товаров  по перечню, определяемому Советом  Министров Республики Беларусь, оплаченных резидентом иностранной валютой, приобретенной  на внутреннем валютном рынке, не допускается.  

Юридические лица и индивидуальные предприниматели  обязаны обеспечить по внешнеэкономическим  операциям: поступление денежных средств  от экспорта товаров (работ, услуг) не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а от экспорта по договорам комиссии товаров (работ, услуг), произведенных резидентами Республики Беларусь, - не позднее 180 календарных дней; выполнение работ, оказание услуг по импорту не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа за выполненные работы, оказанные услуги; поступление товаров по импорту не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары; поступление товаров, выполнение работ, оказание услуг при неденежной форме прекращения обязательств по двустороннему внешнеторговому договору (за исключением договоров, по которым осуществляется уступка требования или перевод долга), предусматривающему эквивалентный обмен товарами, либо иным операциям, по которым поставляются сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства, не позднее 60 календарных дней с даты их каждой экспортной отгрузки.  

Юридические лица и индивидуальные предприниматели  при реализации внешнеторговых договоров, когда в соответствии с законодательством  не производится таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров, обязаны представлять статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в соответствии с формой и порядком, устанавливаемыми Государственным  таможенным комитетом по согласованию с Комитетом государственного контроля.  

Статистическая  декларация представляется в таможенные органы по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, общая  стоимость которых превышает  в эквиваленте 200 евро.  

Статистическая  декларация представляется в таможенные органы при экспорте не позднее 5 календарных  дней с даты отгрузки товаров со склада, при импорте - не позднее 5 календарных дней с даты оприходования товаров в установленном порядке импортером, если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь.  

Периодическая статистическая декларация представляется в таможенные органы не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в отношении всех экспортированных (импортированных) товаров по фактам (двум и более) отгрузки (поставки) товаров  по одному внешнеторговому договору, отгруженных (поставленных) на одних  и тех же условиях с одним нерезидентом Республики Беларусь за отчетный месяц, если иное не определено Советом Министров  Республики Беларусь.  

Если после  регистрации в таможенных органах  статистической декларации по экспорту товаров отгрузка этих товаров со склада не состоялась, данная декларация должна быть аннулирована в порядке, установленном Государственным  таможенным комитетом по согласованию с Комитетом государственного контроля, в течение 10 календарных дней после  регистрации. В случае, если при отгрузке товаров, указанных в статистической декларации, не состоялась их передача нерезиденту Республики Беларусь и товары возвращены экспортеру, требуется представление статистической декларации по импорту в порядке и в сроки, установленные законодательством.  

Продление определенных настоящим Указом сроков поступления  денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется Министерством торговли в соответствии с установленным им по согласованию с Комитетом государственного контроля порядком. Если сроки поступления денежных средств, товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеторговым договорам, связанным с проведением платежей на счета либо со счетов резидентов Республики Беларусь, превышают 180 календарных дней, их продление осуществляется данным Министерством при наличии согласования с Национальным банком.  

Датой отгрузки (поступления) товаров по внешнеторговому  договору считается день их таможенного  оформления в таможенных режимах, предусмотренных  Таможенным кодексом Республики Беларусь (за исключением транзита). Если в  соответствии с законодательством  таможенное оформление не производится, датой отгрузки товаров считается  дата их отпуска со склада, произведенного в установленном порядке, а датой  поступления товаров - дата их оприходования  в установленном порядке импортером; Датой выполнения работ (оказания услуг) считается дата подписания сторонами  акта о приемке-сдаче выполненных  работ (услуг), при осуществлении  международных перевозок – дата получения груза грузополучателем, отмеченная им в товаросопроводительных документах, при оказании услуг по переработке сырья заказчика - дата отгрузки (поступления) готовой продукции, произведенной из этого сырья; поступления  денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) считается дата их зачисления на счет экспортера в обслуживающем  банке, в случаях, предусмотренных  законодательством, - на счета в иностранных  банках; проведения платежа по импорту  считается дата списания денежных средств  со счета импортера. В случае использования  аккредитивной формы расчетов датой  проведения платежа считается дата списания денежных средств по аккредитиву  со счета импортера (проведение по аккредитиву  оплаты).

Определенные  сроки поступления: денежных средств  от экспорта товаров (работ, услуг), а  также товаров (работ, услуг) при  неденежной форме прекращения обязательств по двустороннему внешнеторговому договору (за исключением договоров, по которым осуществляется уступка требования или перевод долга), предусматривающему эквивалентный обмен товарами, либо иным операциям, по которым поставляются сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства, исчисляются с даты, следующей за датой каждой экспортной отгрузки по отдельной таможенной декларации либо каждого этапа выполнения работ, оказания услуг, оформленного отдельным актом о приемке-сдаче выполненных работ, оказанных услуг или иным документом, предусмотренным законодательством; товаров, выполнения работ, оказания услуг по импорту исчисляются с даты, следующей за датой каждого проведенного платежа, оформленного отдельным платежным документом, каждой экспортной отгрузки, каждого этапа выполнения работ, оказания услуг, оформленных отдельным платежным документом.  

К юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь применяются экономические  санкции за: несанкционированное  превышение сроков проведения внешнеторговых операций - в размере до 2 процентов не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг); продажу (реализацию) нерезиденту Республики Беларусь товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, оплаченных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем иностранной валютой, купленной на внутреннем валютном рынке, - в размере до 100 процентов стоимости проданных (реализованных) товаров; превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) - в размере разницы между ними; экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента, - в размере до 100 процентов суммы этих средств; несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет - в размере суммы средств, не полученных на свой счет; несанкционированное перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (работы, услуги) по импорту, если импортером является иное лицо, - в размере суммы перечисленных средств; несанкционированное получение резидентом Республики Беларусь (при неденежной форме прекращения обязательств) товаров (работ, услуг) в нарушение требований части третьей подпункта 2.2 настоящего пункта - в размере до 100 процентов стоимости поставленных на экспорт товаров (работ, услуг).  

Представление недостоверных сведений при оформлении лицензии либо других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, паспорта сделки, статистической декларации или  периодической статистической декларации либо внесение изменений и (или) дополнений в договор в ходе его исполнения без отражения в установленные  сроки этих изменений в паспорте сделки - в размере до 20 процентов  контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров; нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций: отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации, оформляемых в установленных законодательством случаях, - в размере до 100 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг; непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации - в размере до 10 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров; неосуществление в установленный срок аннулирования зарегистрированной таможенным органом статистической декларации, если отгрузка товаров, указанных в этой декларации, не состоялась, - в размере до 20 процентов контрактной стоимости товаров, указанных в ней; не целевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, - в размере до 100 процентов суммы средств, использованных не по целевому назначению; несанкционированное использование иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте в расчетах между резидентами Республики Беларусь - в размере до 100 процентов суммы платежа с плательщика и получателя (с каждого); несоблюдение установленных законодательством сроков использования валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке, - в размере 1 процента суммы неиспользованных в установленный срок валютных средств за каждый следующий со дня просрочки день, но не более суммы неиспользованных средств; нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет, в том числе на оплату расходов по командировкам за пределы Республики Беларусь, - до 10-кратной суммы этих средств; непредставление или несвоевременное представление экспортером в обслуживающий банк документов, подтверждающих основания получения средств по внешнеторговому договору, а также за представление в банк недостоверной информации - в размере 1 процента полученных средств по данному внешнеторговому договору; представление импортером в обслуживающий банк недостоверной информации по проводимым по внешнеторговому договору платежам - в размере 10 процентов суммы произведенного платежа.  

Применение экономических  санкций осуществляется уполномоченными  должностными лицами Комитета государственного контроля и его территориальных  органов.  

Акты законодательства, регулирующие порядок осуществления  внешнеторговой деятельности и смягчающие (отменяющие) экономическую ответственность, распространяются и на правонарушения, совершенные до вступления этих актов  в законную силу, за которые не были применены экономические санкции. При этом акты законодательства, устанавливающие  или усиливающие ответственность  за экономические правонарушения в  сфере внешнеторговой деятельности, обратной силы не имеют  

В случае совершения по внешнеторговому договору нескольких предусмотренных настоящим Указом нарушений экономические санкции  применяются за каждое нарушение, но в совокупности не могут превышать  стоимости экспортированного либо импортированного товара, выполненных  работ, оказанных услуг.  

Уплата экономических  санкций производится юридическим  лицом или индивидуальным предпринимателем в течение 15 календарных дней со дня получения им решения о  применении экономических санкций  в иностранной валюте, предусмотренной  условиями договора, либо в белорусских  рублях по официальному курсу Национального  банка на день уплаты. 

Заключение  

Система валютного  регулирования Республики Беларусь представляет собой совокупность субъектов  и объектов регулирования, а также  набор инструментов, используемых первыми  в отношении вторых для достижения цели по обеспечению устойчивого  обменного курса национальной денежной единицы. Одним из субъектов валютного  регулирования является Национальный Банк Республики Беларусь.  

Главной целью, на достижение которой направлена вся  деятельность Национального банка  Республики Беларусь (НБ РБ), является обеспечение внутренней и внешней  устойчивости национальной валюты. Для  достижения этой цели Национальным банком (НБ) используются различные инструменты  прямого и косвенного воздействия  на обменный курс национальной валюты.  

В соответствии с законодательством Республики Беларусь (РБ) на Национальный банк возложены  функции исполнительного органа государственного валютного регулирования  и контроля по определению сферы  и порядка обращения иностранной  валюты на территории Республики Беларусь, регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.

Информация о работе Валютное регулирование в РБ