Валютное регулирование в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Представленная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса валютного регулирования в Республике Беларусь.
Валютное регулирование страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должно способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Файлы: 1 файл

Характеристика валютного регулирования в РБ.docx

— 41.34 Кб (Скачать файл)

Так же как и  ранее, Законом к текущим валютным операциям отнесено получение и  предоставление кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней. Обращает на себя внимание то, что в Законе, так же как и ранее, нет указаний на то, что такие займы должны быть только денежными, в связи с  этим операции по предоставлению займа  векселями, иными ценностями на срок до 180 дней также являются текущими валютными операциями.  

К текущим валютным операциям отнесены операции неторгового  характера. Ранее они назывались переводами неторгового характера. Очевидно нынешний термин "операции" шире, чем "переводы", и включает как безналичные перечисления, так  и выплаты наличных денег. К неторговым операциям отнесено отныне получение  резидентами от нерезидентов валютных ценностей на хранение. Следует обратить внимание, что перечень операций неторгового  характера не является исчерпывающим. Но если ранее этот перечень определял  Нацбанк, то отныне к неторговым операциям помимо прямо указанных в ст.6 Закона относятся и иные операции, определяемые Президентом или по его поручению Совмином, а также международными договорами Беларуси.  

По общему правилу, текущие валютные операций осуществляются в установленном порядке без ограничений (ч. 1 ст. 10 Закона).  

Во многих странах, не только в Беларуси, к валютным операциям, связанным с движением  капитала, относятся особо, так как  они сами по себе оказывают влияние  на платежный баланс страны и соответственно на многие макроэкономические показатели. В силу закона о валютном регулировании  эти валютные операции, осуществляются на основании разрешений (лицензий) Нацбанка, выдаваемых в каждом конкретном случае, если иное не установлено законом или Президентом.  

В целом проведение валютных операций, связанных с движением  капитала, в ряде случаев поставлено под более жесткий контроль. Во-первых, расширился перечень валютных операций, рассматриваемых как капитальные, за счет отнесения к ним: а) операций по приобретению пая в имуществе  нерезидентов (видимо, речь идет о приобретении пая в кооперативах и подобных юрлицах, не имеющих во многих странах уставных фондов); б) операций по приобретению ценных бумаг не только нерезидентов (что ранее понималось под портфельными инвестициями), но и резидентов (правда, сразу же Законом разрешено проводить операции с ценными бумагами, выпущенными резидентами, без разрешений Нацбанка); в) переводов не только в счет приобретения недвижимости, но и прав на нее. В частности, отныне осуществление резидентами расчетов с нерезидентами по договорам аренды недвижимости, находящейся за пределами Беларуси (например, при содержании резидентом представительства за границей), требует разрешения Нацбанка как валютная операция, связанная с движением капитала.  

В силу ч.5 ст.10 Закона не требуется разрешения Нацбанка для осуществления вкладов нерезидента в инвалюте, белорусских рублях, ценных бумагах в инвалюте или рублях в уставный фонд юрлица-резидента. А если вклад нерезидента представлен иным имуществом? Разрешение также не требуется, так как операции с иным имуществом, не являющимся валютными ценностями, вообще не относятся к валютным операциям.  

Во-вторых, если ранее Нацбанк имел возможность давать общие разрешения на проведения тех или иных валютных операций, связанных с движением капитала, без дополнительного оформления разрешения в каждом отдельном случае и без иных дополнительных процедур контроля за их проведением, то в настоящее время перечень капитальных операций, осуществляемых без разрешения, устанавливается Законом (ст. 10). Нацбанк может установить, что для отдельных капитальных операций (кроме прямо указанных в Законе) не требуется разрешения Нацбанка, но только при условии, что такие операции будут подвержены контролю в иных формах -- будут проводиться в уведомительном и (или) регистрационном порядке (абз. 13 ч. 5 ст. 10 Закона).  

В то же время  правила проведения валютных операций, связанных с движением капитала, для физических лиц и для нерезидентов значительно упрощены. Так физлицам потребуется разрешение на капитальные  валютные операции лишь в пяти случаях, указанных в ч. 3 ст. 10 Закона (ранее  все капитальные операции физлицами  должны были осуществляться по разрешению, а без разрешения Нацбанка -- лишь в прямо предусмотренных случаях). Не требуется разрешения на капитальные валютные операции для физлиц-резидентов, непрерывно проживающих за границей более 1 года, если проведение операции не связано с предпринимательской деятельностью (ч. 4 ст. 10 Закона). И наконец, нерезидентам вообще не нужно разрешений для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала (ч. 2 ст.10 Закона). Кроме того, упрощены правила проведения капитальных операций при обслуживании госдолга, в бюджетных отношениях.  

Ожидаемая в  связи с принятием Закона либерализация  валютных операций между резидентами  оправдалась лишь в части операций физических лиц, но в меньшей степени, чем планировалось. Так, в конечном итоге было исключено из Закона разрешение на использование физлицами инвалюты при совершении операций по купле-продаже  недвижимости. Теперь, как и ранее, при заключении договоров купли-продажи  недвижимости физлица-резиденты должны будут использовать только рубли  либо неофициально использовать инвалюту, рискуя быть пойманным на незаконной валютной операции. 

Согласно ст.11 Закона в отношениях между физлицами-резидентами, не выступающими как предприниматели, разрешается использование инвалюты, ценных бумаг и платежных документов в инвалюте в случаях предоставления займов, возврата займов и процентов  за пользование ими. Иные виды платежей по договору займа, в частности неустойка  за неисполнение обязательств по займу  в инвалюте, могут быть исполнены  только в белорусских рублях. Кроме  того, разрешается использование  валютных ценностей между физлицами  в случаях дарения, а также  отмены дарения, при передаче на хранение и их возврате. Указанные положения  не имеют обратной силы и распространяются лишь на сделки, совершаемые после  вступления Закона в силу (5 ноября 2003г.).  

Что касается валютных операций между резидентами-юрлицами, то здесь Закон более жесток. Такие операции можно проводить в случаях, установленных Законом и иными актами валютного законодательства. Обращает на себя внимание, что речь в Законе идет не вообще об актах законодательства, а именно об актах валютного законодательства (понятие таких актов предусмотрено ст.2 Закона).  

Все вышеуказанное  вряд ли можно назвать ужесточением. Но, при прочтении Закона обращает на себя внимание формулировка "запрещается  использование" инвалюты, ценных бумаг  в инвалюте и (или) платежных документов в инвалюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением  случаев, установленных Законом  и иными актами валютного законодательства. Таким образом, последствия нарушения  валютного законодательства теперь могут быть гораздо жестче, чем  они были раньше. Если, юрлицами будет заключена и исполнена сделка, предусматривающая использование валютных ценностей в случаях, прямо не разрешенных законодательством, то такая сделка будет недействительна не как не соответствующая законодательству (ст. 169 ГК), а как запрещенная законодательством (ст. 170 ГК). Различия в том, что здесь будет применяться не двусторонняя реституция, а более жесткие последствия ничтожности сделки, запрещенной законодательством: при наличии умысла у обеих сторон и при исполнении сделки обеими сторонами -- взыскание в доход Республики Беларусь (по сути конфискация) всего полученного по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной -- взыскание с другой стороны в доход Республики Беларусь всего полученного ею и всего причитающегося первой стороне (в возмещение полученного).  

Кроме того, это  повлечет экономическую ответственность  по п.2.11 Указа N 7 за несанкционированное использование инвалюты или ценных бумаг в иностранной валюте в расчетах между резидентами (в размере до 100% суммы платежа с плательщика и получателя (с каждого).  

Если ранее  законодательство регулировало в основном операции нерезидентов, проводимые по их счетам в иностранной валюте (текущие  счета) и в белорусских рублях (типа "Т", "И", "С"), то теперь правовому статусу нерезидентов в валютных отношениях посвящены  сразу несколько норм Закона. Операции между нерезидентами в белорусских  рублях, с ценными бумагами в рублях, а также операции нерезидентов с  рублями по счетам и вкладам (депозитам) в белорусских банках, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли, являются валютными операциями. Закон тем  самым включил нерезидентов и  в этой части в сферу белорусского валютного регулирования.  

Однако режим  валютных операций нерезидентов является значительно более либеральным, чем резидентов. Кроме уже указанного выше расчеты между нерезидентами как в белорусских рублях, так и иностранной валюте осуществляются без ограничений, за исключением ограничений, касающихся режима счетов нерезидентов. Нерезидентам при совершении операций по счетам в белорусских банках, разрешается использовать любую валюту, официальный курс рубля к которой установлен Нацбанком. Сделки с ценными бумагами в белорусских рублях и в инвалюте между нерезидентами совершаются на территории Беларуси без ограничений, если иное не установлено белорусскими законодательными актами.  

По-прежнему, органами валютного регулирования и валютного  контроля являются Совмин и Нацбанк, а органами валютного контроля - Комитет госконтроля и ГТК. Впрочем такая система в любой момент может быть изменена Президентом, которому по Закону предоставлено право определять систему органов валютного регулирования и валютного контроля. Впервые Закон определил, что включается в понятия "валютное регулирование" и "валютный контроль" (ст.1 Закона), а также определил основные направления валютного контроля (ст.23 Закона).  

Обращает на себя внимание то, что на уровне Закона налоговые органы не названы в  качестве органов валютного контроля. Предоставление Совмину права определять компетенцию агентов валютного  контроля не означает возможность назначать  иные органы, в том числе и МНС, в качестве органов валютного  контроля. Таким образом, на наш взгляд, проводить проверки соблюдения валютного  законодательства и осуществлять иной валютный контроль налоговые органы Законом не уполномочены, за исключением случаев, когда порядок проведения валютных операций непосредственно влияет на решение налоговых вопросов, либо когда это предусмотрено актами более высокой юридической силы, чем Закон о валютном регулировании.  

При установлении полномочий того или иного органа в Законе содержится механизм, когда  ни одно нарушение валютного законодательства не должно остаться безнаказанным. Во-первых, органы валютного контроля обязаны  передавать Комитету госконтроля информацию для осуществления валютного  контроля, когда это предусмотрено  законодательством. Во-вторых, если какой-либо орган валютного контроля выявит нарушение, но в его компетенцию  не входит контроль за этим, такой орган  обязан передать информацию о нарушении  в орган, в компетенции которого находится принятие решений по таким нарушениям.  

Закон наделил  банки (которые являются агентами валютного  контроля) новыми правами. В частности, согласно ст.27 Закона банки при выполнении ими функций агентов валютного  контроля имеют право получать информацию об осуществлении валютных операций, а также право приостанавливать операции по открытым счетам клиентов на сумму, по которой не представлена информация о проводимых операциях. Следует обратить внимание на то, что  в ст. 27 Закона закреплена норма о  действиях банка при зачислении на счет клиента денежных средств  по валютной операции. Если ранее банки  не должны были исполнять такие платежи  и просто могли возвратить поступившие  денежные средства, то теперь они обязаны  зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента  с уведомлением соответствующих  органов валютного контроля.  

Глава. 3. Порядок  контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций.  

В соответствии Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001г. «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций»:  

Поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) осуществляется только на счета  экспортеров, если иное не определено Президентом Республики Беларусь или  по его поручению Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком.

Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), осуществляются только со счетов импортеров, за исключением  случаев, когда платежи осуществляются со счетов нерезидентов Республики Беларусь либо если иное определено Президентом  Республики Беларусь или по его поручению  Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком, также не распространяется на суммы авансов  в наличной иностранной валюте, полученные представителями международных  перевозчиков (экспедиторов) от нерезидентов за границей Республики Беларусь и используемые для оплаты расходов по перевозке (экспедиции) грузов по договорам, в счет оплаты которых эти средства получены.  

Информация о работе Валютное регулирование в РБ