Управление в малом предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:50, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы стало изучение процесса создания и развития малого бизнеса как одного из важнейших звеньев современной экономики.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
• Рассмотреть понятие малого предприятия;
• Проанализировать этапы его создания в РФ,
• Рассмотреть меры государственного регулирования малых предприятий торговли в России,
• Изучить процесс создания торгового предприятия в г.Реж.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Малое предпринимательство в рыночной экономике
1.1 Сущность и роль малого предпринимательства в экономике
1.2 Субъекты малого предпринимательства
1.2.1 Критерии отнесения субъектов экономики к малым предприятиям
1.3 Виды и современные формы организации малого предпринимательства
1.3.1 Ассоциированная торговля как способ объединения малых предприятий. Формы ассоциации
Глава 2. Управление в малом предпринимательстве
2.1 Механизм создания малых предприятий
2.2 Основы управления малым предприятием
2.3 Риск, надёжность и адаптируемость малого торгового предпринимательства в условиях нестабильности и конкуренции
Глава 3. Развитие малого предпринимательства в России
3.1 Этапы развития малого предпринимательства
3.1.1 Особенности развития в современных условиях
3.2 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. Проблемы и перспективы развития
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

малые предприятия.docx

— 93.93 Кб (Скачать файл)

                                                   Содержание

Введение

Глава 1. Малое предпринимательство  в рыночной экономике

1.1 Сущность и роль малого  предпринимательства в экономике

1.2 Субъекты малого предпринимательства

1.2.1 Критерии отнесения субъектов  экономики к малым предприятиям

1.3 Виды и современные формы  организации малого предпринимательства

1.3.1 Ассоциированная торговля как  способ объединения малых предприятий.  Формы ассоциации

Глава 2. Управление в малом предпринимательстве

2.1 Механизм создания малых предприятий

2.2 Основы управления малым предприятием

2.3 Риск, надёжность и адаптируемость малого торгового предпринимательства в условиях нестабильности и конкуренции

Глава 3. Развитие малого предпринимательства  в России

3.1 Этапы развития малого предпринимательства

3.1.1 Особенности развития в современных  условиях

3.2 Система государственной поддержки  и регулирования малого предпринимательства.  Проблемы и перспективы развития

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 Развитие предпринимательства  играет незаменимую роль в  достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного  производства. Оно является основой  инновационного, продуктивного характера  экономики. Чем больше хозяйствующих  субъектов имеют возможность  проявить свою инициативу и  творческие способности, тем меньше  разрыв между потенциальными  и фактическими результатами  развития. Освоение инновационного  экономического роста невозможно  в условиях искусственного ограничения  созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности  всех производственных ресурсов.

Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших. А также способствует развитию конкуренции  и «маркетизации», увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Оно создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) играют важную роль в экономике любой страны. На данный момент ситуацию с развитием малого и среднего предпринимательства  в России трудно оценить позитивно. Выпуск продукции таких компаний составляет всего 21% от объема ВВП, на них  занято только 13% экономически активного  населения страны, что в разы меньше, чем в развитых западных странах. Неблагоприятна и структура бизнеса  – оборот предприятий, занятых в  неторговой сфере, составляет всего 28% от общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства. [15]

Причины, по которым малый и средний  бизнес не получил достаточного развития в экономике России, понятны. Еще  с советских времен особый акцент делался на крупные государственные  предприятия, индустриальные гиганты, способные обеспечить продукцией всю  страну. В 90-е годы появилось множество  частных небольших компаний, но они  были вынуждены существовать, мирясь с поборами со стороны криминальных структур и коррумпированных государственных  служащих. В 2000-е годы проблемы с криминалом для большинства компаний ушли в прошлое, но административные барьеры остались. Все это не способствовало повышению эффективности малого и среднего бизнеса.

Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются  в особой государственной поддержке, которой они не получали на протяжении практически всей новейшей российской истории. Ситуация стала меняться только в последние годы, однако на сегодняшний  день сделано явно недостаточно.

В настоящее время существует большое  число информационных справок о  том, как создаются и развиваются  малые предприятия в стране, небольшие  статьи о мерах государственного регулирования. Огромную роль играют законодательные  акты Правительства РФ. Тем не менее анализ литературы показал, что пока еще нет такого научного труда, который бы описывал не только процесс создания предприятия, но и возможные меры поддержки государства именно не на законодательном, а на научном уровне. Именно этим и объясняется особая актуальность выбранной темы.

Целью настоящей работы стало изучение процесса создания и развития малого бизнеса как одного из важнейших  звеньев современной экономики.

Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

• Рассмотреть понятие малого предприятия;

• Проанализировать этапы его создания в РФ,

• Рассмотреть меры государственного регулирования малых предприятий  торговли в России,

• Изучить процесс создания торгового предприятия в г.Реж.

Объект исследования – малый  бизнес как элемент экономической  системы РФ.

Предмет исследования – процессы создания и развития малого торгового предприятия.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка литературы.

 

Введение

 Предпринимательство вообще  и малый бизнес в частности  известны с времён появления торговли и её проявления в виде различных промыслов. Широкое развитие предпринимательства приходится на годы правления Петра 1(1689-1725), а также в пореформенный период – 60-70-е годы 19 в., а в начале 20 в. оно приобретает массовый характер. После революции 1917 г. предпринимательство как таковое перестаёт существовать. Возрождение отечественного предпринимательства приходится на 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Малый бизнес наряду с крупными предпринимательскими структурами и государственным сектором составляет единое целое. Нельзя недооценивать значения малого бизнеса и его роли в становлении и развитии экономики, в удовлетворении и обеспечении населения необходимыми товарами и услугами, особенно в условиях рыночных методов хозяйствования. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, да и для многих других стран мира, которых захватила волна экономического кризиса, это весьма актуально. Создание и развитие сектора малого предпринимательства способно обеспечить здоровую конкуренцию, решить проблему занятости населения и способствовать переходу всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на многочисленные проблемы, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные и научно-технические проблемы.

 Следовательно, можно утверждать, что при увеличении доли малых  предприятий, улучшении инфраструктуры  и государственной поддержке,  малое предпринимательство является  важным фактором в решении  экономических, социальных задач  и др. задач. Все это подтверждает  актуальность проблемы и послужило  основанием для выбора мной  именно этой темы курсовой  работы.

 Целью данной работы является: выявление особенностей становления  малого предпринимательства, определение  перспектив его развития, изучение механизма создания, регулирования и поддержки развития малого производственного предпринимательства.

 В соответствии с целью  мною были поставлены следующие  задачи:

-изучить и обобщить литературные  источники, нормативные документы  и статистические показатели  по исследуемой проблеме; изучить  историю развития малого торгового  предпринимательства; 

-раскрыть место и роль малого  торгового предпринимательства  в современной экономике; показать  существующее состояние проблемы  в нашей стране и за рубежом; 

-раскрыть экономическую сущность  предпринимательства и бизнеса

-выявить причины и сдерживающие  факторы развития торгового предпринимательства;

-раскрыть суть малого торгового  предпринимательства в рыночных  условиях, как социально-экономического  процесса, непосредственно связанного  с реформированием экономики;

 Объектом исследования послужило  малое предпринимательство. Предметом  исследования выступают экономические  и управленческие отношения, определяющие  развитие малого торгового предпринимательства. 

 Теоретической и методологической  основой работы являются законодательные  акты представительной и исполнительной  власти Российской Федерации  по вопросам экономической политики, труды зарубежных и отечественных  ученых по вопросам развития  малого предпринимательства

 Информационной базой для  данной работы послужили материалы  Государственного комитета РФ  по статистике, результаты социологических  исследований на предприятиях  и в организациях малого торгового  предпринимательства.

 Работа состоит из: оглавления, введения, 3 глав (каждая из которых  включает в себя подпункты), заключения  и библиографии.

 

Глава 1. Малое предпринимательство  в рыночной экономике

1.1 Сущность и роль малого  предпринимательства в экономике

 Прежде чем говорить о  малом предпринимательстве, надо  ясно представлять себе его  сущность. Рассмотрим современную  трактовку понятия «предпринимательство»  в рамках Гражданского кодекса  РФ, части 1, образующей юридическую  базу предпринимательства России. В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского  кодекса РФ к предпринимательской  относится «самостоятельная, осуществляемая  на свой риск деятельность, направленная  на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в установленном порядке.»[1]

 Наряду с вышеизложенным  определением существуют и другие  различные трактовки, раскрывающие  суть малого предпринимательства  в литературе, как отечественной,  так и зарубежной. Так, Ф. Хайек считает, что «малое предприятие – это хозяйствующий субъект, для которого характерно особое поведение, стремление обнаружить различные возможности получения прибыли в условиях высокой рыночной конкуренции.»[12,С.18] Американские учёные Р. Хизрич и М. Питерс полагают, что малое предприятие – «предприятие, для которого характерны весьма умеренные темпы роста и ограниченность средств, направляемых на исследование и разработки.»[12,C.18] Особый интерес имеет определение малого предприятия, данное Й. Шумпетером, который рассматривает малое предприятие как «объединение нескольких физических лиц, направленное на создание новых комбинаций с целью выпуска новых видов продукции (товаров, работ, услуг) и освоения новых источников и форм организации труда и производства.»[12,C.18

 Анализируя определения, данные  учёными, характеризующие с разных  сторон предпринимательство, можно  заключить, что прибыль, доход  являются его неотъемлемой частью. «Вместе с тем глубокий анализ теории и хозяйственной практики позволяет сделать вывод, что предпринимательство — это производство, преимущественно рыночного типа (товарное производство), осуществляемое собственником условий производства в целях извлечения личного дохода (прибыли).»[7] В научных работах различного плана под малым предпринимательством понимаются предприятия, находящиеся под управлением одного собственника, а также деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц.

 Рассматривая сущность предпринимательства,  необходимо разделять экономическую  деятельность и предпринимательство  в собственном понимании этого  слова. Первая обусловлена появлением  различных ремёсел, как особой  формы экономической деятельности. Вторая – с возникновением  на определенном этапе развития  общества капиталистических, социально-экономических  и политико-правовых отношений.

 Постиндустриальная стадия  развития общества знаменует  собой увеличение доли новаторства,  устанавливая новые приоритеты  хозяйствования. Ключевым звеном  деятельности предпринимателя становятся: обеспечение долгосрочной устойчивости  хозяйственной организации, способность  преобразовывать условия хозяйствования, учитывая тенденции развития  общественных потребностей и  производства. Инновационная деятельность  становится главенствующим признаком  предпринимательства. Особая роль, которую играет малое предпринимательство,  не ограничивается только его  инновационным потенциалом. «Во-первых, малые предприятия, осуществляя  новые разработки, выступают фактором  снижения рыночной власти отдельных  участников рынка, так как обеспечивают  им равную доступность к своим  достижениям. Во-вторых, стимулируют  поиск новых способов приобретения  конкурентных преимуществ, обуславливая  тем самым развитие форм конкуренции.  В-третьих, обеспечивают более  быстрое накопление в отрасли  элементов конкурентоспособности.  В-четвертых, малые инновационные  предприятия способствуют развитию  коммуникативных связей между  крупными производителями, взаимодействуя  в разных формах с большинством  участников отраслевого рынка.»[7]

 В ФЗ «О развитии малого  и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» установлена  экономическая и социальная роль  малого предпринимательства, отражающаяся  в использовании гражданами своих  способностей и имущества для  осуществления предпринимательской  деятельности.[6]

 «Роль малого предпринимательства  в экономике страны, как правило,  определяется следующими факторами:

-численностью малых предприятий  и индивидуальных предпринимателей  в общей численности субъектов  рыночной экономики;

- вкладом малых предприятий  в создание валового внутреннего  продукта, в производство продукции  (выполнение работ, оказание услуг);

-вкладом субъектов малого предпринимательства  в формирование федерального  и региональных бюджетов;

-ростом численности на малых  предприятиях занятого трудоспособного  населения, вкладом в сокращение  числа безработных;

-насыщением рынка потребительскими  товарами (работами, услугами), лучшим  удовлетворением потребностей населения;

-навыками дееспособных граждан  в создании собственного дела, накоплением опыта управления  предприятиями и др.»[12,C.37]

 Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования, независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении решений, относительно невысокие издержки при осуществлении деятельности, большая возможность реализации индивидом собственных идей, низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро внедрять изменения в процессе производства – безусловно, способствуют увеличению количества малых предприятий и роли, отводимой для них в разных странах мира.

 Подтверждением высказанной  ранее мысли могут послужить  статистические данные, отображённые  в приложение(таблица №1). Небывалый рост малого и среднего предпринимательства выявился, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг, что показано в также в приложение (таблица №2). Малый бизнес в Европе является основой социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Социальную роль малого предпринимательства в связи с общеизвестными и достоверными данными нельзя недооценивать. Число занятых во всём мире насчитывает десятки миллионов человек. Помимо социальной функции малому предпринимательству также свойственны: общеэкономическая, инновационная, ресурсная, и организаторская. Имеющееся число малых предприятий в РФ недостаточно для усиления их роли в экономике. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда в странах-членах ЕС-не менее 30. Благополучие и процветание страны, как мы уже смогли убедиться, напрямую зависит от той роли, которая отводится предпринимательству как таковому, так и малому, в частности.

Информация о работе Управление в малом предпринимательстве