Управление предпринимательскими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательства без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Причиной возникновения рисков являются неопределенности, существующие в каждом проекте. Реализуя проекты, имеющие высокую степень неопределенности в таких элементах, как цели и технологии их достижения многие компании уделяют внимание разработке и применению корпоративных методов управления рисками. Данные методы учитывают как специфику проектов, так и корпоративных методов управления.

Содержание работы

Введение
1. Сущность, предмет и объект предпринимательских рисков, факторы их определяющие
2. Классификация предпринимательских рисков
3. Управление предпринимательскими рисками
3.1 Анализ риска и методы его оценки
3.2 Приемы и методы управления рисками
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

предпринимательские риски.docx

— 102.51 Кб (Скачать файл)

К процентным рискам относится  опасность потерь коммерческими  банками, кредитными учреждениями, инвестиционными  институтами, в результате повышения  процентных ставок, выплачиваемых ими  по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам также относятся риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.

Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости  ценных бумаг, особенно облигаций с  фиксированным процентом. При повышении процента может начаться также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем повышении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов за счет повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на указанных выше условиях.

Процентный риск несет  эмитент, выпускающий в обращение  среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом  при текущем понижении среднерыночного  процента в сравнении с фиксированным  уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы привлекать средства под более низкий процент.

Этот вид риска при  быстром росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение для краткосрочных ценных бумаг.

Кредитный риск – опасность  неуплаты заемщиком основного долга  и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые обязательства, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.

Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь.

Риски прямых финансовых потерь включают следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, а также кредитный  риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся  риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.

Селективные риски – это  риск неправильного выбора видов  вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами при формировании инвестиционного портфеля.

Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его  рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

3. Управление предпринимательскими  рисками

 

3.1 Анализ риска и методы его оценки

 

Риск, которому подвергается предприятие, - это вероятная угроза разорения или несения таких  финансовых потерь, которые могут  остановить все дело. Поскольку вероятность  неудачи присутствует всегда, встает вопрос о методах снижения риска. Для ответа на этот вопрос необходимо количественно определить риск, что позволит сравнить величину риска различных вариантов решения и выбрать из них тот, который больше всего отвечает выбранной предприятием стратегии риска.

При анализе риска обычно используются допущения, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:

потери от риска независимы друг от друга;

потеря по одному направлению  деятельности не обязательно увеличивает  вероятность потери по другому, за исключением форс-мажорных обстоятельств;

максимально возможный ущерб  не должен превышать финансовых возможностей участника.

Анализ рисков можно подразделить на два дополняющих друг друга  вида: качественный и количественный.

Качественный анализ позволяет  определить факторы и потенциальные  области риска, выявить возможные его виды. Количественный анализ направлен на то, чтобы количественно выразить риски, провести их анализ и сравнение. При количественном анализе риска используются различные методы. В настоящее время наиболее распространенными являются:

статистический метод;

анализ целесообразности затрат;

метод экспертных оценок;

метод аналогий;

Рис. 2.4 Схема проведения анализа риска.

 

. Статистический метод  заключается в изучении статистики  потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии, с целью определения вероятности события, установления величины риска. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Например, вероятность успешного продвижения новой услуги на рынке и течение года составляет - 3/4, а неуспех - 1/4. Величина, или степень, риска измеряется двумя показателями: средним ожидаемым значением и колеблемостью (изменчивостью) возможного результата.

. Метод экспертных оценок  основан на обобщении мнений  специалистов-экспертов о вероятностях  риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте  эксперта, дают в ряде случаев  достаточно точные оценки. Экспертные  методы позволяют быстро и  без больших временных и трудовых  затрат получить информацию, необходимую  для выработки управленческого  решения.

. Метод аналогий обычно  используется при анализе рисков  нового проекта. Проект рассматривается  как «живой» организм, имеющий  определенные стадии развития. Жизненный цикл проекта состоит из этапа разработки, этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка. Изучая жизненный цикл проекта, можно получить информацию о каждом этапе проекта, выделить причины нежелательных последствий, оценить степень риска. Однако на практике бывает довольно трудно собрать соответствующую информацию. [6]

. Метод целесообразности  затрат позволяет определить  критический объем производства  или продаж, т.е. нижний предельный  размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Производство продукции в объемах меньше критического приносит только убытки. Критический объем производства необходимо оценивать при освоении новой проекции и при сокращении выпуска продукции, вызванного падением спроса, сокращением поставок материалов и комплектующих изделий, заменой продукции на новую, ужесточением экологических требований и другими причинами. Для проведения соответствующих расчетов все затраты на производство и реализацию продукции подразделяют на переменные (материалы, комплектующие изделия, инструменты, заработная плата, расходы на транспорт и т.п.) и постоянные (амортизационные отчисления, управленческие расходы, арендная плата, проценты за кредит и т.п.).

 

3.2 Приемы и методы управления рисками

Методы управления рисками  весьма разнообразны. Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени.

Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.

Удержание риска - это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.

Передача риска означает, что инвестор предает ответственность  за риск кому-то другому, например страховой компании.

Для снижения степени риска  применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

  • диверсификация;
  • приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
  • лимитирование;
  • самострахование;
  • страхование;
  • резервирование

Диверсификация представляет собой процесс распределения  инвестируемых средств между  различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов.

Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд и прочих операциях.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании.

Страхование - это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхование от несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности.

Широко используется и  такой вид страхования, как хеджирование - страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения. По целям и технике проведения операции хеджирование делятся на хеджирование продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.

Сущность страхования  выражается в том, что инвестор готов  отказаться от части доходов, чтобы  избежать риска, т.е. он готов заплатить  за снижение степени риска до нуля.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.

Распределение риска предполагает разделение риска между участниками  проекта. Рост размеров и продолжительности  инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивает риск проекта.

Способом разделения риска  являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном получении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший, такие претензии у поставщика в этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа. Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

При выборе конкретного средства разрешения риска предприятие должно исходить из следующих принципов:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
  • нельзя рисковать многим ради малого;
  • следует предугадывать последствия риска.

Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный  убыток по данному виду риска, потом  сопоставить его с объемом  капитала предприятия, подвергаемого  данному риску, и затем сопоставить  весь возможный убыток с общим  объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.

Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный  убыток по данному виду риска, потом  сопоставить его с объемом  капитала предприятия, подвергаемого  данному риску, и затем сопоставить  весь возможный убыток с общим  объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.

В таблице 1 представлены способы  уменьшения негативных последствий  от различных видов риска, с которыми может столкнуться предприниматель.

Таблица 1

Различные виды риска, которые  целесообразно страховать с помощью  страховых компаний

Вид риска

Способ уменьшения негативных последствий

Пожар и другое стихийные бедствия

Страхование сумм вероятных  убытков

Автомобильные аварии

Страхование автомобиля

Риск уничтожения или  порчи груза при транспортировке

Страхование стоимости груза (морская, авиационная и другое виды транспортной страховки)

Риск от небрежности работников фирмы

Страхование стоимости возможных  убытков от небрежно сти работников

Риск от вероятной нечестности  служащих, что может нанести материальный и моральный ущерб фирме

Приобретение в страховой  компании бондов «честности»

Риск невыполнения обязательств одним из работников или группой  работников, от чего зависит выполнение всего проекта

Приобретение бондов «гарантии»

Риск приостановки деловой  активности фирмы (разные причины)

Страхование суммы возможных  потерь за весь период остановки бизнеса

Риск от возможной смерти или заболевания руководителя, ведущего работника фирмы, от интеллектуальной или другой квалифицированной деятельности которых зависит успех фирмы

Страхование на сумму возможных  убытков. Это особенно важно в  наиболее ответственный период

Риск в связи с возможным заболеванием, смертью или несчастным случаем с работником.

Страхование в страховых  компаниях

Информация о работе Управление предпринимательскими рисками