Участие государства в коммерческой деятельности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.
Определение организационно-правовой формы взаимодействия коммерческой организации с государством – ключ к решению проблемы, таковыми могут стать государственные (муниципальные) унитарные предприятия, где предпринимательскую деятельность будут вести государство и муниципальные образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности………………………………………………………………............4
Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности………………………………………………….....11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Ком.деятельность.docx

— 35.88 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

Высшее профессиональное образование

«ЮФУ»

Юридический факультет

Кафедра государственного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Участие государства в коммерческой деятельности России»

 

Выполнила: ст-ка 5 курса

Очное отделение

Юридический факультет

Чипулис Д.В.

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности………………………………………………………………............4

Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование  коммерческой деятельности………………………………………………….....11 
Заключение……………………………………………………………………….13 
Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская  деятельность, в значительной степени  регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами. 

Определение организационно-правовой формы взаимодействия коммерческой организации с государством –  ключ к решению проблемы, таковыми могут стать государственные (муниципальные) унитарные предприятия, где предпринимательскую  деятельность будут вести государство  и муниципальные образования.

Каждое государство вправе само искать для себя оптимальные  решения. Такими мерами, как лицензирование, ценообразование государственные  органы регулирования могут защитить общественные интересы, но для этого  должны быть приняты законопроекты, расширяющие правовую базу участия  государства в различных направлениях экономики, в том числе и в  коммерческой деятельности.

В результате проводимых в  разное время компаний по приватизации государственной собственности, возникло множество негосударственных коммерческих организаций различных организационно-правовых форм с участием государства.

 

 

 

 

 

 

Цели, функции  и методы государственного регулирования  коммерческой деятельности

 

Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.

Государственное регулирование  коммерческой деятельности преследует цели:

- становление рыночных отношений в сфере коммерческой деятельности;

- осуществление государственного контроля над ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

- проведение налогообложения;

- получение государственных  сведений статистического учета  для осуществления мер регулирования  экономики;

- предоставление всем  участникам хозяйственного оборота,  государственным органам власти  и органам местного самоуправления  информации о субъектах предпринимательской  деятельности;

- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие коммерческой деятельности и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

В условиях социально-ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Принципы механизма регулирования  необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению  предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Виднейший экономист В. Леонтьев подчеркивал значимость этой функции. Он часто использовал сравнение экономики с кораблем: частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же, как руль, направляет экономику в нужную сторону. Стратегическое планирование, отмечал В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики. 1

Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane -- машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода.

В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации  деятельности предприятий.

В государственном регулировании  рыночной экономики два аспекта  представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством  государственного планирования, издания  правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в  предпринимательской деятельности.

Второй аспект - это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной  функции являются также:

- усиление государственного контроля над деятельностью организаций;

- создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования. 2

Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов.

Переход к рыночной экономике  в нашей стране коренным образом  изменил содержание и суть экономических  отношений между участниками  в процессе их деятельности, при  этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.

К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в  функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание  или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей  в кредитно-денежной системе, использование  квот и других.

Государство практически  во всех странах оказывает регулирующее воздействие на ценообразование  или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль.

Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется главным образом с помощью  средств бюджетной политики.

Косвенные методы:

кредитно-денежная политика,

таможенная политика,

налоговая политика.

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния и прогноз  развития российской экономики на предстоящий  год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной  политики.

Изучение причин кризиса 2008 года показало, что они свелись, с одной стороны, к грубейшим  ошибкам проводимого экономического курса, а, с другой, -- к полнейшей  неурегулированности кредитно-финансовой системы, грубейшему нарушению всей финансовой дисциплины, погубившей и олигархов и всю финансовую систему. 3

Резко снизился жизненный  уровень населения. Резкое обострение экономического кризиса показало неадекватность либерально-монетаристской модели рыночного  реформирования реалиям российской экономики, привело к разрушению многих институтов инфраструктуры рынка.

Государственное регулирование  может осуществляться и с помощью  кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).

Главным инструментом мобилизации  финансовых средств являются налоги. Они в государственном регулировании  торговой деятельности играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики; с другой, это инструмент регулирования. 4

Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании. Западными экономистами разработаны различные методы определения оптимальных размеров налоговых ставок. «Кривая Лаффера» показывает, что превышение размера налогов выше оптимального на 30% ведет к снижению деятельности и сокращению поступлений в бюджет.

В целях поддержания приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые льготы, имеющие  целевой характер: например, для  развития и поддержки малого предпринимательства.

В современной теории и  практике управления выделяют два уровня налогообложения: уровень федерации и уровень субъектов. В этой связи механизм налогообложения предусматривает увязку координационных и субординационных отношений субъектов налогообложения этих уровней.

Стратегия налогового регулирования  зависит от политической ситуации в  стране и регионе, системы управления экономикой и системы управления налогообложением, экономической системы  государства и региона, экономической сущности налогового регулирования, закономерностей его влияния на различные сферы социальных факторов.

Мероприятия финансовой и  кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия ориентированы  на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для  общества и государства направлении; обеспечение информационной среды  для деятельности предприятий различных  организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической  мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Информация о работе Участие государства в коммерческой деятельности России