Теоретические основы малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить основные проблемы развития и направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
определить понятие и правовые основы малого и среднего предпринимательства;
рассмотреть роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике;
провести анализ зарубежного опыта государственного регулирования малого и среднего предпринимательства на примере США и Германии;

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 117.34 Кб (Скачать файл)

- Указ Президента Республики  Беларусь от 21.05.2009 г. (с изменениями и дополнениями от 17.03.2014 № 126.) № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»;

- Директива № 4 «О развитии  предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»;

- Декрет Президента Республики Беларусь № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»;

- Декрет №6 «О стимулировании  предпринимательской деятельности  на территории средних, малых  городских поселений, сельской местности»;

- Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 №12 «О Парке высоких технологий» (с измен. и дополн. от 3 ноября 2014 г. № 4 ).

К настоящему времени в Республике Беларусь сложилась и функционирует единая система регулирования малого бизнеса. Организационная структура системы регулирования малого предпринимательства представлена в приложении В.

Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, в Республике Беларусь функционирует Совет по развитию предпринимательства, при Совете Министров – Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики – Департамент по предпринимательству, на областном уровне – советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.

На территории Республики Беларусь функционирует также Фонд финансовой поддержки предпринимателей (ФФПП) – это некоммерческая организация, созданная для финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. ФФПП предоставляет малым предприятиям ссуды, льготные и беспроцентные кредиты, краткосрочные займы, а также оказывает финансовую помощь на безвозмездной основе.

В системе поддержки бизнеса инфраструктура поддержки малого предпринимательства играет важную роль. В целом, инфраструктура поддержки малого предпринимательства представляет собой совокупность государственных, негосударственных, общественных и коммерческих организаций, регулирующих деятельность предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для осуществления предпринимательской деятельности. К основным субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства относятся центры поддержки предпринимательства (ЦПП), инкубаторы малого предпринимательства (ИМП), технопарки, инновационные центры, центры трансферта технологий, бизнес-ассоциации и бизнес-союзы.

Центры поддержки предпринимательства (ЦПП) оказывают консультации по различным направлениям — от вопросов регистрации предприятия и получения лицензии до вопросов обучения и помощи в проведении маркетинговых исследований, поиске потенциальных инвесторов и других источников финансирования инвестиционных проектов. По состоянию на 29 октября 2013 г. в республике действовало 89 ЦПП.

К числу функции инкубаторов малого предпринимательства относят не только оказание консультационных услуг, но и предоставление офисных помещений для начинающих субъектов малого предпринимательства по ценам ниже рыночных, а также предоставление сопутствующих услуг — секретарских, по пользованию офисной техникой и др. Бизнес-инкубатор является важным инструментом регионального содействия развитию экономики, направленным на эффективную поддержку только что созданных или молодых предприятий на начальной стадии их работы.  В настоящее время в Республике Беларусь действует 13 инкубаторов поддержки малого бизнеса.

Инновационный центр представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам малого бизнеса дается возможность использовать и разрабатывать новые технологии, которые позволили бы им в будущем развить собственное производство.

Таким образом, в Республике Беларуси инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства постоянно расширяется, но при этом действует недостаточно эффективно по сравнению с зарубежными странами.

Инструменты государственного регулирования можно разделить на 3 группы: административные, экономические и социально-психологические. Система инструментов государственного регулирования представлена на рисунке 3.2.

 

 

 

 

 

Рисунок 3.2 – Система инструментов государственного регулирования сферы    малого предпринимательства

 

Система государственной поддержки бизнеса включает в себя создание правовых, экономических, информационных, консультационных и организационных условий, способствующих устойчивому развитию малого предпринимательства, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию его дальнейшего развития путем совершенствования форм и методов государственного регулирования [23, с.34-38].

Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. №148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства» предусмотрены виды и условия оказания государственной поддержки субъектам малого бизнеса (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3.3 – Виды  государственной  поддержки малого  бизнеса в  Республике  Беларусь

 

В настоящее время государственная финансовая поддержка может быть оказана за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства в виде предоставления:

- финансовых средств на  возвратной основе;

- имущества на условиях  лизинга и средств для возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей;

- льготных кредитов и  гарантий по ним;

- возмещения части процентов  за пользование банковскими кредитами;

- возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.

Поддержка предоставляется на конкурсной основе и только при реализации субъектами малого предпринимательства инвестиционных проектов по следующим направлениям:

- создание, развитие и  расширение производства товаров (работ, услуг);

- организация, развитие производства  экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;

- производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;

- внедрение новых технологий.

Обязательным условием оказания финансовой поддержки на конкурсной основе является создание новых рабочих мест. В целях повышения эффективности предоставляемой поддержки установлен контроль за ее целевым использованием, а также определен четкий круг субъектов, которые не могут на нее претендовать [24].

Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем создания доступных условий для получения информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности.

Большое внимание уделяется информационному обеспечению предпринимателей. Организован выпуск газет и журналов, таких как «Налоговый курьер предпринимателя», «Индивидуальный предприниматель», «Экономика Беларуси», «Экономическая газета» и др. Регулярно организовываются и транслируются передачи по радио и на телевидении. Освоены и новые формы и методы работы по информационному обеспечению предпринимателей. Проводятся ежемесячные информационно-консультационные дни для предпринимателей в налоговых инспекциях, исполнительных комитетах с участием государственных правоохранительных и контролирующих органов.

Приоритетными направлениями стимулирования внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства признаются развитие экспорта отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств и развитие импорта сырья (комплектующих) для собственного производства на территории Республики Беларусь при условии отсутствия отечественных аналогов.

Имущественная поддержка малого бизнеса – это передача во владение и (или) в пользование государственного имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Также могут применяться понижающие коэффициенты к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений.

Государственные органы и иные государственные организации осуществляют поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

В целях стимулирования мотивации предпринимательского труда организован и с 1997 года ежегодно проводится конкурс на звание лучшего предпринимателя года. Ежегодно определяются победители в 16 номинациях. Участие в конкурсе дает возможность повысить имидж предприятия, наладить новые деловые контакты, в хорошем смысле слова сделать себе рекламу, укрепить репутацию, обменяться опытом.

Этими действиями государство старается поддержать перспективы, заложенные в развитии малого бизнеса, который является важным фактором создания новых рабочих мест и тем самым расширения занятости, роста трудовых доходов и сокращения безработицы [25, с.248].

Таким образом можно сделать вывод о том, что государственная политика в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства становится неотъемлемой частью экономической политики нашей страны. Ведь малое предпринимательство является основой бизнеса любой цивилизованной страны, базисом экономики, надеждой и опорой в условиях кризиса. Государственное регулирование малого бизнеса является необходимым и неизбежным процессом, повышение роли которого в системе государственного управления будет способствовать ускоренному развитию данного сектора экономики в Республике Беларусь.

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы малого и среднего предпринимательства