Теоретические основы малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить основные проблемы развития и направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
определить понятие и правовые основы малого и среднего предпринимательства;
рассмотреть роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике;
провести анализ зарубежного опыта государственного регулирования малого и среднего предпринимательства на примере США и Германии;

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 117.34 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Малое и среднее предпринимательство представляет собой тот сектор экономики, развитие которого может оказать едва ли не решающее воздействие на будущее Республики Беларусь. Он является основой современной модели экономики, в значительной степени обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество внутреннего валового продукта.

Малые и средние предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых стран. Они являются необходимым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики.

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью малого и среднего предпринимательства в концепции экономического роста государства. При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране.

Объект исследования - малое и среднее предпринимательство как сектор экономики.

Предмет исследования - малое и среднее предпринимательство: зарубежный опыт и проблемы его развития в Республике Беларусь.

Цель работы - определить основные проблемы развития и направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:

определить понятие и правовые основы малого и среднего предпринимательства;

рассмотреть роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике;

провести анализ зарубежного опыта государственного регулирования малого и среднего предпринимательства на примере США и Германии;

рассмотреть становление малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь;

изучить современное состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь;

определить направления совершенствования государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.

Данная работа состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты проблемы достижения конкурентной продукции на мировых рынках, во втором - анализируется конкурентоспособность продукции в развитых странах; в третьем разделе речь идет о проблеме достижения конкурентной продукции РБ на мировых рынках.

В процессе написания работы использована учебная литература по исследуемой теме, нормативно-правовые акты в области малого предпринимательства, а также периодические издания.

1. Теоретические  основы малого и среднего предпринимательства

 

1.1 Понятие и  правовые аспекты малого и  среднего предпринимательства

 

Как явствует из самого определения, «малое и среднее предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях) [1, c. 9].

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства является численность работающих.

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником [2, с. 16].

Существует несколько подходов к определению малого бизнеса:

) по количеству занятых;

) по торговому обороту;

) по стоимости активов (т.е. всего того, что есть в  данной фирме).

 

В разных странах количественные показатели заметно отличаются. В США малый бизнес - это все компании, в которых работает менее 500 человек. Американцы выделяют также микробизнес - менее 5 занятых. В Японии предельное число занятых для малого бизнеса - 300 человек или стоимость активов не больше 100 тысяч долларов. При этом существуют разные количественные показатели для розничной и оптовой торговли. Для России малый бизнес - это компании с числом занятых менее 200, в оптовой торговле - менее 50, в розничной - менее 15 [1, c. 13].

Численность работающих в малых предприятиях определяется исходя из действующего порядка исчисления среднесписочной численности. Критерий отнесения к малым предприятиям в Республике Беларусь:

 

Таблица 1.1 - Критерий отнесения к малым предприятиям в Республике Беларусь

 

Отрасль

Численность работающих, чел.

промышленность

До 200

Наука и научное обслуживание

До 100

Строительство и другие отрасли производственной сферы

До 50

Розничная торговля

До 25

Другие отрасли непроизводственной сферы

До 25


Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь и ее важнейшей составляющей - малого и среднего предпринимательства обусловили необходимость формирования организационной системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности. Основой формирования должны были стать принципы и подходы, соответствующие новым условиям хозяйствования:

- адекватность основам функционирования  суверенного государства в условиях  становления и развития рыночной  экономики;

формирование государственных органов на функциональной основе, позволяющей существенно сократить использование командно-распорядительных методов управления;

отказ от прямого вмешательства органов государственного управления в деятельность хозяйствующих субъектов, косвенное регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности;

гарантированность свобод предпринимательской деятельности и реализации прав собственности всех субъектов хозяйствования.

Приведенные выше принципы заложены в основу организационной системы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства и в период становления свободного предпринимательства обеспечивают выполнение следующих основных функций системы:

обеспечение экономической свободы предпринимательства;

создание четких, равных «правил игры» для всех субъектов хозяйствования на всем экономическом пространстве Республики Беларусь;

формирование механизма государственного регулирования предпринимательства [4, c. 453].

Сложившаяся на сегодняшний день в республике организационная система регулирования малого предпринимательства включает в себя функциональные и институциональные составляющие, к которым относятся:

органы управления;

финансовые организации;

общественные объединения.

К органам управления малым и средним предпринимательством относятся республиканские органы государственного управления (Совет Министров Республики Беларусь, Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь, функциональные и отраслевые министерства, ведомства, комитеты) и местные исполнительные и распорядительные органы.

Министерства и другие центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставку продукции субъектами малого и среднего предпринимательства для государственных нужд, оказывают поддержку их внешнеэкономической деятельности, помогают в подготовке и переподготовке, повышении квалификации кадров, разрабатывают и осуществляют меры по созданию информационной инфраструктуры для получения экономической, правовой, производственно-технологической и иной информации и обмена информацией между субъектами малого предпринимательства, действующими в приоритетных направлениях.

Непосредственное регулирование малого и среднего предпринимательства в республике осуществляют:

Министерство экономики и его структурные подразделения в регионах (областные территориальные комитеты и территориальный комитет г. Минска);

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и региональные фонды финансовой поддержки;

центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры;

общественные объединения предпринимателей (ассоциации, союзы и др.).

Основными задачами Министерства в области предпринимательской деятельности являются:

- разработка предложений и реализация  государственной политики по  развитию и поддержке предпринимательства, координации деятельности государственных  органов управления в этой  сфере;

- разработка совместно с другими  государственными органами управления  программы государственной поддержки  предпринимательства и участия  в их реализации;

выработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов предпринимательства;

защита законных интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений субъектов предпринимательства;

обеспечение эффективного использования финансовых средств, направляемых на поддержку и развитие предпринимательства;

разработка предложения по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности субъектов предпринимательства, осуществляемой за счет внебюджетных фондов, привлекаемых заемных и других средств;

совершенствование системы и механизма финансово-кредитной поддержки предпринимательства;

организация мероприятий по обеспечению субъектов предпринимательства современным оборудованием и технологиями, созданию сети технопарков, лизинговых фирм, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры [2, c. 456].

Итак, малый бизнес - это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства является численность работающих. К органам управления малым и средним предпринимательством относятся республиканские органы государственного управления (Совет Министров Республики Беларусь, Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь, функциональные и отраслевые министерства, ведомства, комитеты) и местные исполнительные и распорядительные органы.

1.2 Роль малого  и среднего предпринимательства  в национальной экономике

 

Значение малого и среднего бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Субъекты малого и среднего предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых и средних предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Развитие малого и среднего предпринимательства способствует формированию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни. Малый и средний бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране [1, с. 12].

Малый и средний бизнес может стать также основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью именно малого и среднего бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная среда, т.е. начато реальное становление рынка.

Единственным приоритетом в развитии предпринимательства в современных условиях должно стать производство, что не означает сдерживание других видов предпринимательской деятельности. Причем развитие многообразных форм предпринимательства должно сопровождаться постоянным отслеживанием и отработкой тактических шагов по стимулированию определенных его видов сугубо экономическими методами, иначе возникает опасность усиления теневых и криминальных процессов.

В то же время при определенных условиях развитие малого и среднего бизнеса может послужить стимулом общего подъема экономики, преодоления спада производства, экономического и социального кризиса, а в связи с этим ему необходимы четко определенные льготы и преференции.

Становление и развитие малого и среднего бизнеса является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. В странах Европейского союза на долю малых и средних предприятий приходится 63-67% ВВП и свыше 70% работающего населения, в США - 50-52% ВВП и 54% работающего населения, в Японии - 52-55 и 78% соответственно.

Наибольшее влияние на развитие малого и среднего предпринимательства оказывают следующие факторы:

Информация о работе Теоретические основы малого и среднего предпринимательства