Теоретические основы инвестиционной привлекательности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:47, реферат

Описание работы

Термин ``инвестиции'' происходит от латинского слова ``invest'' - вкладывать. Инвестиции представляют собой вложения капитала в целях последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ от текущего потребления, вознаградить его за риск, возместить возможные потери от инфляции. Инвестиции могут быть классифицированы по определенным признакам. Так, по объектам принято различать следующие их типы: - инвестиции в физические активы; - инвестиции в денежные активы; - инвестиции в нематериальные (незримые) активы.

Файлы: 1 файл

пути достижения инвест.привл.предприятия.docx

— 222.33 Кб (Скачать файл)
  1. ТЕОРИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ                     ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

    1. Сущность понятия и виды инвестиционной привлекательности предприятия

 

Термин ``инвестиции'' происходит от латинского слова ``invest'' - вкладывать. Инвестиции представляют собой вложения капитала в целях последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ от текущего потребления, вознаградить его за риск, возместить возможные потери от инфляции. Инвестиции могут быть классифицированы по определенным признакам. Так, по объектам принято различать следующие их типы: - инвестиции в физические активы; - инвестиции в денежные активы; - инвестиции в нематериальные (незримые) активы. Долгосрочные капитальные вложения в создание и воспроизводство основных фондов принято называть реальными инвестициями. Вложения средств в государственные и корпоративные ценные бумаги, в банковские депозиты и сертификаты - финансовыми инвестициями. Вложения средств в мероприятия научно-технического прогресса, в программы переобучения и повышения квалификации кадров и т.п. - инновационными инвестициями. Реальные инвестиции подразделяются на следующие группы: 1) инвестиции в повышении эффективности собственного производства. Их цель - создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования, модернизации основных фондов, перемещения производственных мощностей и т.д.; инвестиции в расширение собственного производства, преследующие целью увеличение объема выпускаемой продукции в рамках уже существующих производств; 3) инвестиции в создание нового собственного производства или применение новых технологий в нем. Эта группа включает инвестиции в создание новых предприятий, реконструкцию существующих с нацеленностью на новую продукцию или новые рынки сбыта; 4) инвестиции в несобственное производство, обеспечивающие выполнение какого-либо заказа (в том числе государственного) или участие в инвестиционном проекте; 5) инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Они необходимы, когда фирма вынуждена удовлетворять требования властей в части экономических стандартов, безопасности продукции либо иных условий деятельности. Причиной, обусловливающей такую классификацию инвестиций, является различный уровень риска, с которыми они сопряжены. Ясно, что организация нового производства, имеющего своей целью выпуск незнакомого рынку продукта, связана с наибольшей степенью неопределенности. Тогда как повышение эффективности производства уже принятого рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий инвестирования. Инвестиции же ради удовлетворения требований государственных органов управления не просто сопряжены с низким уровнем риска, а являются обязательными для компании. Но в целом инвестиционные операции нельзя рассматривать как произвольную'' форму деятельности фирмы. Неосуществление инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций. Поэтому все возможные инвестиции можно разбить на две группы: - пассивные инвестиции, то есть те, которые обеспечивают в лучшем случае сохранение показателей эффективности вложений в операции данной фирмы за счет замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала и т.д.; - активные инвестиции, то есть такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности за счет технических и экономических инноваций.

- финансовые показатели деятельности предприятия

    Деятельность предприятия  характеризуется целым рядом  финансовых показателей. Важнейшие  из этих показателей – выручка  от реализации, прибыль и сальдо  потоков денежных средств предприятия.  Значения этих показателей и  их изменение дает возможность  достоверно представлять себе  эффективность деятельности предприятия  и его актуальные проблемы. Анализ  основных финансовых показателей  деятельности предприятия проводится  за один и тот же для всех  показателей отчетный период.

Доход, который предприятие получает от реализации товара, оказанных услуг  и выполненных работ за какой-либо период составляет выручку от реализации. Выручка от реализации выражается не только в денежной форме. При бартере  и взаимозачетах выручка от реализации выражается не денежной форме.

Разница между выручкой от реализации и всеми расходами предприятия  за отчетный период составляет прибыль. В расходы предприятия входит, в том числе и себестоимость  товаров и услуг. Прибыль облагается налогом. Сумма прибыли за вычетом  налогов прибыль образует прибыль, которая остается в распоряжении предприятия.

Разница между всеми денежными  средствами, которые поступили на предприятие, и всеми денежными  средствами, которые предприятие  выплатило, составляет сальдо потоков  денежных средств.

- Ликвидность предприятия

Одной из задач анализа финансового состояния предприятия является оценка его платежеспособности и ликвидности.

Инструментами оценки ликвидности  могут быть коэффициенты ликвидности — финансовые показатели, рассчитываемые на основании отчётности предприятия для определения номинальной способности компании погашать текущую задолженность за счёт имеющихся текущих (оборотных) активов.

    Например, часть товарных остатков может иметь нулевую ликвидность; часть дебиторской задолженности может иметь срок погашения более одного года; выданные займы и векселя формально относятся к оборотным активам, но фактически могут быть средствами, переданными на длительный срок для финансирования связанных структур. Такие составляющие баланса выносятся за пределы оборотных активов и не учитываются при расчете показателей ликвидности.

На практике принято выделять 4-е  группы ликвидности активов:

  • А1 — наиболее ликвидные активы,
  • А2 — быстрореализуемые активы,
  • А3 — медленнореализуемые активы,
  • А4 — труднореализуемые активы.

   Деление производится с  целью определения ликвидности  предприятия или ликвидности  бухгалтерского баланса. Для этого  источники финансирования разделяют  на 4 группы:

  • П1 — наиболее срочные обязательства,
  • П2 — краткосрочные пассивы,
  • П3 — долгосрочные пассивы,
  • П4 — постоянные пассивы.

Предприятие ликвидно, если А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4

На основании данных групп рассчитываются показатели ликвидности.

  • Быстрая ликвидность

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности (англ. Quick ratio, Acid test, QR) — финансовый коэффициент, равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Источником данных служит бухгалтерский баланс компании аналогично, как для текущей ликвидности, но в составе активов не учитываются материально-производственные запасы так как при их вынужденной реализации убытки будут максимальными среди всех оборотных средств.

Кбл = (Текущие активы — Запасы) / Текущие обязательстваили Кбл = (Краткосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Денежные средства)/(Краткосрочные пассивы — Доходы будущих периодов — Резервы предстоящих расходов) или К = (А1 + А2) / (П1 + П2) Коэффициент отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции. Строки баланса (240+250+260) / (690-640-650).[1]

Абсолютная ликвидность

Коэффициент абсолютной ликвидности (англ. Cash ratio) — финансовый коэффициент, равный отношению денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Источником данных служит бухгалтерский баланс компании аналогично, как для текущей ликвидности, но в составе активов учитываются только денежные и приравненные к ним средства: (строка 260 + строка 250) / (строка 690—650 — 640).

Кал = (Денежные средства + краткосрочные  финансовые вложения) / Текущие обязательства или Кал = (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) / (Краткосрочные пассивы — Доходы будущих периодов — Резервы предстоящих расходов). Считается, что нормальным значение коэффициента должно быть не менее 0,2, т.е каждый день потенциально могут быть оплачены 20 % срочных обязательств. Он показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.

  • Соотношение собственных и заемных средств

Соотношение собственных и заемных средств - помогает оценить финансовую устойчивость фирмы или уровень ее долговой зависимости, позволяет судить о стабильности компании и ее способности привлечения дополнительного капитала.  Характеризует соотношение собственных и заемных средств. Считается нормальным соотношение 2: 1, при котором примерно одна треть финансирования осуществляется за счет заемных средств. Однако соотношение собственных и заемных средств зависит от многих факторов. Обеспечивается устойчивое соотношение собственных и заемных средств, и, отсюда, снижается финансовый риск. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств представляет соотношение величины обязательств предприятия и его собственных средств. Структура капитала представляет собой соотношение собственных и заемных средств долгосрочного характера. Структура капитала определяет многие аспекты деятельности предприятия и оказывает прямое влияние на его финансовые результаты. Финансовое равновесие представляет собой такое соотношение собственных и заемных средств предприятия, при котором за счет собственных средств полностью погашаются как прежние, так и новые долги. При этом, если нет источника для погашения новых долгов в будущем, то устанавливаются определенные граничные условия на использование уже существующих собственных средств в настоящем. 

  • Анализ хозяйственной деятельности

    АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - метод изучения процесса и оценки результатов производственной, торговой, сервисной и других видов экономической деятельности фирмы (предприятия, организации). Анализ хозяйственной деятельности служит аналитической базой для устранения недостатков и развития позитивных направлений деятельности фирмы.

Анализ хозяйственной деятельности может быть: 1) общим -когда анализируются  все направления и оценивается  конечный результат хозяйственной  деятельности фирмы; 2) целевым - когда  анализируется конкретное направление  в деятельности фирмы или оценивается  результат решения конкретной экономической  задачи (например, исследование направлений  инвестиционных вложений фирмы; оценка целесообразности вложения средств  в повышение профессионального  уровня персонала фирмы; анализ результатов  освоения нового регионального рынка).

Различаются сравнительный и факторный  методы анализа хозяйственной деятельности. При сравнительном анализе хозяйственной  деятельности сопоставляются показатели хозяйственной деятельности фирмы  в динамике (за год, за несколько лет), фактические с нормативными или прогнозируемыми показателями, показатели конкурирующих фирм в целом и в конкретных сферах деятельности. Факторный анализ отображает влияние конкретных мероприятий в производственной, торговой, инвестиционной, сервисной или других хозяйственных сферах деятельности фирмы на изменение ее экономических показателей (конкретных либо всего комплекса).

 

1.2  Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия     

 

Основываясь на мировой практике, оценка инвестиционной привлекательности предприятия  проводится при наличии необходимых данных, таких как: [2]    

1) движение денежных средств;    

2) балансовые ведомости;    

3) отчет о прибылях и убытках.    

Для европейских фирм главным показателем инвестиций является срок окупаемости и фондоотдача. У японских компаний все иначе, там главенствующая роль принадлежит стратегической оценке положения на рынке. Для оценки инвестиционной деятельности США используется обычно два показателя: эффективность инвестиций и остаточный доход.    

Что касается этапов, которые используются в процессе принятия инвестиционных решений, то на данный момент выделяют три основных:     

1) размер инвестиций и определение источников финансирования;    

2) оценка предполагаемых денежных потоков от реализации инвестиционного проекта;     

3) оценка финансового состояния предприятия и шансов его участия в инвестиционной деятельности.    

Пожалуй, самым важным этапом оценки инвестиционной привлекательности выступает анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.С его помощью оценивается привлекательность и перспективность  данного предприятия с точки зрения возможности мобилизации доступных источников.

    Финансовое  состояние предприятия – это  понятие и его характеристики, которые опираются на оценку эффективности  размещения средств, наличие необходимой  финансовой базы, организация расчетов и устойчивость платежеспособности. Как известно, данные финансовой отчетности служат источником информации для характеристики финансового состояния, эти данные оценивают за четко определенный период.    

Очень широко распространены различные методики, созданные для оценки финансового положения предприятия, которые основаны на анализе системы финансовых коэффициентов. При всем их разнообразии, они должны включать показатели таких направлений оценки финансового состояния предприятия: [5]

  • показатели ликвидности;
  • показатели финансовой устойчивости;
  • показатели деловой активности;
  • показатели рентабельности.

 

    Ликвидностью  предприятия называется его способность  быстро продать активы и получить деньги для оплаты своих обязательств.     

Информация о работе Теоретические основы инвестиционной привлекательности предприятия