Теоретически аспекты исследования предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение и изучение потенциала Краснодарского края в развитии малого бизнеса. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть привлекательность Краснодарского края в развитии предпринимательства;
проанализировать проблемы в развитии малого бизнеса и найти пути их решения;
проанализировать государственную поддержку малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………2
1. Теоретически аспекты исследования предпринимательства
1.1 . Генезис понятия «предпринимательства»………………...4
1.2 . Функции и виды предпринимательства…………………...9
1.3 . Малый бизнес как вид предпринимательской деятельности………………………………………………...15
2. Особенности развития малого бизнеса в Краснодарском крае
2.1 . Анализ состояния малого бизнеса в России и Краснодарском крае………………………………………...19
2.2 . Привлекательность Краснодарского края в развитии малого бизнеса: высокий экономический потенциал…….24
2.3 . Благоприятный инвестиционный климат………………..27
3. Потенциал Краснодарского края в развитии предпринимательства
3.1 . Положение Российских регионов по индексу условий для развития малого бизнеса……………………………………33
3.2 . Результаты опроса малого бизнеса по Краснодарскому краю………………………………………………………….36
3.3 . Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае………………………………………...41
Заключение…………………………………………………….45
Список использованных источников……………………....47

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 569.51 Кб (Скачать файл)

Исследовательский проект был выполнен Евразийским институтом конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) и консультационной компанией Strategy Partners Group по заказу ОПОРЫ  РОССИИ.

Далее мы рассмотрим главные проблемы, касающиеся малого бизнеса в целом  в Краснодарском крае.

 

 

      1. Результаты опроса малого бизнеса по краснодарскому краю

 

Ситуацию с малым бизнесом в Краснодарском крае можно охарактеризовать как позитивную в целом. Среди предпринимателей региона описали общее состояние своего бизнеса на текущий момент, как «скорее хорошее» (42%), «хорошее» (18%), «скорее плохое» (22%) и «плохое» (14%). Далее более подробней рассмотрим главные проблемы предпринимательства в крае.

    • Какого положения малого бизнеса в настоящий момент?

 

При опросе 30% предпринимателей заявили, что текущее положение их фирм устойчиво, денег хватает для поддержания бизнеса и есть источники его развития. 44% также отметили стабильность состояния, но подчеркнули, что отсутствуют резервы роста. Лишь 22% заявили, что не хватает средств даже для поддержания текущего положения бизнеса.

  • Какого финансовое состояние малого бизнеса?

За последний год улучшилось финансовое состояние 32% бизнесменов. У такого же числа оно ухудшилось, и у 34% осталось неизменным. 28% считают, что их финансовое положение улучшится, 24% – что станет хуже, и 32,0% полагают, что оно не изменится. Таким образом, в регионе ожидает улучшения  существенно меньшая доля представителей малого бизнеса. Хотя в целом пессимистические оценки ситуации нельзя назвать доминирующими, они все же достаточно распространены, чтобы можно было говорить о формировании стагнационного сознания у предпринимателей края.

    • Прибегают ли предприниматели к помощи судебной власти?

Фактором, осложняющим развитие малого бизнеса, являются правовые условия. Наиболее четко это выражается в готовности обращаться в суд при нарушении  законных прав. Мнения предпринимателей в Краснодарском крае по поводу такой  готовности разделились. 36% согласились  с утверждением о том, что представители  малого бизнеса не прибегнут к  помощи судебной власти. В то же время, 38% отрицали возможность подобной линии  поведения. Во всей выборке предпринимателей 60,7% заявили, что в их регионе не принято обращаться в суд.

В отношении же к власти малый  бизнес по-прежнему чувствует себя практически незащищенным. Если его  оппонентами в суде будет администрация  региона, шансы на защиту законных интересов  минимальны или отсутствуют совсем. Такой ответ дали 82% предпринимателей. Аналогичное отношение к возможным конфликтам с властями населенного пункта (76%) и разнообразными контролирующими инстанциями (76%).

В немалой степени негативному  восприятию ситуации способствуют объективные  трудности развития малого бизнеса. Одной из них является проблема получения  производственных площадей. Краснодарский  край обладает более мягким климатом по сравнению с большинством регионов России, поэтому потребность в  соответствующих вложениях, здесь  должна быть несколько ниже. Тем  не менее, это не позволяет решить проблему радикальным образом.

    • Как дела обстоят с арендой, недвижимостью?

Всего 16% предпринимателей сказали, что  в их регионе малому бизнесу легко  получить производственные площади. 72,0% отметили, что это сделать сложно, причем 16% – что очень сложно. Проблема производственных площадей содержит как чисто технический аспект, связанный с физической их доступностью, так и аспект финансовый – высокие  арендные ставки.

Для 20% предпринимателей доля арендных платежей в расходах их фирмы составляет более половины. Столько же бизнесменов  вообще отрицают существование рынка  производственных и офисных площадей в крае. 54% указывают на их недоступные  цены, 16% – на отсутствие кредитов, способствующих приобретению или аренде коммерческой недвижимости. 40,0% представителей малого бизнеса хотели бы снижения цен на аренду этой недвижимости. Правда, немногим меньше (34,0%) предпочли бы эти цены зафиксировать на сегодняшнем уровне, что свидетельствует о неравномерном воздействии стоимости аренды на развитие малых предприятий в регионе.

    • Как справляются предприниматели с налогами?

По мнению предпринимателей, из всех контролирующих органов больше всего  мешает нормально работать малому бизнесу  налоговая служба (59,5%). Затем с  большим отрывом идут пожарная инспекция (23,8%), милиция (21,4%), санитарно-эпидемиологический надзор (19%) инспекция по качеству товаров  и защите прав потребителей (11,9%).

В этой ситуации есть некоторые положительные  подвижки. Так, 38% бизнесменов сказали, что за последние пару лет процедура  их взаимодействия с налоговой инспекцией упростилась. Однако условия ведения  бизнеса остаются довольно сложными. Например, 24% предпринимателей отметили, что в ходе административных проверок, как правило, или даже всегда, нарушается установленная законом процедура.

    • Требуется поддержка

 

 В процессе своего развития малое предпринимательство  выработало ряд способов преодоления  административных барьеров. В крае наиболее часто используются дача взятки (45,7%) и избегание контактов с  властями (40%). Также практикуется нахождение бизнес-партнера, который мог бы эффективно решать проблемы с властями (25,7%), продвижение своих представителей в администрацию для защиты интересов (20%). Лишь на пятом месте стоит  обращение в суд (14,3%). Далее следует  поддержка различных ассоциаций предпринимателей, а также обращения  к знакомым чиновников или политикам (по 11,4%). Ничтожную долю (2,4%) составляют обращения в СМИ.

Лишь 8% краснодарских бизнесменов  заявили, что не нуждаются ни в  чьей поддержке. Остальные возложили  ответственность за создание благоприятных  условий на органы власти. 22% сочли, что оказывать поддержку малому бизнесу должны федеральные власти, 18% –региональные, 36% – муниципалитеты.

24% предпринимателей заявили, что  их интересы никогда не учитываются, 28% – что отсутствие учета интересов  является правилом. Столько же  посчитали, что правилом является  как раз учет интересов малого  бизнеса. Но только 10% смогли сказать,  что региональная власть с  ними считается всегда. Нередкими  оказались случаи не только  игнорирования чиновниками интересов  малого бизнеса, но и прямого  нарушения законов в отношениях  с ним. Наличие правонарушений  со стороны чиновников признали 60% опрошенных, а со стороны представителей  МВД – 48,0%.

Несколько менее существенными  представляются препятствия криминального  характера. 42% бизнесменов отметили, что приходится сталкиваться с угрозами, насилием и вымогательством. Наибольшими  рисками предприниматели считают  ухудшение ситуации в экономике  и рост арендных платежей. Это сугубо экономические факторы и их преобладание свидетельствует о развитии малого бизнеса в сторону большей  цивилизованности.

Анализируя выше сказанное, можно  сказать, что состояния малого бизнеса края является положительной, но масса проанализированных факторов создает негативный образ региона. Наиболее важными из них выступают отношения с властью, бюрократия и административные барьеры. 52% предпринимателей высказали мнение, что в крае созданы плохие условия для малого бизнеса. Только 32% придерживаются противоположной позиции. В ближайший год улучшения ситуации ожидают 20% предпринимателей – столько же, сколько и ухудшения. 46% полагают, что ничего не изменится.15 Что касается государственной поддержки края, то это будет рассмотрено в следующем пункте.

 

 

 

      1. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае.

 

«Государственная  поддержка малого и среднего предпринимательства  в Краснодарском крае» на 2009 – 2012 годы

(утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2009 года №150, корректировок в 2011 году)

Координатор программы  – департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края. Рейтинг программы по итогам 2011 года – 100,0 %.

Объем бюджетного финансирования программы в 2011 году был предусмотрен в сумме 372650,0 тыс. рублей (100,0 % от паспортных назначений), в том числе средства:

    • федерального бюджета – 260000,0 тыс. рублей (субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства);
    • краевого бюджета – 112 650,0 тыс. рублей.

За 2011 год кассовые расходы координатора программы составили 372 650,0 тыс. рублей, или 100,0 % от годовых бюджетных назначений, в том числе средства:

    • федерального бюджета – 260 000,0 тыс. рублей (субсидии юридическим лицам и предпринимателям);
    • краевого бюджета – 112 649,9 тыс. рублей, из них:
    • субсидии юридическим лицам и предпринимателям – 100 250,0 тыс. рублей;
    • субсидии муниципальным образованиям края – 7 000,0 тыс. рублей.

Софинансирование местных  бюджетов на паритетных условиях составило 7 000,0 тыс. рублей. Все предусмотренные программой мероприятия выполнены в полном объеме.

В рамках реализации программы в 2011 году:

    • информационную поддержку получили 67 446 субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • государственную поддержку в виде субсидий на общую сумму 208,25 млн. рублей за счет средств федерального и краевого бюджетов получили  299 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:194 субъекта малого бизнеса на ранней стадии их деятельности.
    • 20 субъектов малого и среднего предпринимательства – на субсидирование части понесенных затрат на уплату % по кредитам, полученным в кредитных организациях, и части затрат по лизинговым платежам, в результате стоимость основных фондов и нематериальных активов субсидируемых субъектов МиСБ за счет господдержки с учетом собственных вложений увеличилась до 585,68 млн. рублей (по плану – 79);
    • 85 субъектов малого и среднего предпринимательства – на субсидирование части понесенных затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), в результате стоимость основных фондов и нематериальных активов субсидируемых субъектов МиСБ за счет господдержки с учетом собственных вложений увеличилась до 1216,83 млн. рублей (по плану – 644).

В целях осуществления деятельности, направленной на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, выплачены субсидии:

    • некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края» (150 млн. рублей), которой  в 2011 году предоставлены поручительства 56 субъектам малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на сумму 161,5 млн. рублей, что позволило обеспечить выдачу им кредитных средств в банках на общую сумму 274,8 млн. рублей;
    • проведен конкурс «Лучшие предприниматели Краснодарского края» за 2010 год, победителями стали 27 предпринимателей в 9 номинациях;
    • 90 предпринимателей прошли обучение на курсах повышения квалификации для субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • 18 из 19 муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства по итогам конкурсного отбора получили софинансирование из краевого бюджета на реализацию отдельных программных мероприятий (города Горячий Ключ, Новороссийск, Краснодар, Белореченский, Выселковский, Динской, Кавказский, Кореновский, Курганинский, Лабинский, Новокубанский, Северский, Славянский, Тбилисский, Темрюкский, Тимашевский, Тихорецкий, Туапсинский районы).

Все запланированные критерии выполнения программы выполнены, в том числе:

    • рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составил 104,4 % (план – 102);
    • рост численности занятых в малом и среднем предпринимательстве по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составил 105,4 % (план – 101,5);
    • рост оборота малых и средних предприятий по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составил 153,9 % (план – 105,3);
    • рост объема производства товаров и оказываемых услуг предпринимателями без образования юридического лица по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составил 132 % (план – 104);
    • рост объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составил 114 % (план – 105).

Подводя итог, отметим, что в рамках реализации Программы в 2011 г.:

  • государственную поддержку получили 116 субъектов малого бизнеса, 1 сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, 1 организация, управляющая деятельностью бизнес-инкубатора;
  • создана некоммерческая организация «Револьверный фонд Краснодарского края» для поддержки субъектов малого бизнеса, являющихся производителями товаров, заключающих государственный или муниципальный контракт в соответствии с № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г., путем предоставления софинансирования обеспечения исполнения контракта;
  • 12 из 15 муниципальных программ поддержки и развития малого бизнеса по итогам конкурса получили софинансирование из краевого бюджета на реализацию своих муниципальных программ поддержки и развития малого бизнеса;
  • 469 предпринимателей обучены на краткосрочных курсах повышения квалификации;
  • некоммерческой организацией «Гарантийный фонд поддержки субъектов м<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; fo

Информация о работе Теоретически аспекты исследования предпринимательства