Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение и изучение потенциала Краснодарского края в развитии малого бизнеса. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть привлекательность Краснодарского края в развитии предпринимательства;
проанализировать проблемы в развитии малого бизнеса и найти пути их решения;
проанализировать государственную поддержку малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае.
Введение……………………………………………………………2
1. Теоретически аспекты исследования предпринимательства
1.1 . Генезис понятия «предпринимательства»………………...4
1.2 . Функции и виды предпринимательства…………………...9
1.3 . Малый бизнес как вид предпринимательской деятельности………………………………………………...15
2. Особенности развития малого бизнеса в Краснодарском крае
2.1 . Анализ состояния малого бизнеса в России и Краснодарском крае………………………………………...19
2.2 . Привлекательность Краснодарского края в развитии малого бизнеса: высокий экономический потенциал…….24
2.3 . Благоприятный инвестиционный климат………………..27
3. Потенциал Краснодарского края в развитии предпринимательства
3.1 . Положение Российских регионов по индексу условий для развития малого бизнеса……………………………………33
3.2 . Результаты опроса малого бизнеса по Краснодарскому краю………………………………………………………….36
3.3 . Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае………………………………………...41
Заключение…………………………………………………….45
Список использованных источников……………………....47
Исследовательский проект был выполнен Евразийским институтом конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) и консультационной компанией Strategy Partners Group по заказу ОПОРЫ РОССИИ.
Далее мы рассмотрим главные проблемы, касающиеся малого бизнеса в целом в Краснодарском крае.
Ситуацию с малым бизнесом в Краснодарском крае можно охарактеризовать как позитивную в целом. Среди предпринимателей региона описали общее состояние своего бизнеса на текущий момент, как «скорее хорошее» (42%), «хорошее» (18%), «скорее плохое» (22%) и «плохое» (14%). Далее более подробней рассмотрим главные проблемы предпринимательства в крае.
При опросе 30% предпринимателей заявили, что текущее положение их фирм устойчиво, денег хватает для поддержания бизнеса и есть источники его развития. 44% также отметили стабильность состояния, но подчеркнули, что отсутствуют резервы роста. Лишь 22% заявили, что не хватает средств даже для поддержания текущего положения бизнеса.
За последний год улучшилось финансовое состояние 32% бизнесменов. У такого же числа оно ухудшилось, и у 34% осталось неизменным. 28% считают, что их финансовое положение улучшится, 24% – что станет хуже, и 32,0% полагают, что оно не изменится. Таким образом, в регионе ожидает улучшения существенно меньшая доля представителей малого бизнеса. Хотя в целом пессимистические оценки ситуации нельзя назвать доминирующими, они все же достаточно распространены, чтобы можно было говорить о формировании стагнационного сознания у предпринимателей края.
Фактором, осложняющим развитие малого бизнеса, являются правовые условия. Наиболее четко это выражается в готовности обращаться в суд при нарушении законных прав. Мнения предпринимателей в Краснодарском крае по поводу такой готовности разделились. 36% согласились с утверждением о том, что представители малого бизнеса не прибегнут к помощи судебной власти. В то же время, 38% отрицали возможность подобной линии поведения. Во всей выборке предпринимателей 60,7% заявили, что в их регионе не принято обращаться в суд.
В отношении же к власти малый бизнес по-прежнему чувствует себя практически незащищенным. Если его оппонентами в суде будет администрация региона, шансы на защиту законных интересов минимальны или отсутствуют совсем. Такой ответ дали 82% предпринимателей. Аналогичное отношение к возможным конфликтам с властями населенного пункта (76%) и разнообразными контролирующими инстанциями (76%).
В немалой степени негативному восприятию ситуации способствуют объективные трудности развития малого бизнеса. Одной из них является проблема получения производственных площадей. Краснодарский край обладает более мягким климатом по сравнению с большинством регионов России, поэтому потребность в соответствующих вложениях, здесь должна быть несколько ниже. Тем не менее, это не позволяет решить проблему радикальным образом.
Всего 16% предпринимателей сказали, что в их регионе малому бизнесу легко получить производственные площади. 72,0% отметили, что это сделать сложно, причем 16% – что очень сложно. Проблема производственных площадей содержит как чисто технический аспект, связанный с физической их доступностью, так и аспект финансовый – высокие арендные ставки.
Для 20% предпринимателей доля арендных платежей в расходах их фирмы составляет более половины. Столько же бизнесменов вообще отрицают существование рынка производственных и офисных площадей в крае. 54% указывают на их недоступные цены, 16% – на отсутствие кредитов, способствующих приобретению или аренде коммерческой недвижимости. 40,0% представителей малого бизнеса хотели бы снижения цен на аренду этой недвижимости. Правда, немногим меньше (34,0%) предпочли бы эти цены зафиксировать на сегодняшнем уровне, что свидетельствует о неравномерном воздействии стоимости аренды на развитие малых предприятий в регионе.
По мнению предпринимателей, из всех контролирующих органов больше всего мешает нормально работать малому бизнесу налоговая служба (59,5%). Затем с большим отрывом идут пожарная инспекция (23,8%), милиция (21,4%), санитарно-эпидемиологический надзор (19%) инспекция по качеству товаров и защите прав потребителей (11,9%).
В этой ситуации есть некоторые положительные
подвижки. Так, 38% бизнесменов сказали,
что за последние пару лет процедура
их взаимодействия с налоговой инспекцией
упростилась. Однако условия ведения
бизнеса остаются довольно сложными.
Например, 24% предпринимателей отметили,
что в ходе административных проверок,
как правило, или даже всегда, нарушается
установленная законом
В процессе своего
развития малое предпринимательство
выработало ряд способов преодоления
административных барьеров. В крае
наиболее часто используются дача взятки
(45,7%) и избегание контактов с
властями (40%). Также практикуется нахождение
бизнес-партнера, который мог бы
эффективно решать проблемы с властями
(25,7%), продвижение своих
Лишь 8% краснодарских бизнесменов заявили, что не нуждаются ни в чьей поддержке. Остальные возложили ответственность за создание благоприятных условий на органы власти. 22% сочли, что оказывать поддержку малому бизнесу должны федеральные власти, 18% –региональные, 36% – муниципалитеты.
24% предпринимателей заявили, что
их интересы никогда не
Несколько менее существенными
представляются препятствия криминального
характера. 42% бизнесменов отметили,
что приходится сталкиваться с угрозами,
насилием и вымогательством. Наибольшими
рисками предприниматели
Анализируя выше сказанное, можно сказать, что состояния малого бизнеса края является положительной, но масса проанализированных факторов создает негативный образ региона. Наиболее важными из них выступают отношения с властью, бюрократия и административные барьеры. 52% предпринимателей высказали мнение, что в крае созданы плохие условия для малого бизнеса. Только 32% придерживаются противоположной позиции. В ближайший год улучшения ситуации ожидают 20% предпринимателей – столько же, сколько и ухудшения. 46% полагают, что ничего не изменится.15 Что касается государственной поддержки края, то это будет рассмотрено в следующем пункте.
«Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» на 2009 – 2012 годы
(утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2009 года №150, корректировок в 2011 году)
Координатор программы – департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края. Рейтинг программы по итогам 2011 года – 100,0 %.
Объем бюджетного финансирования программы в 2011 году был предусмотрен в сумме 372650,0 тыс. рублей (100,0 % от паспортных назначений), в том числе средства:
За 2011 год кассовые расходы координатора программы составили 372 650,0 тыс. рублей, или 100,0 % от годовых бюджетных назначений, в том числе средства:
Софинансирование местных бюджетов на паритетных условиях составило 7 000,0 тыс. рублей. Все предусмотренные программой мероприятия выполнены в полном объеме.
В рамках реализации программы в 2011 году:
В целях осуществления деятельности, направленной на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, выплачены субсидии:
Все запланированные критерии выполнения программы выполнены, в том числе:
Подводя итог, отметим, что в рамках реализации Программы в 2011 г.:
Информация о работе Теоретически аспекты исследования предпринимательства