Теоретически аспекты исследования предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение и изучение потенциала Краснодарского края в развитии малого бизнеса. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть привлекательность Краснодарского края в развитии предпринимательства;
проанализировать проблемы в развитии малого бизнеса и найти пути их решения;
проанализировать государственную поддержку малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………2
1. Теоретически аспекты исследования предпринимательства
1.1 . Генезис понятия «предпринимательства»………………...4
1.2 . Функции и виды предпринимательства…………………...9
1.3 . Малый бизнес как вид предпринимательской деятельности………………………………………………...15
2. Особенности развития малого бизнеса в Краснодарском крае
2.1 . Анализ состояния малого бизнеса в России и Краснодарском крае………………………………………...19
2.2 . Привлекательность Краснодарского края в развитии малого бизнеса: высокий экономический потенциал…….24
2.3 . Благоприятный инвестиционный климат………………..27
3. Потенциал Краснодарского края в развитии предпринимательства
3.1 . Положение Российских регионов по индексу условий для развития малого бизнеса……………………………………33
3.2 . Результаты опроса малого бизнеса по Краснодарскому краю………………………………………………………….36
3.3 . Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае………………………………………...41
Заключение…………………………………………………….45
Список использованных источников……………………....47

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 569.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

    1. Особенности развития малого бизнеса в России

 

2.1. Анализ состояния  малого бизнеса в России и  Краснодарском крае

 

На фоне международных сопоставлений  Российский бизнес-климат для малого бизнеса выглядит непривлекательно. По большинству показателей Россия находится в числе явных аутсайдеров. Так, наиболее серьезное отставание отмечается в вопросах доступа к  финансированию, доступности квалифицированных  кадров, в частности, квалифицированных  управленцев, а также в вопросе  внедрения новых технологий. Плохо  обстоят дела с инфраструктурой  и покупательной способностью. И, наконец, в трех из девяти рейтингов  позиции России на фоне других стран  выглядят относительно благополучно. Речь идет о вопросах стоимости рабочей  силы, административного регулирования  и изменения организационной  структуры компаний. [16,56]

По состоянию на 1 октября 2012 года в Российской Федерации официально зарегистрировано 238,1 тыс. малых предприятий, что на 8,2% больше, чем по состоянию  на первое января 2011 года. Численность  работников данных предприятий  - 6359,4 тыс. человек, что составляет 13,1% от общей численности занятых. По численности  малых предприятий лидирует Центральный  Федеральный округ, где сосредоточено  более 70 тыс. малых предприятий (Рисунок 3).

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Численность  малых предприятий по округам  Российской Федерации в 2012 году.

Источник: Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/.

 

В структуре Российского  малого бизнеса по данным на 2012 год  лидирует торговля, ремонт автомобилей  и других изделий, занимая почти  треть рынка малого бизнеса. За ними идут операции с недвижимостью и  строительство, охватывая в сумме  более 30% малых предприятий (Рисунок 4).

 

 Рисунок 4. Структура малого бизнеса в России по отраслям в 2012 году. Источник: Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

 

Несмотря на увеличение количества малых предприятий, малый бизнес в России в настоящее время  находится в состоянии стагнации. Оценивая демографию малых предприятий (Таблица 1), можно заметить, что в течение нескольких лет до финансового кризиса 2008 года в России отмечался значительный рост сектора малого предпринимательства. Активизация государственной поддержки способствовала развитию предпринимательских инициатив на федеральном уровне и в регионах. Но положительные тенденции были приостановлены в условиях новой экономической ситуации в третьем квартале 2008 года. Проявившийся в России мировой финансово-экономический кризис поставил в затруднительное положение предприятия малого бизнеса.

Таблица 1. Коэффициент рождаемости малых предприятий. На 1000 предприятий.

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Январь

8,7

7,3

8,5

8,4

5,2

5,4

5,5

5,6

Февраль

8,7

9,8

11,1

11,5

7,9

8,8

8,2

8,4

Март

9,2

7,4

11,6

10,9

8,6

8,9

9,2

8,3

Апрель

8,9

9,7

11,3

12,3

8,4

9,2

9,2

9,0

Май

7,6

10,8

10,2

9,3

6,5

7,3

7,3

7,8

Июнь

7,6

11,4

9,4

8,9

6,6

7,5

7,4

7,1

Июль

7,4

9,8

10,1

9,7

5,2

7,5

6,9

7,9

Август

8,3

10,0

10,1

8,7

7,4

7,5

7,9

7,7

Сентябр

7,9

9,0

8,3

9,0

7,6

7,8

7,4

6,9

Октябрь

9,7

10,6

10,7

10,1

8,3

7,7

8,0

8,7

Ноябрь

9,7

10,5

10,4

8,1

8,1

8,3

8,5

9,3

Декабрь

11,4

11,2

10,9

9,8

8,9

9,3

9,1

9,1

 Январь

101,0

123,8

122,4

115,2

88,7

93,6

94,7

95,8


 Источник: Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/.

В новых экономических условиях для многих компаний стоял вопрос о выживании. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), половина россиян в 2009 году не намерены были заниматься бизнесом. По сравнению с 2008 годом количество не желающих заниматься предпринимательством выросло с 44 % до 55 %. Об этом свидетельствует и статистика ликвидации малых предприятий (Таблица 2). В 2012 году ситуация лишь ухудшилась. В 2012 году на 95 вновь созданных предприятий приходится 89 ликвидированных.

Таблица 2. Коэффициент ликвидации малых предприятий. На 1000 предприятий.

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Январь

1,8

1,7

6,1

3,2

3,9

3,6

4,2

7,7

Февраль

1,8

4,5

6,7

3,1

4,1

3,6

4,6

6,5

Март

2,0

2,8

9,2

3,0

3,6

4,2

7,5

7,2

Апрель

2,2

3,1

7,8

2,8

3,5

4,1

8,2

8,0

Май

1,6

3,9

5,3

2,7

3,8

3,6

5,9

6,2

Июнь

1,8

6,3

4,4

2,5

3,9

3,8

7,0

6,0

Июль

1,6

6,9

5,1

2,9

4,0

4,4

6,5

7,5

Август

1,6

6,3

4,6

2,3

2,8

4,3

6,7

6,0

Сентябрь

1,5

6,1

4,1

3,4

3,0

3,1

5,8

7,3

Октябрь

1,9

7,2

5,2

3,9

3,6

3,6

7,3

9,2

Ноябрь

1,5

7,5

5,2

3,4

3,2

3,9

6,8

6,9

Декабрь

2,1

8,3

3,1

3,9

3,6

5,0

10,5

10,5

Январь

20,9

65,3

66,6

36,0

42,0

46,3

81,3

89,0


Источник: Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/.

Однако если рассмотреть аналогичные  показатели отдельно по Краснодарскому краю, то можно наблюдать несколько  иную тенденцию (Таблица 3). Несмотря на небольшое снижение коэффициента рождаемости в 2012 году по сравнению с 2011 годом, прослеживается значительное снижение количества ликвидированных предприятий за этот же период.

 

Таблица 3. Коэффициенты «рождаемости»  и ликвидации малых предприятий  в Краснодарском крае в 2012 году.

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

«Рождаемость»

80,4

108,4

111,8

106,6

75,5

80,6

80,6

80,1

Ликвидация

15,8

45,6

130,1

35,5

27,2

35,7

62,5

52,4


Источник: Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/.

Всего в крае насчитывается 5,9 тыс. малых предприятий, численность  работников которых составляет 193,8 тыс. человек. Следовательно, около 8% населения  заняты в малом бизнесе. В целом  в Краснодарском крае наблюдается  благоприятный климат для развития малого бизнеса. По данным проекта «Индекс  ОПОРЫ 2012» в рейтинге 40 Российских регионов по индексу условий для развития малого и среднего бизнеса Краснодарский край оказался шестым. При расчете индекса использовались такие показатели, как недвижимость и инфраструктура, людские ресурсы, финансовые ресурсы, административный климат и безопасность, система поставщиков. Результат Краснодарского края вполне закономерен, ведь в течение длительного времени экономическая политика края была ориентирована в основном на создание благоприятных условий для развития малого бизнеса.[34]

Далее мы рассмотрим привлекательность  Краснодарского края в развитии малого предпринимательства.

 

 

 

2.2. Привлекательность  Краснодарского края в развитии малого бизнеса.

 

Малое и среднее предпринимательство  – динамично развивающийся сектор бизнеса, во многом определяющий темпы  экономического роста региона, структуру  и качество валового регионального  продукта, состояние занятости населения  и обеспечение социальной стабильности.

Важнейшей его особенностью является способность к ускоренному  освоению инвестиций, высокая оборачиваемость  оборотных средств, активная инновационная  деятельность. Вместе с тем, этому  виду бизнеса свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность  труда, сложности с внедрением новых  технологий, ограниченность собственных  ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Краснодарский край занимает лидирующие позиции по основным экономическим показателям развития малого предпринимательства по количеству субъектов малого предпринимательства, численности работающих и объему реализованной продукции.

По состоянию на 01.04.2012 в муниципальном образовании в Краснодарском крае осуществляют деятельность свыше 65 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, среди которых почти 19,2 тысячи – малые предприятия, свыше 150 – средние предприятия и 45,8 тысячи – предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Предприятия малого и среднего предпринимательства – это главный  источник инноваций, который помогает экономике края развиваться.

Более 54 процентов из числа  субъектов малого и среднего предпринимательства  заняты в сфере потребительского рынка, 8 процентов – в строительстве, 5 процентов – в промышленном производстве, 6 процентов – в  транспортной отрасли и связи, около 18 процентов занимаются недвижимостью, арендой и предоставлением прочих услуг. Из общего количества индивидуальных предпринимателей 55 процентов заняты в торговле. (Рисунок 5.)

Рисунок 5. Структура субъектов  малого и среднего предпринимательства  по видам экономической деятельности.

 

Источник: Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края     

http://www.mbkuban.ru/.

Ведущее место в структуре промышленного  производства принадлежит пищевой  промышленности, обеспечивающей выпуск 45% продукции. В отрасли работают:

    • 16 сахарных заводов;
    • 10 предприятий по производству плодоовощных и 7 - по выпуску рыбных консервов;
    • 42 молочных и 23 мясоперерабатывающих комбината;
    • 7 масложировых предприятий;
    • 2 чайные и 2 табачные фабрики;
    • 48 специализированных виноградарских хозяйств;
    • 11 винзаводов, 4 спиртзавода;
    • 25 хлебопекарных предприятий.

Информация о работе Теоретически аспекты исследования предпринимательства